Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8451Ключевые слова 20557 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS
 

Информационные компетенции будущего

29.05.2013

130

Характерной проблемой современного мира является широкое распространение новых, неизвестных предыдущим поколениям инструментов и средств, которые способствуют налаживанию общения, сотрудничества и торговли на расстоянии, распространению литературных трудов, идей, взглядов и мнений, а также их оценки и комментариев к ним. Навыки, необходимые для эффективного использования этого инструментария, не приобретаются в достаточной мере в процессе обучения и не передаются детям от их родителей, которым часто оказывается труднее выйти на уровень быстро развивающихся технологий.

В то же время, трудно переоценить роль информационной и медиакомпетентности в любой сфере современного мира, будь то частная жизнь, профессиональная или общественная деятельность.

Всем кто занимается формированием информационных компетенций (педагогам, специалистам в области медиаобразования и библиотечно-информационных наук, а также руководителям и экспертам органов управления в сфере культуры, науки и образования, родителям) рекомендую познакомиться с изданием «Цифровое будущее. Каталог навыков медиа- и информационной грамотности», переведенным и изданным Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества.

В издании представлены ключевые навыки компетентного использования информации во всех ее формах, объединенные в рамках всеобъемлющего и системного подхода к концепции медиа- и информационной грамотности. В нем охватываются все возрастные группы, которые относятся к одной из двух категорий – формальному образованию и обучению на протяжении всей жизни.

Минимальный уровень навыков предполагает лишь ограниченное участие в информационном обществе за счет использования СМИ. Оптимальный уровень означает, что человек уже способен активно участвовать в создании медиасреды. Уровень навыков, который характеризуется как высокий, предполагает способность вызывать социальные изменения посредством СМИ, привлекать к участию других пользователей, делиться знаниями с другими пользователями и консультировать их.

Для обязательного образования уровень навыков определяется в соответствии с шестью различным ступенями обучения: дошкольное обучение, начальная школа (здесь выделяются две группы: с 1-го по 3-й класс и с 4-го по 6-й класс), средняя школа, старшая школа и университет. Учитывая, что для обучения взрослых разделение на возрастные группы не должно иметь принципиального значения, были выделены 3 ступени с учетом имеющихся навыков: минимальный уровень, оптимальный и высокий.

Навыки условно разделены на 8 тематических категорий:
1) использование информации,
2) отношения в медиасреде,
3) язык медиа,
4) творческое использование медиасредств,
5) этика и ценности в информационной и медийной среде,
6) безопасность в информационной и медийной среде,
7) право в информационной и медийной среде,
8) экономические аспекты медиа. 

В разработке каталога навыков за основу были взяты рекомендации Европейской комиссии, приведенные в документе «А European approach to media literacy in the digital environment». Уверен, что издание станет полезным инструментом, который сделает возможным создание набора разнообразных учебных материалов для различных этапов обучения медиа- и информационной грамотности и обучения на протяжении всей жизни.

Источник: http://ideafor.info/?p=8482


 
Подкаст PsyJournals.ru

POSSTER

«Прямая речь» — авторы журналов об исследованиях в психологии и образовании

Слушать online |  Подписаться через iTunes

Подписка на новости портала

журналы, статьи, новости издательств

О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика