Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Психология телесности: теоретические и практические исследования

ISBN: 978-5-94321-171-3

Издатель: Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского

Год издания: 2009

 

Гендерные особенности самоотношения в юношеском возрасте 1703

Корнеева Е.В.
Сысоева О.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ГОУ ВПО Росздрава «Дальневосточный государственный медицинский университет», Olga-mail@rambler.ru
Полный текст

Согласно Т.С. Леви, телесность — фундаментальное основание нашей жизни. «Телесность» не синоним «тела» в его физическом понимании. Человеческая телесность — одухотворенное тело, являющееся результатом процесса онтогенетического, личностного, в широком смысле исторического развития, выражающее культурную, индивидуально-психологическую и смысловую составляющие уникального человеческого существа. Основным предикатом телесности является живое движение, соединяющее в себе психологическое содержание и материальную форму [2].

Человеческая телесность является результатом процесса онтогенетического, личностного развития и выражает культурную, индивидуально-психологическую и смысловую составляющие уникального человеческого существа. Мы проживаем жизнь, взаимодействуя с окружающим миром посредством телесных движений, познавая и преобразуя пространства Внутреннего и Внешнего. При этом, как отмечает В. П. Зинченко, «Автономность внешних и внутренних форм весьма относительна. Они не только взаимодействуют одна с другой, но и взаимоопределяют друг друга, связаны отношениями взаимного порождения. Внешнее рождается внутри, а внутреннее рождается вовне» [7, 8].

В структуре телесности можно выделить внутренние и внешние компоненты. Внутренние компоненты (внутреннее жизненное пространство) познаются через интроцептивные ощущения и чувства. М. М. Бахтин, выделяя внутреннее и внешнее тело, полагал, что «внутреннее тело — мое тело как момент моего самосознания — представляет собой совокупность внутренних органических ощущений, потребностей и желаний, объединенных вокруг внутреннего мира». Внешние компоненты (внешность и внешнее жизненное пространство) не только ощущаемы, чувствуемы, но и видимы.

Отношение как к собственному телу, так и телу Другого может быть как объектным, так и субъектным. При объектном отношении к телу отсутствует способность чувствовать единство телесной и духовной тканей, что наиболее характерно для юношеского возраста.

В психологии представлены исследования, в которых установлена тесная связь между отношением личности к себе как к субъекту жизненных отношений и ее поведением [1, 2, 3]. Авторами отмечается, что высокое самоуважение личности выступает условием ее максимальной активности, продуктивности в деятельности, реализации творческого потенциала [9], влияет на свободу выражения чувства, уро­вень самораскрытия в общении [10]. Позитивное устойчивое самоотношение лежит в основании веры человека в свои возможности, самостоятельность, энергичность, связано с его готовностью к риску, обусловливает оптимизм в отношении ожидания успешно­сти своих действий в ситуации неопределенности [5]. Люди с позитивным самоотношением менее поглощены своими внутренними проблемами, гораздо реже страдают психосоматическими расстройствами. В то же время негативное самоотношение является источником различных трудностей в общении, поскольку человек с таким отношением к себе заранее уверен в том, что окружающие плохо к нему относятся [8]. Проблема достоинства, ценности своего «Я» почти полностью поглощает его внимание в связи, с чем уровень активности человека излишне повышается, затрудняя тем самым выбор адекватного способа взаимодействия, его поведение становится ригидным [10].

С целью изучения особенности самоотношения в юношеском возрасте было проведено исследование методикой С.Р. Пантилеева (МИС). В исследовании приняло участие 27 студентов 4-го курса лечебного факультета Дальневосточного государственного медицинского университета, в возрасте от 21 до 26 лет. В ходе проведенного исследования выяснилось, что большинство студентов, как юношей (88%), так и девушек (94%) проявляют достаточно высокую самоуверенность, выражающуюся в высоком самомнении и отсутствии внутренней напряженности, что вполне соответствует периоду юности. Показатели саморуководства также достаточно высоки у 83% девушек и 88% юношей. Это говорит о том, что респонденты отчетливо переживают собственное «Я» как внутренний стержень, интегрирующий их личность и жизнедеятельность. Считают, что их судьба находится в собственных руках (Таблица 1).

Однако по показателю «открытости» возникают существенные различия, так большинство юношей (77%) проявляют низкие значения, что свидетельствует об их глубокой осознанности Я, повышенной рефлексивности и критичности. Девушки же наоборот неспособны осознавать и выдавать значимую информацию о себе. Вероятно, данные различия свидетельствуют о том, что на старших курса университета девушки в серьез задумываются о своем социальном статусе и активизируются в направлении поиска спутника жизни, юноши же вынуждены трезво смотреть на жизненные перспективы.

Девушкам также характерно дружеское отношение к себе, согласие с собой, одобрение своих планов и желаний. Юноши же наоборот эмоционально не принимают себя такими какие они есть, что свидетельствует о симптоме внутренней дезадаптации. Для девушек также характерна заинтересованность в собственном Я и любовь к себе. Юноши начинают переоценивать свое духовное Я, сомневаются в ценности собственной личности, в плоть до потери интереса к своему внутреннему миру. Большинство респондентов отрицают свои проблемы, закрыты и самодовольны, что также характеризует период юности. В ходе проведенного корреляционного анализа показателей самоотношения респондентов с факторами восприятия телесного Я и ряда анкетных данных, было установлено, что юноши менее открыты, чем девушки, на что указывает отрицательная статистически значимая корреляционная связь между полом и фактором открытости (r = -0,49). Своим исследованием мы также подтвердили данные И.В. Лыбко о том, что осознание зависимости отношения к своему телу от мнения других позволяет человеку быть максимально чувствительным и отзывчивым (r = 0,45) [6]. В исследовании И.В Лыбко принимали участие только девушки, в нашем случае это подтвердилось на разнополой выборке.

 

Показатели самоотношения студентов ДВГМУ (%)

Таблица 1

Признак

Девушки

Юноши

Высокий

Низкий

Высокий

Низкий

Внутренняя честность (открытость)

77,8

22,2

22,2

77,8

Самоуверенность

94,4

5,5

88,8

11

Саморуководство

83,3

16,7

88,8

11

«Зеркальное Я» (отраженное самоотношение)

50

50

33,3

66,7

Самоценность

100

0

44,4

66,7

Самопринятие

72

27,8

33,3

55,5

Самопривязанность

50

50

66,7

33,3

Внутренняя конфликтность

38,9

61,1

22,2

77,8

Самообвинение

33,3

66,7

33,3

66,7

 

Таким образом, сущностной характеристикой взаимосвязи компонентов само­отношения является их «дифференцированность» (С.Р.Пантилеев). Дифференцированность компонентов самоотношения можно обозначить как характер связи между негативными и позитивными, оценочными и эмоциональными модальностями самоотношения. В основе высокой дифференцированности компонентов самоотношения лежит способность личности различать феноменологичес­ки разделенные, разные по своему содержанию и механизмам формирования оценочно-эмоциональные и позитивно-негативные переживания личностного смысла «Я». Данная характеристика взаимосвязи компонентов самоотношения является индикатором структурного обеспечения функционирования механизмов защиты отношения к себе, которые обеспечивают его устойчивость, независимость и автономность от внешних воздействий. Можно предположить, что реализация таких механизмов, осуществляемых на уровне структуры, выступает основанием для того, что при защите позитивного отношения к себе не используются или минимизируются деструктивные, асоциальные формы поведения [4].

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества М., 1979.
  2. Джемс, У Психология. -М.: Педагогика, 1991. – 368 с.
  3. Зинченко, В. П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. М., 1997.
  4. Колышко, А.М. Психология самоотношения: Учеб. пособие / А.М. Колышко. Гродно: ГрГУ, 2004. – 102с.
  5. Леви, Т.С. Курс «Психология телесности» в профессионально-личностной подготовке психологов // Знание. Понимание. Умение. 2004. №1.
  6. Лыбко, И.В. Методика «Диагностики телесного Я» // Психологическая диагностика, 2008. - №3. – С. 5-21.
  7. Пантилеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная сис­тема. -М: МГУ, 1991. – 110 с.
  8. Психология телесности между душой и телом / Ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М., 2005.
  9. Сарджвеладзе, Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. – Тбилиси: «Мецниереба», 1989. – 206 с.
  10. Чеснокова, И.И. Проблемы самосознания в психологии. – М.: Наука,1977.-144с.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика