Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 90Рубрики 51Авторы 7777Ключевые слова 18863 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS

Психология телесности: теоретические и практические исследования

ISBN: 978-5-94321-171-3

Издатель: Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского

Год издания: 2009

 

Влияние игровой деятельности на развитие восприятия детей дошкольного возраста 1666

Медведева И.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры прикладной психологии ГОУ ВПО «Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г.Белинского», iamedvedeva@inbox.ru
Полный текст

Окружающий нас мир включает в себя разнообразие форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Он обладает множеством явных и скрытых свойств, которые человек учится открывать для себя в детстве. Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет, но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом (комнату, картину, дерево, звучащую мелодию). Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает восприятие - процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие даже какого-нибудь простого предмета очень сложный процесс, который включает работу сенсорных, двигательных и речевых механизмов. Большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой играют пространственные представления, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. Пространственные представления - это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов.

Ребенок не рождается с готовым умением воспринимать окружающий мир, а учится этому. Несмотря на то, что ребенок с самого рождения может видеть, улавливать звуки, его необходимо систематически учить рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм восприятия готов, но пользоваться им ребенок еще только учится.

Развитие пространственных восприятий начинает формироваться у ребенка постепенно. Самым первым и главным этапом в структуре формирования пространственных представлений является восприятие ребенком собственного тела, которое начинается с ощущения напряжения и расслабления мышц, ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством, а также от взаимодействия ребенка со взрослым. Л.С. Выготский указывал на то, что понятия образуются по мере сформированности ощущений. Первые годы жизни ребенка ответственны за формирование у него ощущения пространства.

Процесс научения на каждом этапе онтогенеза в первую очередь зависит от того типа деятельности, который является ведущим в этот период развития. В дошкольном возрасте таким видом деятельности является игровая, которая проходит этапы от игры с предметами до сложно организованной сюжетно-ролевой.

Детская игра оказывает влияние на весь ход и результат развития ребенка-дошкольника. Именно благодаря включенности ребенка в игру происходит развитие его мотивационно-потребностной сферы, произвольности поведения и деятельности, формирование внутреннего плана действий, а также развитие когнитивной сферы, в том числе высших форм перцептивной деятельности.

Действие, активная практическая вовлеченность в процесс – важное условие приобретение ребенком знаний. Действия ребенка, связанные с движениями и телесными ощущениями, многократно повторяясь, постепенно переходят во внутренний план, формируются в понятия. Значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста трудно переоценить. Телесные ощущения для ребенка первостепенны в освоении окружающего мира. Не случайно психологи говорят о том, что ребенок мыслит телом. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления происходит у него в опоре на практические действия.

Н.Г. Куприна отмечает, что «психическая структура телесности - единственная структура психики, которая полноценно функционирует в возрасте от пяти до десяти лет. Такие структуры, как сознание, логическое мышление, воля находятся у детей в различных стадиях становления. … Телесное развитие ребенка обладает колоссальным потенциалом. Это своеобразная «пружина», заложенная в ребенке самой природой и побуждающая его к движению. Движения связаны у ребенка с чувством радости, наслаждения от освоения разнообразных действий. … В свою очередь, расширение и развитие эмоциональной сферы, переживание радостных состояний ведет к формированию оптимистического мировоззрения, что является основой концепции здорового образа жизни» [4].

В период раннего детства в области восприятия происходит формирование перцептивных действий и предметных эталонов. Функция перцептивных действий - ориентировочная, обследование перцептивных свойств объекта на основе эталонов. Первоначально перцептивные действия представляют собой развернутые внешние действия. Обследование предметов осуществляется путем практического сопоставления и сравнения с образцом. По мере овладения речью восприятие начинает приобретать черты произвольности. Слово начинает регулировать восприятие ребенка. Между тремя и четырьмя годами у ребенка начинает складываться представление о правом и левом, т.е. формируется и созревает телесная схема. Завершается же процесс формирования различения ребенком правой и левой сторон собственного тела примерно к шести годам.

При переходе от раннего к дошкольному возрасту развитие восприятия вступает в принципиально новую фазу. В этот период под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое. На ранних этапах дошкольного возраста образы воспринимаемых предметов отличаются большой смутностью и нечеткостью. Так, дети трех-четырех лет не узнают знакомых людей, переодетых в костюмы сказочных героев, даже если их лица открыты. Если ребенку попадается изображение незнакомого объекта, он выхватывает из изображения какую-то деталь и, опираясь на нее, осмысливают весь изображенный предмет. Ошибки в узнавании изображенных предметов связаны с тем, что ребенок улавливает случайное или малосущественное сходство их с тем, за что он их принимает. Такое осмысление всего предмета по какой-то одной случайной детали называется синкретизмом и является природной особенностью детского восприятия. Детский синкретизм есть результат «невоспитанного» доаналитического восприятия.

Особенности восприятия этого возраста проявляются и в том, что дети совершают большое количество ошибок при оценке пространственных свойств предметов. Это объясняется неразвитостью линейного глазомера. Например, при восприятии длины линии степень ошибки ребенка примерно в пять раз больше, чем у взрослого человека.[1, c. 181]

Еще большую трудность представляет для детей восприятие времени Время текуче, оно не имеет наглядной формы, любые действия происходят не со временем, а во времени. Ребенок может запомнить условные обозначения и меры времени (минута, час, завтра, вчера и т.п.), но не всегда умеет употреблять их верно, так как эти обозначения имеют условный и относительный характер. К дошкольному возрасту происходит дифференциация времени на том уровне, что использование слов «завтра» и «вчера» означает все ненастоящее. Но понятия эти не различаются между собой: «Завтра мы ходили в цирк», «Вчера у меня будет день рожденья».

На протяжении дошкольного детства ребенок все более точно начинает оценивать цвет и форму окружающих объектов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и времени др. Он учится воспринимать музыку, повторяя ее ритм, мелодический рисунок. Учится ориентироваться в пространстве и времени, в последовательности событий. Играя, рисуя, конструируя, выкладывая мозаику, делая аппликации, ребенок незаметно для себя усваивает сенсорные эталоны - представления об основных разновидностях свойств и отношений, которые возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов.

К пяти годам ребенок уже легко ориентируется в гамме основных цветов спектра, называет базовые геометрические фигуры. В старшем дошкольном возрасте идет совершенствование и усложнение представлений о цвете и форме. Так, ребенок узнает об изменяемости каждого цвета по насыщенности (более светлый, более темный), о том, что цвета разделяются на теплые и холодные, знакомится с мягкими, пастельными, и резкими, контрастными, сочетаниями цветов. При помощи взрослых усваивает, что одна и та же форма может варьироваться по величине углов, соотношению сторон, что можно выделить криволинейные и прямолинейные формы.

Система мер (миллиметр, сантиметр, метр, километр) и способы их использования, как правило, в дошкольном возрасте еще не усваиваются. Дети лишь могут обозначать словами, какое место по величине занимает предмет в ряду других (самый большой, большой, маленький, самый маленький и т.п.). Обычно к началу дошкольного возраста дети имеют представление об отношениях по величине только между двумя одновременно воспринимаемыми предметами. Определить величину изолированного предмета ребенок не может, так как для этого нужно восстановить в памяти его место среди других. Например, когда трехлетнему ребенку предлагают на выбор два яблока, он воспринимает их величину относительно друг друга. «Зеленое яблоко больше, чем красное», - рассуждает малыш, объясняя свой выбор. Если же перед ним окажется одно яблоко, оценить, большое оно или маленькое, ребенок, скорее всего, не сможет.

В дошкольном возрасте у детей складываются представления о соотношениях по величине между тремя предметами (большой - меньше - самый маленький). Ребенок начинает определять знакомые ему предметы как большие или как маленькие независимо от того, сравниваются ли они с другими. Например, четырехлетний ребенок может расставить части пирамидки «по росту» - от самой большой до самой маленькой. Может утверждать, что «мишка большой», а «мышка маленькая», хотя он их и не видит в данный момент.

В старшем дошкольном возрасте у детей складываются представления об отдельных измерениях величины: длине, ширине, высоте, а также о пространственных отношениях между предметами. Они начинают обозначать, как предметы располагаются относительно друг друга (за, перед, сверху, снизу, между, слева, справа и т.п.). Важно, чтобы дети овладели так называемыми глазомерными действиями. Это происходит, когда дошкольники овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту, форму, объем предметов. После этого они переходят к решению задач «на глаз». Развитие этих способностей тесно связано с развитием речи, а также с обучением детей рисованию, лепке, конструированию, то есть продуктивным видам деятельности. Продуктивная деятельность предполагает умение ребенка не только воспринимать, но и воспроизводить особенности цвета, формы, величины предметов, их расположение относительно друг друга в рисунках и поделках. Для этого важно не только усвоение сенсорных эталонов, но и развитие уникальных в своем роде действий восприятия. Упражняется глазомер дошкольника в аппликации, рисовании, бытовых действиях и, конечно, в играх.

Как происходит развитие действий восприятия? На первых порах ребенок пытается извлечь сведения о свойствах предметов из практических действий с ними. Трехлетние дети, когда им дают новый предмет, сразу же начинают действовать с ним. Попыток рассмотреть предмет или ощупать его у них не наблюдается, на вопросы о том, каков предмет, они не отвечают.

В среднем дошкольном возрасте практические действия начинают сочетаться с действиями восприятия. Дети четырех лет уже начинают рассматривать предмет, но делают это непоследовательно, часто переходя к манипулированию. При словесном описании они называют только отдельные части и признаки предмета, не связывая их между собой. Этих результатов ребенок достигает не только благодаря специально организованным обучающим занятиям под руководством взрослых, но и в процессе игры со сверстниками. Игровая деятельность, в том числе сюжетно-ролевая, предполагает использование предметов-заместителей. Период дошкольного детства называют временем символизма, так как логические мыслительные операции только еще формируются в интеллекте, опираясь на внешние объекты. Символ, как мостик от одной реальности к другой, позволяет ребенку в четырех-пятилетнем возрасте соединять объекты и понятия. Наиболее отчетливо это проявляется в детской игре. Палка может быть символом ружья и коня, камушки - пищей, деньгами, лекарством и т.д. Между изобразительной игрой, различением видимости и действительности существует определенная связь. Детям, которые часто играли в «игры понарошку» в возрасте 3-5 лет, легче понять, что одни объекты могут быть похожи на другие, увидеть в различных предметах признаки, объединяющие их в группы, и признаки-отличия. [2, с. 357]

К пяти-шести годам действия восприятия становятся достаточно организованными и эффективными, могут дать ребенку сравнительно полное представление о предмете. У старших дошкольников появляется стремление более планомерно обследовать и описывать предмет. Рассматривая предмет, они вертят его в руках, ощупывают, обращая внимание на наиболее заметные особенности. К семи годам дети могут систематически планомерно рассматривать предметы. Им уже не нужно действовать с предметом, они вполне успешно описывают его свойства благодаря работе процесса восприятия.

В контексте игровых видов деятельности моделирующего характера происходит усвоение ребенком системы сенсорных эталонов и соответствующих им перцептивных действий обследования. Именно от этого зависит общее развитие познавательных способностей ребенка-дошкольника. Закономерности развития определяются возрастающей способностью использования сенсорных эталонов (формы, цвета и др.) и овладением наглядным моделированием. Происходит расширение диапазона моделируемых отношений и изменение типа выполняемых действий моделирования. Именно в игре, в первую очередь, ребенок встречает наглядные модели, которые представляют собой специфические средства, позволяющие детям усваивать обобщенные знания о связях и закономерностях явлений действительности.

Развитие пространственной ориентировки и представление о пространстве в дошкольном возрасте происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением практического опыта детей, с изменением структуры предметно-игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных умений. Если в три-четыре года для ребенка точкой отсчета является собственное тело, то к шести-семи годам дети научаются ориентироваться в пространстве независимо от собственной позиции, умеют менять точки отсчета. Например, на предложение показать, что расположено справа, ребенок трех-четырех лет сначала отыскивает свою правую руку, а потом только ориентируется во внешнем пространстве. Старший же дошкольник может даже показать, что располагается справа от стоящего напротив него человека. Такой навык также во многом зависит от игровой деятельности, включающей и даже требующей физической активности. Благодаря активной игре ребенок научается ориентироваться в окружающем пространстве и координировать собственные движения, соотносить свои телесные ощущения с воспринимаемым пространственным миром.

В процессе игры происходит овладение ребенком мимикой и телесной экспрессией. В общении со сверстниками ребёнок усваивает мимику через идентификацию с эмоциями тех, с кем он общается. Многочисленные действия, совершаемые ребёнком в игре, представляют собой не просто мускульную работу, но формируют у ребёнка сложную интегральную связь между телесным чувством равновесия и координации в пространстве, зрением, осязанием и в конечном итоге позволяют ощущать совместный результат своих телесных усилий и эмоциональных переживаний. Вследствие этого даже самые простые двигательные акты конструируют у ребёнка образ действия и позволяют дифференцировать эти действия.

Усваивая представления о времени суток, дети, прежде всего, ориентируются на собственные и наблюдаемые действия: утром люди умываются, уходят на работу, днем - обедают, вечером - возвращаются с работы, ложатся спать. Эти действия многократно проигрываются в различных игровых сюжетах, что способствует развитию восприятия времени. В шестилетнем возрасте дети оказываются способными понять, что время нельзя остановить, вернуть, ускорить, что оно не зависит ни от желания, ни от деятельности человека. Игра закрепляет представления о последовательности событий во времени, продолжительности существования вещей.

Особым видом восприятия является восприятие человека человеком. О том, как дошкольники воспринимают окружающих людей, лучше всего свидетельствуют их игры. Например, играя в «дочки-матери», дети воспроизводят определенные образы других людей (чаще всего близких), и отношения между ними. Понаблюдав за таким проигрыванием ребенком ролей взрослых, можно понять, какие именно личностные черты, особенности других людей ребенок воспринимает ярче всего. По тому, каких людей изображает ребенок, что именно и как передает, раскрывая их образы, можно судить о том, что им запечатлевается легче, на что он больше всего обращает внимание, а что остается невоспринятым.

Особенности восприятия ребенком окружающих людей проявляются и в его оценочных суждениях. Основой оценочных суждений является опять-таки совместная игровая деятельность. Поведение других детей в игре оценивается с точки зрения соблюдения правил, договоренностей, проявляемых умений. Выборы, совершаемые в процессе игры, отражают симпатии и степень популярности детей в кругу сверстников. Если оценочные суждения об окружающих людях младшего дошкольника, как правило, недифференцированны, неустойчивы, изменчивы, то к шести-семи годам они становятся более полными, развернутыми, адекватными. В игре ребенку проще посмотреть на происходящее глазами другого человека или понять чьи-то чувства. По мере взросления дети все чаще воспринимают не столько внешние, сколько внутренние личностные качества других людей. Важно учитывать, что научаются они этому в процессе моделирования «мира взрослых», который задает «социальные эталоны», и на который ориентируются дети в игровой деятельности.

Развитие восприятия в дошкольном возрасте - это сложный, многоаспектный процесс, который способствует тому, чтобы ребенок все точнее, четче отображал окружающий мир, научался различать нюансы действительности и благодаря этому мог успешнее адаптироваться в ней. Благодаря активной игре, телесному опыту, приобретаемому в движении, ребенок приобретает разнообразные умения, которые позволяют ему более уверенно входить в окружающий мир.

Большинство современных исследователей детской игры солидарны в том, что игра имеет огромное значение для психического развития ребенка. Вместе с тем отсутствует единое мнение по вопросу, можно ли компенсировать игру другими видами деятельности. В последние десятилетия в педагогике дошкольного воспитания наметилась тенденция замены игры другими видами деятельности обучающего типа. Сюжетно-ролевая игра все более вытесняется из жизни ребенка, замещаясь другими «серьезными» увлечениями - компьютером, уроками музыки и иностранного языка, причем инициатива таких «увлечений» чаще принадлежит взрослым. Наблюдается тенденция снижения уровня развития игры даже у детей переходного от дошкольного к младшему школьному возрасту. [3, с.197] Высшего уровня развития игры достигают немногие дети, что сказывается на показателях общего психического и личностного развития дошкольников. Пример развития восприятия под воздействием игры свидетельствует о важности и необходимости этого вида деятельности для детей дошкольного возраста. Необходимо вернуть игре её место в жизни ребенка, «реабилитировать» значение сюжетно-ролевой игры для психического развития в условиях возникновения новых информационных и технологических возможностей, предлагающих новые виды символико-моделирующих видов деятельности - компьютерные игры, телевизионные передачи, видеофильмы. Кроме того, необходима работа психолога с воспитателями и родителями детей-дошкольников по разъяснению важности детской игры для личностного и интеллектуального развития ребенка.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002
  2. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб.: Питер, 2008
  3. Карабанова, О.А. Возрастная психология. - М.: Айрис-пресс, 2005.
  4. Куприна, Н.Г. Музыка, движения, эмоции, игра [Электронный ресурс] // http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0301110.shtml
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика