Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS
 

Можно ли воспитать сострадание?

31.03.2008

101

Можем ли мы научиться быть сострадательными? Согласно недавнему исследованию в Университете Висконсин-Мадисон – да. Культивирование сострадания и доброты через медитацию влияет на области мозга, которые делают человека более эмпатичным к состояниям других людей.
Первое исследование проводилось с помощью метода функционального магниторезонансного исследования (ФМРИ). Оно проводилось для того, чтобы понять могут ли такие позитивные эмоции как любовь и доброта быть выучены аналогично игре на музыкальных инструментах и спортивным навыкам. Как показало сканирование, активность мозга принципиально отличалась у испытуемых, практиковавших медитацию сострадания. По мнению ученых, люди (от детей-хулиганов, до склонных к депрессиям взрослых) и общество могут много получить от таких медитаций.
Это исследование проводилось в рамках изучения группы тибетских монахов, чья практика медитаций составила не менее 10000 часов. 16 монахов сравнивались с таким же количеством не медитировавших ранее испытуемых, которых обучали основам этой медитации в течение двух недель до начала исследования. Поскольку в этой медитации используется множество техник, обучение и практика может занимать несколько лет. Испытуемые в контрольной группе концентрировались на любимых ими людях, желали им благополучия и свободы от страданий. После некоторой практики этого, их просили вызвать эти же чувства по отношению к любому человеку.
Каждый из 32 испытуемых прошел ФМРИ во время которого их просили начать или воздержаться от этой медитации. В каждой из этих фаз исследования испытуемым предъявляли записи голосов (с позитивными, негативными и нейтральными коннотациями), которые могли вызвать у эмпатический ответ: голос депрессивной женщины, смех ребенка и шум ресторана. Звуковая стимуляция была использована, чтобы испытуемые могли оставаться с немного открытыми глазами, не сфокусированными на каких-либо визуальных стимулах, как это происходит во время медиации.
Сканирование мозга выявило значительное повышение активности островковой доли большого мозга - участка около лобной доли, имеющего первостепенное значение в телесном выражении эмоций – во время медитации, сопровождавшейся звуковой стимуляцией. Степень активности этой зоны мозга также связана с интенсивностью медитационной практики.
Активность также увеличилась в височно-теменной части, в особенности правого полушария – области, играющей важную роль в эмпатии, и, в особенности, в восприятии психического и эмоционального состояния других людей. Две этих области мозга связаны с сопереживанием и эмпатией. Сочетание этих состояний, более заметное у опытных медитирующих, было очень мощным.
Эти данные подтверждают предположение, что благодаря специальным практикам люди могут становиться счастливее и сострадательнее. Способность сострадать, которая включает в себя управление другими эмоциями и мыслями, может быть также полезна для предотвращения депрессии у склонных к ней людей.


Источник: Выход есть


 
Подкаст PsyJournals.ru

POSSTER

«Прямая речь» — авторы журналов об исследованиях в психологии и образовании

Слушать online |  Подписаться через iTunes

Подписка на новости портала

журналы, статьи, новости издательств

О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика