Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Психология телесности: теоретические и практические исследования

ISBN: 978-5-94321-171-3

Издатель: Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского

Год издания: 2009

 

Образы «Я» как подструктуры Я-концепции у молодых людей с игровой компьютерной зависимостью 2072

Трафимчик Ж.И., магистр психологических наук, аспирант ГОУ ВПО «Белорусский государственный университет», факультет философии и социальных наук, кафедра психологии, Zhanna_GRGU@mail.ru

Аннотация

В данной статье представлена информация об актуальной проблеме современного общества – игровой компьютерной зависимости или зависимости от компьютерных игр. В частности, данная статья посвящена изучению особенностей Я-концепции лиц с игровой компьютерной зависимостью на этапе юношеского возраста. Определено соотношение понятий Я-реальное и Я-идеальное как компонентов Я-концепции личности, уточнена их взаимосвязь в структуре личности. В данной статье представлены результаты эмпирического исследования нового компонента Я-концепции личности с игровой компьютерной зависимостью – Я-виртуального.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В современном мире, наряду с его выдающимися открытиям и достижениями, возрастающей компьютеризацией современного общества, стала актуальной проблема игровой компьютерной зависимости или зависимости от компьютерных игр.

Начиная с самого раннего детства, новое компьютерное поколение погружается в систему не только традиционных, но и новых компьютерных игр. Они требуют находчивости, изобретательности, умения мгновенно принимать решения. Ребенок, взаимодействующий в процессе игры с компьютером, видит в нем партнера, чутко реагирующего на его индивидуальные особенности. Этот партнер является его творческим «двойником».

Как показывают исследования Ш. Теркл (Turkle Sh.), дети, вырастающие в тесном общении с компьютерами и электронными игрушками, в психологическом, морально-духовном и мировоззренческом плане довольно существенно отличаются как от своих некомпьютеризованных сверстников, так и от детей предшествующих поколений. Речь идет не только о навыках владения вычислительной техникой, но об изменениях фундаментальных духовно-культурных структур, понятий и представлений [1]. Дети компьютеризованного поколения, которых японский профессор Маруама по аналогии с интеллектуальными компьютерами назвал пятым поколением, имеют совершенно особое представление о жизни и смерти, об одушевленности людей, животных и компьютеров. Они иначе организуют свое время, свой внутренний мир, развивают свои интеллектуальные способности не просто быстрее и разностороннее, но в ином социально-временном измерении. Уже компьютерные игры, как показывают исследования, могут увлечь детей и юношей до самозабвения, до полного смешения реального и компьютерного мира и даже вытеснения первого последним [2].

Литература
  1. Turkle, Sh. The second self. Computers and the Human Spirit. – N. Y., 1984.
  2. Ракитов, А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991.­ – 287 с.
  3. Иванов, М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека //Психология зависимости: хрестоматия /Сост. К.В. Сельченок. Минск: Харвест, 2004.
  4. Змановская, Е. В. Психология девиантного поведения: структурно-динамический подход. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2005. - 274 с.
  5. Змановская, Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений. - М., 2003.
  6. Налчаджан, А.А. Я – концепция // Хрестоматия: Психология самосознания / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара, 2003. – 270 с.
  7. Ананьев, Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых // Психология развития. – СПб.: Питер, 2001. – С. 298-329
  8. Шмелев, А.Г. Психодиагностика и новые информационные технологии // Компьютеры и познание. М.: Наука, 1990. - С. 95.
  9. Фомичева, Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник МГУ.- Сер. 14. -Психология. -1991, № 3. - С. 27-39.
  10. Шмелев, А.Г. Мир поправимых ошибок // Вычислительная техника и ее применение. Компьютерные игры. – 1988, № 3. - С. 16-84.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика