Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8451Ключевые слова 20578 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS
 

У синэстетов редкие буквы ассоциируются с редкими цветами

16.05.2008

115

Несмотря на характерную идиосинкретичность синэстетических ассоциаций между цветами с одной стороны и буквами и цифрами с другой, среди них выделяются наиболее частые. Как показали британские психологи, наиболее используемые в речи звуки и буквы чаще ассоциируются с «простыми» цветами широко распространенных в том или ином языке названий.

Графемно-цветовая синэстезия – это психологическое явление, которому в разной степени подвержена значительная часть населения Земли. У таких синэстетов все или некоторые буквы и цифры ассоциируются с определенными цветами, при том эти ассоциации индивидуальны и стойки. Ярким синэстетом был, например, Владимир Набоков.

Джулия Симнер и Джейми Уорд из Университетов Эдинбурга и Суссекса, обрабатывая свои собственные результаты по 70 графемно-цветовым синэстетам и данные 19 исследований своих коллег, заметили, что часто встречаются одни и те же ассоциации – например, буква A ассоциируется с красным цветом. Проведя статистический анализ по тем же данным, Симнер и Уорд показали, что частоты использования в речи названия цвета и ассоциируемых с ним букв значимо коррелируют.

Как поясняют ученые, это означает, что распространенные буквы – вроде A – часто встречаются в парах с «обычными» цветами – например, красным. В то же время редкие буквы, примером которых они приводят V, ассоциируются с менее распространенными цветами – например, лиловым. У Набокова русскому «А» соответствовали цвета «черно-бурой» группы, а звук «Ю» был «латуневым». У персонажа поэмы Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки» буква «Ю» была густой красной.

По мнению психологов, это показывает, что на формирование синэстетических ассоциаций влияют факторы внешней среды обучения. Тем не менее, точные причины таких корреляций пока не ясны.

Британцы уверены, что их работа, опубликованная в последнем выпуске Psychological Science, объясняет и замеченный прежде эффект, связывающий частоту использования графем и насыщенность цвета, с ним ассоциирующегося: дело лишь в том, что самые часто употребляемые названия цветов – «белый» и «черный» – соответствуют цветам наименее насыщенным.


Источник: Газета.ru


 
Подкаст PsyJournals.ru

POSSTER

«Прямая речь» — авторы журналов об исследованиях в психологии и образовании

Слушать online |  Подписаться через iTunes

Подписка на новости портала

журналы, статьи, новости издательств

О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика