Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Психология телесности: теоретические и практические исследования

ISBN: 978-5-94321-171-3

Издатель: Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского

Год издания: 2009

 

Психология детской телесности: работа с дошкольниками 1368

Тулушева Е.С., аспирантка ГУ ВШЭ (г. Москва), клинический психолог, ГУ ЦСПСиД (Государственное Учреждение Центр Социальной Помощи Семье и Детям) Восточное Дегунино, k-helena1@yandex.ru
Полный текст

Изучение вопросов взаимосвязанности телесных и «душевных» процессов в организме человека имеет древние корни. Однако научная терминология, объясняющая эти процессы, возникла только в начале XIX века, а специализированные исследования начались лишь век спустя. Согласно мнению Р.А. Лурия: «Нет никаких только психических и только соматических болезней, а имеется лишь живой процесс в живом организме; жизненность его и состоит именно в том, что он объединяет в себе и психическую, и соматическую сторону болезни». Таким образом, на современном этапе развития науки, психосоматика представляет собой отдельное направление исследований на пересечении психологии, медицины и психотерапии.

Существуют определенные классификации психосоматических заболеваний согласно их телесной топографии: сердечно-сосудистые заболевания (гипертония, вегето-сосудистая дистония, инфаркт),  заболевания ЖКТ (гастрит, язва), кожные заболевания (экзема, нейродермит) и другие, а также классификации, построенные на выделении психологических причин заболеваний (стрессы, эмоциональные перегрузки, подавление эмоций и проч.). [1]

По мере развития исследований психосоматических заболеваний создаются отдельные направления психологической и психотерапевтической работы с ними, составляющие все большую конкуренцию психофармакологии. К таковым относятся, прежде всего, ТОП (телесно-ориентированная психотерапия), танцедвигательная терапия. Успешная работа с психосоматикой проводится также в рамках таких направлений, как арт-терапия, НЛП, сказкотерапия.

Однако, несмотря на высокий уровень разработанности данной темы, можно говорить об остром недостатке исследований и публикаций по детской психосоматике. Этот факт представляется, безусловно, странным, учитывая достаточно ярко выраженную возрастную «привязанность» определенных психосоматических заболеваний. Так, например, типичными для подросткового и юношеского возрастов являются психосоматические заболевания сердечно-сосудистой системы (особенно гипотония, вегето-сосудистая дистония) или ЖКТ (в основном гастриты), которые крайне редко встречаются у детей дошкольного и младшего школьного возраста. В то же время заболевания кожной и мочеполовой системы в контексте психосоматики среди дошкольников занимают ведущее место. [2]

И если вопросам подростковой психосоматики в последние годы все больше уделяется внимание в рамках психологических исследований «переходного возраста», то родители дошкольников вынуждены обращаться в основном в медицинские учреждения, а не психологические центры. Это обуславливается не только недостаточностью исследований и разработок, но и острой нехваткой надежных информационных ресурсов по детским психосоматическим заболеваниям.

Автор данной статьи хотел бы поделиться собственным опытом  работы с психосоматическими заболеваниями  детей дошкольного возраста.

Выбор методов психологической работы с дошкольниками определяется их уровнем развития. Вербальные обсуждения психологических проблем с детьми практически не дают терапевтического результата, а обсуждения психосоматических заболеваний, суть которых абсолютно неясна ребенку, тем более не имеют логического обоснования. В связи с такой возрастной спецификой основными методами работы с дошкольниками является арт-терапия и игровая терапия. Работа ведется только в индивидуальном режиме, что обуславливается несколькими факторами. Во-первых, симптоматика детей даже в рамках одного заболевания может серьезно варьироваться. Так, например, среди шести обследованных детей с энурезом, трое страдали только ночным недержанием, двое – недержанием дневным и ночным, один – только дневными проявлениями недержания. При этом частота проявлений варьировалась от 3-5 раз в неделю до 5-6 раз в сутки. Кроме того, у двоих детей проявления периодически сопровождались энкапрезом, в то время как у других четырех такая симптоматика ни разу не отмечалась. Во-вторых, в рамках одного заболевания, причины его для каждого ребенка были настолько индивидуальны, что в большинстве случаев даже родители не могли точно вспомнить, когда и при каких обстоятельствах они впервые заметили симптомы, и при каких обстоятельствах происходит обострение.

Работа с детьми ведется в режиме 1-2 занятия в неделю по 50-60 минут. Занятия носят систематический характер, проводятся всегда в одно и то же время, что позволяет создать безопасное психологическое пространство для ребенка. Перед каждым занятием проводится опрос родителей, цель которого – обратить их внимание на соматическую симптоматику ребенка, особенности ее проявления (время, место, события). Таким образом, родители включаются в регулярное наблюдение за ребенком, анализ провоцирующих обстоятельств, специфику поведения ребенка в определенных ситуациях. В некоторых случаях такое повышение объема родительского внимания к симптоматике ребенка влечет за собой определенный терапевтический эффект, поскольку в основе психосоматических симптомов лежит «призыв» организма обратить внимание на проблему.

Структура занятий не имеет четкой организации во избежание навязывания ребенку жестких рамок и ограничений. Первичная психодиагностическая встреча проводится после подробной беседы с родителями и сбора анамнеза. Само занятие не предполагает активного вмешательства психолога, который лишь может задавать вопросы по теме рисунка или игры ребенка. Уже на втором-третьем занятии дошкольники выходят на обыгрывание/изображение беспокоящей их темы. Основной задачей психолога является удержание высокого уровня концентрации внимания на протяжении всего сеанса работы. Внимательного наблюдения в работе с дошкольниками обычно бывает достаточно, чтобы выявить основные направления для дальнейшей терапии.  Рисунок является важным диагностическим методом: он позволяет выявить тревоги и переживания ребенка не только через сюжет, но и через цветовую гамму, характер линий, интенсивность закрашивания и пр. Игровая форма терапия позволяет ребенку передать свои переживания через игрушки. В данном случае диагностическими критериями также являются сюжет игры, выбор игрушек (размер, пропорциональность относительно других игрушек, форма), диалоги в игре, использование определенных речевых оборотов и многое другое. [3]

Таким образом, по истечении 2-3 занятий у психолога набирается определенная тематика, которая интересует ребенка и требует дальнейшего развития в терапии. Задача психолога на данном этапе работы – помогать ребенку выражать его эмоции и переживания, поддерживая и «принимая» его, создавая ему безопасное психологическое пространство.

Длительность и эффективность работы с детьми с психосоматическими симптомами зависят от целого ряда факторов. Одним из наиболее значимых является продуктивная работа с семьей. Снятие симптоматики у ребенка будет носить лишь временный характер, в том случае, если травматическое событие, вызвавшее симптомы, произошло внутри семьи. Вариации психологических травм, нанесенных ребенку семейным окружением, очень широки. Среди упомянутых 6 обследованных детей таковыми являлись: развод родителей, регулярные конфликты, телесные наказания, эмоциональное насилие, неадекватно завышенные требования по отношению к ребенку, регулярные эпизоды запугивания ребенка. Таким образом, работа с детскими телесными проявлениями психологических проблем должна также включать определенную «работу над ошибками» с его семьей.

На сегодняшний день рынок психологических услуг предлагает достаточно широкий спектр видов помощи детям с психосоматикой. Однако их эффективность и безопасность в большинстве случаев не имеет подтверждений, поскольку в основу разработки таких методов заложен не научно-исследовательский принцип, а лишь практический опыт. Нередко такие методики работы с детской психосоматикой создаются психологами на базе их опыта работы с психосоматикой взрослой. В таком случае, основные техники терапии, построение сеанса, режим и многое другое фактически просто переносится с небольшими изменениями из работы с взрослыми на ребенка, без учета специфики возрастного развития психики ребенка. В других же случаях с детьми с телесными симптомами психологи работают по принципу работы с обычными детьми, то есть, используя знакомые им психологические методы работы с детскими эмоциональными расстройствами, коммуникативными проблемами, поведенческими нарушениями.

Таким образом, в вопросе психологии детской телесности можно отметить острый недостаток научной базы,  экспериментальных масштабных исследований, научно-обоснованных разработок, отсутствие которых приводит к активному использованию непроверенных и очень спорных методов практической работы с детской психосоматикой.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Малкина-Пых, И.Г. Психосоматика. – М.: Эксмо, 2008.
  2. Брязгунов, И.П. Психосоматика у детей. – М.: Психотерапия, 2009.
  3. Винникот, Д. Игра и реальность. – М.: Институт общегуманитарных исследования, 2002.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика