Рейтинг Science Index РИНЦ 2017 12 место — направление «Психология» 1,161 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 0,838 — двухлетний импакт-фактор ![]() Психолого-педагогические исследования Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (online): 2587-6139 DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psyedu Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2009 года Периодичность: 4 номера в год Формат: электронное издание Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психолого-педагогические исследования Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов как ресурс развития инклюзии в вузе 79
Саитгалиева Г.Г., кандидат социологических наук, директор центра по учебно-методическому сопровождению деятельности региональных ресурсных центров по обучению инвалидов, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ggg2910@mail.ru
Васина Л.Г., специалист по учебно-методической работе в учебно-производственной лаборатории «Технические и программные средства обучения студентов с ограниченными двигательными функциями» факультета информационных технологий, ФГБОУ ВО МГППУ, festivalnt@mail.ru Гутерман Л.А., кандидат биологических наук, доцент кафедры инклюзивного образования и социально-педагогической реабилитации Академии психологии и педагогики, директор Центра инклюзивного образования, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия, Lara57@mail.ru АннотацияВ статье анализируется деятельность ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее — РУМЦ) в университете, на базе которого он создан. Приводятся данные мониторинговых исследований и анкетирования, проведенных РУМЦ в 2017–2018 гг. по параметрам, которые сегодня являются ключевыми в оценке состояния высшего инклюзивного образования в любом вузе Российской Федерации. Проведен анализ состояния основных направлений деятельности РУМЦ в вузе. На основе обобщения и систематизации данных определяется специфика работы центра внутри университета. Выявленные в результате проведения мониторинговых исследований и анкетирования проблемы позволили определить основные траектории дальнейшей деятельности РУМЦ в университете. Инклюзивное образование студентов с инвалидностью является важнейшим фактором активизации ресурсов всех субъектов образовательного процесса, в том числе и структурных подразделений университета, которые сопровождают процесс обучения данной категории обучающихся. Обобщение реализованных в 2016–2018 годы видов работ и выполнение мониторинговых исследований Ресурсным учебно-методическим центром по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья МГППУ позволяет говорить о значительной роли данного центра в развитии инклюзивной образовательной среды вуза. Ключевые слова: обучение студента с инвалидностью, ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействие ресурсного учебно-методического центра со структурными подразделениями вуза при обучении студентов с инвалидностью Рубрика: Инклюзия в высшей школе: психолого‐педагогические исследования Тип: научная статья Благодарности
Авторы благодарят за помощь в сборе данных для исследования всех исполнителей Государственного задания за 2017, 2018 годы. Фрагмент статьи Как и любая система, деятельность РУМЦ на базе образовательных организаций высшего образования есть полифункциональное и многоуровневое образование, находящееся в сложных связях с теми явлениями и процессами, которые протекают внутри университета. В структуре деятельности РУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья можно выделить три плана изучения. Литература
Статьи по теме
Инклюзивное образование, Педагогическая психология | Рубцов В.В., Алехина С.В., Хаустов А.В. Инклюзивное образование, Педагогическая психология | Байрамов В.Д., Герасимов А.В. Инклюзивная образовательная среда университета: особенности и проблемы проектирования (опыт МГГЭУ) Инклюзивное образование | Айсмонтас Б.Б., Панюкова С.В., Саитгалиева Г.Г. Учебно-методическое сопровождение обучения студентов с инвалидностью в вузе Инклюзивное образование, Организационная психология | Панюкова С.В., Саитгалиева Г.Г., Сергеева В.С. |
© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ |