Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS
 

По Гамбургскому счету

24.12.2012

90

О том, как в России и в мире принято сравнивать эффективность исследовательской деятельности конкретных учёных и конкретного научного учреждения, в своей лекции в «Газете.Ru» рассказывает начальник управления научных исследований СПбГУ Ольга Москалева.

Осенью 2012 года по результатам мониторинга 520 высших учебных заведений, проведенного совместно с Рособрнадзором, Минобрнауки обнародовало перечень 136 российских вузов «с признаками неэффективности». Этот перечень, в который попали и некоторые уважаемые и престижные учебные заведения, вызвал недоуменную реакцию в научном, преподавательском и экспертном сообществе, справедливо усмотревшем в нем скрытую политическую подоплеку и очередной раунд борьбы бюрократических элит, связанной с перераспределением ресурсов. Больше всего сомнений вызывают критерии министерского мониторинга, уравнивающие показатели научной и преподавательской эффективности с уровнем доходов вуза в расчете на одного преподавателя и общей площадью принадлежащих вузу помещений.

Между тем единственным общепризнанным критерием эффективности того или иного вуза, помимо качества подготовки специалистов, является объем и уровень осуществляемой на его базе научно-исследовательской деятельности, что нашло отражение и в указе президента РФ от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», в котором предписано увеличение к 2015 году доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (Web of Science), до 2,44 процента.

Что именно означают эти проценты, что такое Web of Science, какие еще существуют инструменты, измеряющие эффективность отдельных ученых, коллективов и даже целых стран, и как именно следует их использовать для правильной организации научного процесса и формирования политики в области науки, расскажет в цикле лекций, посвященных наукометрии, один из ведущих специалистов в этой области — начальник управления научных исследований СПбГУ Ольга Москалева.

В последнее время все большее значение при выделении финансовых и материально-технических ресурсов уделяется вопросам повышения эффективности научной деятельности, разрабатываются критерии оценки и показатели, которые должны продемонстрировать, как работают отдельные ученые, группы ученых, институты и вузы. В связи с этим постоянно используются понятия «индекс цитирования», «индекс Хирша» и другие параметры, причем далеко не все из объектов оценки (ученых), а тем более администраторов, которые осуществляют собственно оценку, знают и понимают, что они означают, откуда берутся и как считаются. Еще меньше понимания того, можно ли использовать эти показатели (а если можно, то как) для сравнения деятельности разных ученых, лабораторий или институтов.

Индекс Хирша 10 – это хорошо или плохо? Индекс цитирования – это показатель или база данных?

Теоретические знания можно, при желании, получить из имеющейся литературы по наукометрии, где есть соответствующие определения, но что делать, когда в отчетных документах просят указать количество статей и их цитирований по Web of Science и не указывают, где и как эти данные получить?

Так все-таки, можно ли сравнивать по количеству публикаций и их цитированию работу разных ученых или институтов?

Эти показатели так сильно зависят как от области знаний, так и от возраста ученого или организации, что напрямую, естественно, их применять нельзя. Использование средних показателей, таких как цитирование одной статьи, также неадекватно, особенно при сравнении «физиков» и «лириков» и даже физиков-теоретиков и физиков-экспериментаторов. Для решения этой проблемы имеется масса подходов, основанных, как правило, на использовании разнообразных весовых и нормированных показателей.

Базовые наукометрические показатели: журнальный импакт-фактор, индексы цитируемости и научной активности

Основные используемые в наукометрии (библиометрии) показатели можно условно разделить на две основные группы:

Показатели «рейтинговости» журнала:

– Импакт-фактор (JCR, Thomson Reuters, или РИНЦ)
– SNIP (Source-Normalized Impact per Paper, Moed H. F. )
– SJR (SCIMago Journal Ranking)

«Нежурнальные» индексы: показатели публикационной деятельности ученого, организации, области знаний и т. д.:

– Индекс Хирша
– Средняя цитируемость

Источник: Газета.ру


 
Подкаст PsyJournals.ru

POSSTER

«Прямая речь» — авторы журналов об исследованиях в психологии и образовании

Слушать online |  Подписаться через iTunes

Подписка на новости портала

журналы, статьи, новости издательств

О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика