Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Психология телесности: теоретические и практические исследования

ISBN: 978-5-94321-171-3

Издатель: Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского

Год издания: 2009

 

Психологические аспекты половой идентификации детей младшего школьного возраста 5251

Алексеева М.Н., ассистент кафедры специальной педагогики и психологии Ставропольского государственного педагогического института, аспирант СГПИ, Россия, Alekseeva-83@mail.ru
Полный текст

Формирование личности человека в соответствии с его полом происходит на протяжении всего этапа онтогенеза. Каждый этап вносит свой специфический вклад в превращение ребенка в будущего мужчину и женщину.

С начала нашего столетия понятие идентификации вошло в тезаурус зарубежной и отечественной психологии, данный феномен исследуется с позиции различных теорий личности.

Проблеме половой идентификации детей уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Среди них можно отметить Е. Бажина, Р. Грина, В.Е. Каган, И.С. Кона, Л. Колберг, Е. Макобби и других.

Прежде чем мы подробно остановимся на психологических аспектах половой идентификации детей, необходимо уточнить терминологию и содержание основных понятий.

В словаре русского языка С.И. Ожегова понятие «идентичный» означает «тождественный, сходный», а значит, предполагает наличие сходных, похожих признаков. Понятие «идентичность» широко используется в социологических и психологических исследованиях. Г.М. Андреева дает два определения понятию идентификация, которое в переводе с латинского языка «Identificare» имеет значение «отождествлять» и представляет собой: 1) опознание чего-либо, кого-либо; 2) уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо. В первом значении понятие «идентификация» понимается как процесс сопоставления, сличения одного объекта с другим на основании какого-либо признака или свойства, в результате чего происходит установление их сходства или различия. Второе значение понятия «идентификация» представляет процесс пристраивания поведения в соответствии и по подобию объекта идентификации.

Под половой идентификацией понимается – третье звено структуры самосознания. Она несет в себе ценностные ориентации человека на свой пол, как на социальную роль, а также включает психологическое признание своей идентичности со своим полом в физическом, социальном и психологическом плане [6].

Согласно В.С. Мухиной, осознание своей половой идентификации - это чувство тождественности со своим полом, стремление поддержать престиж своего пола в рамках культуры своего этноса.

Следует отметить, что за понятием половых различий стоит широкий крут разнородных характеристик - от развития анализаторов до самоуважения. И.С. Кон полагает, что авторы были методически придирчивы: неподтвержденность различий психологами неравнозначна их отсутствию. Он выделяет несколько различий, подтверждаемых культурными и межвидовыми исследованиями, имеющих значение врожденных фактов: преобладание агрессивности у лиц мужского пола и эмоционально-экспрессивный женский стиль жизни.

Хотя идентификационное поведение и идентичность развиваются непрерывно в течение всей жизни, большинство исследований в этой области фокусируются на детском и подростковом возрастах, известных своими острыми кризисными периодами самосознания и самоутверждения.

Уже в раннем детстве у человека начинают складываться зачатки его личности, развивающиеся впоследствии в систему представлений о самом себе, или «образ Я». В этот образ входит как осознание своих физических, интеллектуальных, моральных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное отношение к внешним факторам и окружающим людям.

Одним из основных компонентов личности является осознание «Я» - идентичности, т.е. ощущение своей целостности и непрерывности во времени, а также понимание, что другие люди также признают это. Идентичность характеризует именно то, что остается постоянным, несмотря на все изменения и развитие данного человека на протяжении его жизни. Начиная с возраста 1-1,5 года, дети идентифицируют себя со своим именем, откликаются на него и называют им себя, а к трем годам начинают правильно использовать местоимение «Я», равно как и другие личные местоимения. Граница между Я и не - Я первоначально проходит по физическим границам собственного тела. Именно осознание своего тела является ведущим фактором в структуре самосознания детей. Расширение и обогащение образа «Я» в процессе личностного развития тесно связано с рефлексией на собственные эмоциональные переживания и желания, с различением своих игровых фантазий и реальности, оценки и самооценки и т.д. И хотя такое развитие соответствующим образом меняет структуру эго-идентичности, оно сопровождается, тем не менее, «субъективным чувством непрерывной самотождественности» [4].

Формирование половозрастной идентификации связано с развитием самосознания ребенка. В норме первичная половая идентичность формируется у детей в возрасте от полутора до трех лет. В этот период дети научаются правильно относить себя к определенному полу, определять пол своих сверстников, различать мужчин и женщин. К 3-4 годам возникает связанное с полом осознанное предпочтение игрушек. В своих повседневных контактах с детьми взрослые постоянно увязывают поведение ребенка с его полом: «девочки (мальчики) так себя не ведут», «ты мальчик - должен терпеть», «ты девочка - должна следить за чистотой» и т.д. По признаку пола и возраста организуются формальные и неформальные детские коллективы.

Важнейшим способом обучения типичному для пола поведению является наблюдение и подражание. Идентификация подразумевает сильную эмоциональную связь с человеком, «роль» которого ребенок принимает, ставя себя на его место. Ярким примером этого является ролевая игра. В процессе ролевой игры дети усваивают социально приемлемые нормы полового поведения и соответствующие их полу ценностные ориентации, апеллируют к этим понятиям. Это относится как к их сегодняшним половым ролям (дошкольник, «маленький мальчик», старший брат, «помощник» и т.д.), так и к ролям других младших и старших детей и взрослых.

В раннем возрасте родители и окружающие ребенка люди интересуются его возрастом больше, чем он сам. Хотя в этом возрасте дети часто заученно отвечают на вопрос, сколько им лет, осознавать свой возраст они начинают только к 3-4 годам.

Существуют разные взгляды на причины полового разделения [7]. Возникновение групп на половой основе объясняется биологической предрасположенностью, что облегчает взаимодействие мальчиков с мальчиками и девочек с девочками. Д.Г. Фридман предложил гипотезу, утверждая, что различия в темпераменте мальчиков и девочек с ранних лет определяют, как во что и с кем они будут играть [5]. Однако М.О. Бранен и Э.К. Хастон показали, что дети могут различать мужчин и женщин начиная с 5 месяцев и выбор соответствующей полу игрушки возникает в том же возрасте. Это свидетельствует о том, что половые роли объясняются социальными влияниями: мальчики и девочки сначала учатся выбирать различные занятия и игрушки, а потом объединяются на основе этих предпочтений [2].

Иной точки зрения придерживались С.Х. Эркиесс, К.М. Сьюпер, Б. Торн. Они считали, что основной причиной разделения полов является влияние структурных признаков окружения, а именно: размер группы и вид деятельности детей, находится ребенок в школе или дома, придается ли значение его полу [1]. Полностью объяснить природу половых ролей можно, вероятно, только сочетая структурный подход с биологическим и социальным. Однако, половая роль - это не абсолютный набор предписаний и моделей, верный в любой ситуации, а целый комплекс ролей, ролевой репертуар, каждая роль которого имеет свои предписания и модели.

В дошкольном возрасте процесс полоролевой идентификации протекает включая в себя три аспекта: когнитивный ребёнок начинает относить себя к одному из двух полов, приобретает представления и содержание типичного ролевого поведения (Т.А. Репина, Д.Н. Исаев, И.С. Кон, В.Е. Каган, Н.Е. Татаринцева, С.О. Филиппова); эмоциональные половые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности (Д.В. Колесов, Л.Е. Семёнова); поведенческий усвоение типичной для пола модели поведения (И.С. Кон, Т.А. Репина, И.И. Таран). Возраст и половая принадлежность, важнейшие индивидуальные особенности человека (Б.Г. Ананьев).

В дошкольном возрасте с удивлением дети узнают, что их родители и даже пожилые люди, бабушки и дедушки, когда-то были маленькими. Начинает приходить осознание того, что когда-то и им предстоит повзрослеть, что они будут учиться, затем трудиться, станут мамой или папой, постареют.

Самая простая модель половых ролей построена по альтернативному принципу «или-или». В ней мужская роль ассоциируется с силой, энергичностью, агрессивностью, рассудочностью и т.п., а женская - со слабостью, пассивностью, нежностью, миролюбивостью, эмоциональностью и другими. В этой модели женщине отводится подчиненная, зависимая роль. Но по мере того, как половое разделение труда переставало быть главным принципом организации общества, реальная модель маскулинности - фемининности обретала черты континуальности, предполагавшей, что мужчина может быть сильным и энергичным, не будучи при этом грубым и агрессивным, а женская нежность совсем не обязательно пассивна. Альтернативность остается правилом для обучения («мальчики не плачут», «девочки не дерутся»), а в реальной жизни достаточно, чтобы у женщины (девочки) преобладала над маскулинностью, а у мужчины (мальчика) – наоборот [2].

В дошкольном возрасте (3-6 лет) начинается активное усвоение детьми половых ролей, осознание ими необратимости пола, принятие норм полоролевого поведения.

В младшем школьном возрасте понимание детьми соответствующих полу социальных ожиданий продолжает углубляться. Их мышление становится более гибким, поэтому детям легче признать, что мужчины и женщины могут сочетать разные типы поведения, и принять отступления от половых стереотипов. Одной из причин большей гибкости мышления в раннем школьном возрасте может быть понимание постоянства пола, осознание необратимости половой принадлежности. Дети обычно предпочитают соответствующие их полу занятия и роли. Они начинают подражать определенному поведению, к которому окружающие относятся с одобрением.

Большое значение имеет собственный опыт полоролевого поведения, которое моделируется реально или в играх. Если это поведение доставляет радость и удовлетворение, что зависит от отношения взрослых, то соответствующая роль усваивается более успешно. В целом, основной источник усвоения половых ролей детьми - образ жизни взрослых. Чем отчетливее выделены эти роли, и чем больше они удовлетворены, тем лучше для ребенка. Противоречивость половой роли, например, маскулинность матери, дезорганизует ролевое поведение ребенка [3].

Проявление типов поведения, ролей, характеристик личности, которые составляют культурные определения мужественности и женственности, сложны и многообразны. Следует отметить, что в этом смысле мальчики находятся в менее благоприятной ситуации, чем девочки. Так, мать традиционно проводит больше времени с маленьким ребенком, чем отец. В связи с этим, как для девочки, так и для мальчика первичной оказывается идентификация с матерью, то есть феминная. В плане становления половой идентичности мальчикам предстоит решить более трудную задачу: изменить первоначальную женскую идентификацию на мужскую по образцу значимых взрослых мужчин и культурных стандартов маскулинности. Однако, решение этой задачи осложняется тем, что практически все, с кем близко сталкивается ребенок в жизненной среде (воспитатели детского сада, врачи, учителя) – женщины. В итоге мальчики гораздо меньше знают о поведении, свойственном мужской половой роли, чем женской [5]. Научные данные свидетельствуют о том, что для мальчиков поведение, присущее противоположному полу, неприемлемо, а для девочек допустимо.

Таким образом, если достижение полоролевой идентичности дается девочке легче, чем мальчику, формирование полоролевых предпочтений (более высокой оценки всего женского) оказывается существенно затрудненным.

Представители теории когнитивного развития предполагают, что раннее полоролевое научение связано с изменениями в когнитивном развитии, дети рано, почти независимо от семенного окружения, узнают о половых стереотипах. Э. Колберг предполагал, что дети начинают относить себя к девочкам или мальчикам в результате действия общей тенденции к формированию категорий. Затем они начинают искать информацию о занятиях, ценностях, поведении, которое отличает мальчиков от девочек.

Таким образом, половая принадлежность индивида - сложная многоуровневая система, которая складывается в процессе индивидуального развития. Любой человек должен усвоить некоторую систему предписаний, модель поведения, свойственную мужчине иди женщине, то есть половую роль Процесс осознания и усвоения детьми половых ролей предопределен психологическими различиями мальчиков и девочек.

По данным Н.И. Ловцова [3] у детей имеются существенные различия в речевом развитии. У девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте обычно лучше развита речь. Даже изначально неречевые задания они могут решать речевым способом. Но их ответы более однообразны, и видимо их мышление более однотипно. Среди мальчиков выделяется больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от взрослых, так как они реже раскрывают его в словах. Психологи считают, что мальчики превосходят девочек в пространственных умениях, так как выполнение пространственно - зрительных задач требует поиска. Исследования показали, что у мальчиков специализация правого полушария мозга в отношении пространственных функций, пространственного мышления, имеется уже в 6 лет, тогда как у девочек ее нет даже к 13 годам [6]. В своей работе авторы отмечают, что мужчины лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигая новые идеи, они лучше работают, если нужно решить новую задачу, но требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения или оформления ее невелики.

Говоря о становлении половой сферы личности, невозможно обойти вниманием тот культурологический фон, на основе которого отдельные культурологические знания и значения присваиваются человеком и, интернализируясь, становятся личностными смыслами, детерминирующими мировосприятие, миропонимание и программы поведения и деятельности.

Есть основания предполагать, что ведущее значение в процессе становления позитивной половой идентичности принадлежит взрослым, которые помогают осознать ребёнку его собственную половую принадлежность и начинают сознательно и бессознательно обучать ребенка его половой роли в соответствии со стереотипами маскулинности и феминности, принятыми в данном обществе. Конечно, формирование у ребёнка представлений о своей половой роли происходит, прежде всего, в семье. Семья как элемент общества во все времена играла ведущую роль в воспитании нравственных чувств ребенка, его социального поведения. В семье ребенок учится социальным ролям, которые ему предстоит выполнять в будущем. Полоспецифическое отношение к детям со стороны родителей, определяет содержание половой идентичности мальчиков и девочек. В.С. Мухина, говоря о роли взрослых в половой идентификации ребенка, указывает на то, что ребенок подражает всему, как полезным формам поведения, так и вредным (брань, курение и др.) [2]. А.И. Захаров отмечает, что родитель того же пола выступает как необходимая и наиболее доступная модель обучения соответствующему полу поведения [1]. Формирование позитивной половой идентичности, соответствующей своему полу, зависит также от родительских ожиданий. Известно, что если до пяти лет родители обращаются с мальчиком, как с девочкой, и наоборот, то вероятность транссексуального развития ребенка возрастает и часто становится необратимой [8].

В своих исследованиях учёные отмечают, что становление половой идентичности затруднено в современных условиях нашего общества. В последнее десятилетие усилился кризис семьи как социального института.

Так же хотелось бы заметить, что в современном образовании до настоящего времени не созданы условия для реализации детьми полоролевого поведения в процессе их обучения и воспитания. В условиях недифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек размываются границы между женскими и мужскими ролями. Полоролевая социализация осуществляется стихийно, без должного педагогического внимания.

Предпринимаемые попытки воспитания недостаточно эффективны, так как накопленный ценный опыт игнорируется, упрощается или не учитывает реалий жизни, вариативности полоролевого поведения, не формируются навыки овладения мужскими и женскими ролями (В.В. Абраменкова, И.С. Лаптева, Г.Н. Михайлович, И.В. Смирнова).

Подводя итог, мы можем обобщить, что современные исследования половой идентичности указывают на сложный характер этого личностного образования. Формирование этой системы детерминировано, с одной стороны, физиологическими процессами роста и развития и, с другой, происходит посредством половой социализации, понимаемой как передача устойчивых форм социального поведения в соответствии с половой ролью. Весь этот процесс растянут во времени, начинается с момента рождения ребенка и предполагает формирование половой идентичности как интегративного образования личности, имеющего свои особенности и возможности на каждом этапе возрастного развития.

Таким образом, у детей уже в дошкольном детстве складываются определенные представления о смене физического облика человека, его половых и социальных ролей в связи с возрастом. Это знание основывается на присвоении общественного опыта и развитии самосознания. Можно утверждать, что, как и любой познавательный процесс, половозрастная идентификация опирается на способности индивида к абстрактному мышлению, необходимому для различения внешности и поведения другого человека, концептуального описания других людей и самоописания, основанных на устойчивых представлениях. Таким образом, формирование идентичности у детей зависит как от интеллектуального уровня, так и от личностных особенностей.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Абраменкова, В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе// Вопросы психологии.- 1987.- №5.
  2. Белопольская. Н.Л. Половозрастная идентификация: методические исследования детского самосознания. – М: Когнито-Центр, 2001. – 24 с.
  3. Бендас, Т.В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. - 2000. - № 1. - С.87-95.
  4. Буракова, М. Маскулиность и феминность: конструирование «настоящих» мужчин и женщин // Иной взгляд. Международный альманах гендерных исследований. Март 2000.- Минск, 2000. - С.18-21.
  5. Здравомыслова-Стоюнина, О. Общество сквозь призму гендерных представлений // Женщина. Гендер. Культура. - М., 1999. - С.184-193.
  6. Каган, В.Е. Половая идентичность у детей и подростков в норме и патологии: Докт.дис. - Л., 1991.
  7. Кон, И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. -2001.-№2. -С. 47-57.
  8. Ловцова, Н.И. Аспекты гендерной идентичности // Культура, власть, идентичность: Новые подходы в социальных науках. Под ред.: с.н. Е.Р. Ярской-Смирновой. - Саратов: Издательско-коммерческое предприятие «Волжский сад», 1999. - С.152-156.
По этой теме ищут:

Б. Волков, Н. Волкова - Возрастная психология: От младшего школьного возраста до юношества.

 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика