Психологические журналы
Рекомендован УМО 050400 по психолого-педагогическому образованию
РУССКИЙENGLISH
Каталог изданий 64Рубрики 50Авторы 5515Открытые статьиПодписка ЧитателямАвторам
Loading

Психология телесности: теоретические и практические исследования

ISBN: 978-5-94321-171-3

Издатель: Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского

Год издания: 2009

Статусы статьи
 
Статья в открытом доступе (HTML+PDF)
 
Статья без полного текста
 
Статья платная (используйте кнопку «Купить статью» или оформите подписку)
 

Становление образа телесного Я как проблема рождения личности

Богданова М.А., кандидат философских наук, доцент кафедры философии, культурологи и философии науки Педагогического института ГОУ ВПО «Южный федеральный университет», bogdanomar@list.ru

Аннотация

Статья посвящена проблеме философского осмысления телесности человека. В статье подчеркивается важность междисциплинарного подхода в понимании человеческой телесности. Автор исследует факторы и механизмы превращения биологического тела человека в тело культурное. Дан анализ роли телесности в становлении личностного Я, выявлены сущностные стороны форм телесных репрезентаций.

Библиографическая ссылка на публикацию

Фрагмент статьи

Исторически закрепленная рационалистическая традиция противопоставления «человека телесного» и «человека духовного» продолжает воспроизводиться не только в русле теоретических поисков, но в том числе и на практике, (в различных институтах социализации: в семье, в системе образования, воспитания), где эта традиция закрепляется и продолжается. Распространенным и даже обычным является подход, при котором телесно-физические качества человека являются объектом воздействия сами по себе, а интеллектуальные и духовные – сами, без какого-либо сопряжения их между собой.

Что же предлагает современная система образования личности для развития его тела и формирования образа его телесного «Я»? Основное внимание уделяется развитию у субъекта психофизических качеств, связанных с выполнением локомотивных и оперативных действий, необходимых ему для социального взаимодействия. Формирование отношения к телесности сводится к механическому, неосознаваемому освоению субъектом возможностей своего тела как носителя сознания. Телу отводится роль пассивного образования, поддерживающего и воспроизводящего процесс ментального обучения. Самоидентификация личности связывается с тем, что личность должна определить свое положение в социальном мире и усвоить те телесные техники, которые являются необходимым условием для осуществления тех или иных видов деятельности и восприятия сообществом поведения данной личности как приемлемого. «Таким образом, применение современной модели образования может иметь одним из побочных результатов то, что человек отчуждает от себя собственное тело. «Отчуждение» происходит тем быстрее, чем в большей мере субъект ориентируется на общепринятые формы поведения и чем меньше значения он придает собственной уникальности. Страх порождает слабое тело, напряжение ума и ограничение эмоционально-чувственных проявлений». [1, С.102] Устойчивость традиции разъединения телесности и духовности, раз­ведения «внутреннего» мира человека и его внешней явленности, влечет за собой, наряду с уже упомянутой проблемой, проблему отсутствия подлинной культуры здоровья, и иные, не менее важные социальные проблемы – к примеру, расширение платформы для роста девиантного поведения в ситуации, когда телесно-физическое развитие оторвано от других аспектов становления личности. К такого рода последствиям – как личностно, так и социально значимым – следует отнести и отсутствие у большой части людей эстетики двигательной деятельности, несформированность эстетики тела как немаловажного компонента общей культуры.

Литература
  1. Никитин, В.Н. Онтология телесности: Смыслы, парадоксы, абсурд.- М.: Когито-Центр, 2006
  2. Тищенко, П.Д. Психика и соматические процессы// Общественные науки и здравоохранение. М.,1987
  3. Тхостов, А.Ш. Психология телесности. – М.: Смысл, 2002.
  4. Бахтин, М.М. Работы 20-х годов. Киев, «Next», 1994.
  5. Эвальд Васильевич Ильенков /Э.В.Ильенков; [под ред. В.И. Толстых]. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008.
  6. Куц, В. Культура самозащиты: русский кулачный бой. Ростов н/Д.: Феникс, СПб: Северо-Запад,2006.
  7. Лурия, А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. Экспериментально-психологическое исследование. М., 1974
  8. Merleay-Ponty, M. Phenomenology of Perception. L., 1968.

 
Служба поддержки
Email: support@psyjournals.ru
Skype: ryks.ts
Обратная связь
Читателям
●  Условия подписки
●  Помощь читателю
●  Отзывы
●  Акции и конкурсы
●  Каталог изданий МГППУ
Авторам
●  Требования к публикации
●  Персональная страница
●  ГОСТы NEW!
●  Анкета автора
Издателям
●  Партнеры PsyJournals.ru
●  Информационное спонсорство
●  Приглашаем издателей
●  Кодекс этики публикаций
PsyJournals.ru
●  О проекте
●  Карта портала
●  Медиакит
●  Ключевые слова
PsyJournals.ru - психологические журналыЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2014 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-55675 от 09 октября 2013 г.

Издатель: ГБОУ ВПО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Блог Psyjournals.ru Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Google+ PsyJournals на Youtube Яндекс цитирования Яндекс.Метрика