Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Психология телесности: теоретические и практические исследования

ISBN: 978-5-94321-171-3

Издатель: Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского

Год издания: 2009

 

Социально-психологический анализ телесности: возможности и перспективы 2018

Заржицкая О.А., старший преподаватель кафедры психологии БрГУ им. А.С.Пушкина, г. Брест, Беларусь; соискатель кафедры прикладной психологии Белорусского государственного университета им. М.Танка., Беларусь, zarzhyckaya@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена выделению оснований для анализа проблемы телесности в социальной психологии. Автор опирается на положения философского, социокультурного, социоло-гического подходов.

Рубрика: Теоретические проблемы психологии телесности

Тип: материалы конференции

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Проблема человеческого тела как одного из средств социальной коммуникации и орудия социального воздействия была актуальной на всех культурно-исторических этапах развития человеческого опыта. Тем не менее, особое значение данная проблема имеет сегодня. Так, В.М. Розин отмечает, что в современном мире наблюдается всплеск интенсивного развития телесно ориентированных социальных практик (особых техник строительства тела – бодибилдинг, натуропатическое питание; возрождение танцевальной и физической культуры, увлечение восточными практиками тела, гимнастики, смены пола, попытки достижения бессмертия – креоника и т.д.). «Проблемность» телесности связывается именно с массовостью и экономической выгодностью указанных практик, с одной стороны, и трудностей с концептуализацией тела в современной науке, с другой стороны. «Телесный канон» (телесный идеал) конца ХХ – начала ХХI в. оказался тесно связан с особенностями постиндустриального общества. Среди таких особенностей Ю. Г. Фролова выделяет расширение сферы обслуживания и средств массовой коммуникации в структуре современной экономики, ориентации личности на удовлетворение желаний, развлечение, получение удовольствия и формирование потребительской культуры в качестве основы личностной культуры; укрепление влияния политических и религиозных движений, уделяющих особое внимание проблеме тела, изменение отношения к браку, расширением и усилением влияния медицины (особенно косметической) во всех социальных сферах. Как указывает А.С. Панарин, в эпоху постмодернизма именно человеческая телесность, а не особое происхождение, в силу расширения и увеличения стоимости сферы услуг и появления огромного количества специалистов ее «конструирования» (врачи, массажисты, тренеры, диетологи, пластические хирурги, косметологи, парикмахеры, визажисты, модельеры, дизайнеры и т.д.) определяет привилегированное положение человека в современном обществе. В производство «привилегированной телесности», вопреки заявлениям о ее «естественности», занимается целые социально-экономические структуры и институты (массажисты, визажисты, стилисты). В современном мире «тело» человека стало мощной метафорой элитарной потребительской культуры. Как отмечает Фезерстоун М., в современной консумеристской культуре коммерционализируемое тело становится центральным в построении смысла идентичности личности. Б. Тернер предлагает современное западное общество определять как «соматическое» - озабоченное вопросами телесной репрезентации, основные социальные проблемы которых выражаются уже посредством телесных практик. Как утверждает Б. Тернер, «сегодня мы должны быть привлекательными, чтобы быть социально приемлемыми».

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика