Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20236 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Психология телесности: теоретические и практические исследования

ISBN: 978-5-94321-171-3

Издатель: Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского

Год издания: 2009

 

Психо-восприятие тело-образа: парадигматичекий посыл древнего автора 638

Ципко А.В., кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Центра украиноведения философского факультета, Киев, Украина, uznavstvo@univ.kiev.ua

Аннотация

В статье рассмотрены особенности конструирования сообщительной и знаковой формы в тексте произведений книжников киево-русского периода. Ними использовано космологическое видение как культурно «живой» художественный субстрат для изображения «тело-движений» лиц-участников основных событий на Руси того времени. Этот субстрат предоставлял почву для создания особой образности в словесно-художественной «телесной явленности» в древней русской словесности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Телесность в письменной словесности – это удерживание связи с древнейшим (прежним) временем, где космогоническое восприятие являлось моделированием памяти и включенности в изначальность бытийного «изложения» мира. Иначе не могло и случится, так как и космогония (изначальность), и космология (восприятие) существа мира и миропорядка – здания-строения – не последования, а взаимоистекающие и дополняющие повествования. Космология посредством телесности расходится (расплывается) члено-представленностью мира – тела в космогоническом источников знании. По этой причине и само слово как в дописьменной проявленности, так и в письменном запечатлевании является тело-облеченным – тело-явленным.

Космогоническая видимость тела не исключена и из состава слова и словесности книжной. Но в этом случае появляется иное тело-водительство. Преобладающее – направляющее сило-действие возымевает Душа как сосредотачивающее вместилище мировой силы – космологического перетекания. Совершенно ясно, что в подлинном основании модели тело-действования закладывается космогония как издревле являющая схема моделирования мира и человеческого включения в нее. Прежний экспансивный дух, движущий телом, становится водимым Душой при господствующем со-участии в тело-действиях от нее же. Она – голос Всемирного созвучия в человеческом теле во время Слова книжного. Поэтому и тело-действенность в образо-явленности, творимая книжниками, – это сочетательное со-движение Души и тела. Во множестве случаев именно неусыпная Душа становится причиной – деятелем явственности «некостности» тела и его движительных проявлений. Именно тогда художественный образ книжного творчества становится немеркнущей господствующей высотой художественной картины, воспроизводящей человека как миропроходца, а не всюду не принятого чужестранца.

Литература
  1. Порфирьев, И. История русской словесности. – Ч.І. – Казань, 1886. – 724 с.
  2. Материалы международной церковно-исторической конференции, посвященной 1000-летию крещения Руси. – К., 1986. – 198 с.
  3. Києво-Печерський Патерик (вступ, текст, примітки Д. Абрамович) – К., 1931. – 278с.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика