Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8160Ключевые слова 19965 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Психология телесности: теоретические и практические исследования

ISBN: 978-5-94051-068-3

Издатель: Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского

Год издания: 2011

 

Духовное развитие личности в аспекте нейропсихологической коррекции 686

Камалова Н.В., Оренбургский государственный педагогический университет , Россия
Полный текст

На изломе эпох, когда меняется стиль жизни всей страны и, одновременно, каждого отдельного человека, меняются идеалы, наполняющие жизнь смыслом. В поисках таких идеалов или так называемой национальной идеи имеется выраженная потребность в научно обоснованных мерах адекватного формирования личности молодого человека и превенции криминальной деформации незрелой, внушаемой, податливой дурным влияниям личности подростка.

Что может предложить психология для решения этой сложной проблемы? Автор статьи предлагает рассмотреть вопрос формирования личности, а точнее ее нравственной, духовной стороны  на базе интеграции психологического, нейропсихологического, телесно-ориентированного аспектов. Согласно данной концепции высшие уровни самосознания, социальная направленность и иерархия ценностей индивида формируются на основании задействования нейропсихологического феномена, а именно лимбической системы и как следствие выхода на телесно-ориентированный аспект, что значительно расширяет область поиска механизмов воздействия на формирование духовного, коррекции девиантного поведения, раскрывает потенциальные возможности отдельно взятого человека.

Современная психология существует на основании межпредметных связей.  Между психологией и другими науками существует двусторонняя связь: в одних случаях психология использует достижения других наук для решения своих проблем, а в других - науки используют психологические знания для объяснения или решения определенных вопросов. Психология в разработке вопросов опирается на данные анатомии и физиологии, на учение о высшей нервной деятельности.

Таким образом, открывается возможность для того, чтобы физиологическим анализом вскрыть механизмы акта, включающего психический элемент, в генетическом исследовании, проследить его развитие и объективным психологическим анализом вскрыть объективную психологическую природу «психического элемента» при посредстве функции, которую он выполняет в этом целостном акте.

Одной из проблем современного общества стал рост числа молодых людей с девиантным поведением. Массовое распространение в молодежной среде курения, употребления алкоголя и наркотических средств –– вызывают беспокойство в самых разных общественных институтах.  Ввиду кризисной ситуации государство отвернулось от нужд подрастающего поколения. Подтверждением тому является повсеместная доступность, дешевизна алкогольной продукции, снятие уголовной ответственности за употребление наркотических веществ, отсутствие системы мер в борьбе с вредными привычками, как факторами риска.

Современная психология дает возможность найти механизм воздействия на поведение человека. Одним из самых сильных воздействующих факторов, на организм и психику человека, является эмоциональная сфера. Эмоциональная сфера выступает как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы, духовной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний появляются и закрепляются потребности и интересы человека. Эмоции влияют на выраженность переживаний человека. Эмоции влияют и на сферу восприятия: память, мышление, воображение. Негативные эмоции порождают чувство печали, скорби, уныния, зависти, злобы, более того, часто повторяясь, они могут вызвать психогенные кожные заболевания: экзему, нейродермиты, секреторные и трофические изменения кожи – выпадение или поседение волос. Такие функциональные изменения самочувствия и деятельности внутренних органов обусловлены отклонениями в вегетативной нервной системе. Вегетативные и соматические реакции, обеспечивающие адекватное приспособление организма к внешней среде и сохранение гомеостаза составляют функцию лимбической системы головного мозга.

Функции лимбической системы чрезвычайно сложны и многообразны. Она играет важную роль в формировании поведения, эмоций, памяти, участвует в регуляции работы внутренних органов и переработке импульсов. поступающих от органа вкуса. С деятельностью лимбической системы ученые связывают возникновение основных биологических потребностей человека — в еде, питье. стремление к самосохранению, продолжению рода. Уровень этих потребностей зависит от ряда внешних и внутренних факторов. Например, потребность в еде возникает при поступлении в центральную нервную систему импульсов, сигнализирующих о состоянии желудка, об уровне содержания в крови глюкозы, и ряда других сигналов. В лимбической системе формируются побуждения, или биологические мотивации, которые обусловливают сложные комплексы действий, направленные на удовлетворение жизненно важных потребностей. Как считают ученые, лимбическая система ответственна и за эмоции: положительные — радости, удовольствия и отрицательные — страха, гнева, ярости. Основываясь на многочисленных исследованиях, специалисты пришли к выводу, что, скорее всего эмоции формируются преимущественно в миндалевидном комплексе, гипоталамусе, прозрачной перегородке, а также в лобных областях коры больших полушарий головного мозга. Зная функции представленной системы и значительную роль в жизни человека, его телесного развития возможно, задействовать ее как механизм воздействия на один из необходимых психологических феноменов.

В контексте нашего вопроса это девиантное поведение. С точки зрения психодинамического подхода, механизмом формирования девиантного поведения подростка, включая его антисоциальные проявления, являются нарушения психосоциального развития индивида на более ранних возрастных этапах. Это делает необходимым рассмотрение возрастного развития с точки зрения сенситивных, или критических (Л.С. Выготский) периодов развития. Наиболее приемлемой в этом плане представляется теория психосоциальных кризисов развития по Э.Эриксону, рассматривающая развитие как многоэтапный процесс преодоления внутренних "кризисов роста", а также методологически близкая к ней, более обобщенная 3-этапная модель В. Шутса (Присоединение-Контроль-Открытость). Психофизиологической основой описанных этапных закономерностей психосоциального развития, а также протекающего параллельно интеллектуального (схема Ж. Пиаже) и морального развития (схема Л. Колберга), находящих обобщенное выражение в формировании личностно-типологических особенностей – типологических функций по К.Г.Юнгу (ЮТФ), является межсистемная гетерохрония (П.К. Анохин), проявляющаяся в этапности формирования функциональной асимметрии полушарий (М.Е. Сандомирский, Л.С. Белогородский, 1996; см. табл.). В довербальном периоде ведущим в психическом развитии полушарием (ВП) является правое полушарие (ПП), или вернее, оба полушария функционируют в "правополушарном" режиме. По мере развития речи и дискурсивного мышления роль ведущего в развитии переходит к доминантному, левому полушарию (ЛП). Последующий возрастной период, включая подростковый, характеризуется дальнейшим развитием и усложнением функциональной взаимосвязи полушарий, созреванием индивидуально-типологической стратегии ментальных процессов (социотипа (А. Аугустинавичюте)).

Таким образом, замечаем, что формирующиеся психологические феномены (доверия, недоверия, автономности, личностной ценности, чувства инициативы, справедливости и т.д.) относятся к конструктам правого полушария, чувственно-эмоционального. Это важно для понимания значения эмоций и их механизмов в управлении формированием личностной сферы подростка.

Активизация работы структур лимбической системы сенситивна в подростковом возрасте, так как выше мы определили, что новообразования этого возраста более связаны с чувственно-эмоциональной сферой, правым полушарием.

Духовно-нравственное развитие является частью чувственной сферы человека. Механизмы его формирования в основном будут представлены в правом полушарии и активно задействуют процессы функционирования лимбической системы.

Стремиться к духовности значит – доверять, почитать, любить, одобрять. Базирование на высоких этических принципах высвобождает душевные силы человека для других сфер существования. Человек придерживается моральных  и нравственных норм иногда вопреки логике современности. Такое доверие позволяет человеку выйти за пределы своих индивидуальных возможностей. В основе потребности человека в духовности лежит стремление к самотрансценденции за пределы своих возможностей и достоверного знания. Сущность здесь заключается в идеализации лучших свойств отдельных людей и лучших форм социальной жизни.

Рождение морально-нравственных принципов, устоев центрирующих жизнь человека представляет собой результат столкновения между низшим и высшим в природе человека. В этом столкновении побеждает высшая часть – душа. С точки зрения нейропсихологии (как это не цинично), лежащая в сферах правого полушария лимбической системы. В этом смысле духовные устои являются продуктом развития самосознания. Развитие духовности в личности корректирует, в свою очередь, девиантное поведение.

Духовное развитие – первооснова единения сознания. Воздействуя, развивая этот корень сознания, позднее формируем познавательную и практическую сферы. Развитие духовности в человеке затрагивает феномены сознания и бессознательного, воли и непроизвольности. Интересы личности вызывает эмоциональные или оценочные реакции.

Подростки особенно расположены к чувственному постижению мира. Л.Н. Толстой утверждал, что чувство, в особенности нравственное, вернее ведет к истине, чем выкладки разума. Из приведенных рассуждений становится понятно, насколько духовно-нравственное развитие зависит от доминирования эмоционального (праводоминантного) восприятия мира. Если человек праводоминантный, то большую роль в его движении к духовно-нравственному развитию играет наглядный пример, эмоциональное воздействие, что пробуждает стремление к самосовершенствованию путем уподобления и идентификации.

Согласно взглядам И. Канта, признание истинности суждения имеет ступени: мнение, вера, знание и убеждение. Мнение – признание чего-то правильным, но недостаточно убедительным, как с объективной, так и с субъективной стороны. Мнение это первый шаг к зарождению убеждения и он возможен в рамках сенситивности развития правого полушария и лимбической системы в подростковом возрасте. Создав эту первую ступень, опираясь на формирование духовности личности можно постепенно перейти к формированию убеждений, способных корректировать девиантное поведение.

Духовное развитие личности может рассматриваться как особое психологическое состояние, возникающее вследствие воздействия на бессознательное, лимбическую систему, эмоциональную сферу личности. Результатом работы перечисленной логической цепочки обязательно будут телесные изменения, так как лимбическая система это выход на вегетативную и соматическую нервную систему. Духовно развитый человек всегда выглядит иначе, чем бездуховный. И с точки зрения нейропсихологии это можно объяснить.

Если справедливо утверждение, что возможно исцеление души, через работу с телом, то возможно работать с душевной организацией для исцеления тела. Тело помнит все: в нем запечатлеваются все наши чувства, переживания, важные события, негативный жизненный опыт, причем с самого момента появления тела, когда о сознании и сознательной памяти еще не идет и речи. Таким образом, через тело можно работать с эмоциями, сферой отношений, самопринятием и т.д. Преимущество телесно-ориентированной психотерапии в том, что она позволяет, изящно обходя сопротивление клиента, очень бережно подойти к его внутренним переживаниям. А главное, психология тела – это кратчайшая дорога к бессознательному и значит к истокам проблем. Вместе с тем работа с телом направлена не только на решение психологических проблем и лечение психических нарушений, но и на общее оздоровление организма.

Наиболее ранние эмоциональные проявления у детей связаны с органическими потребностями ребенка. Сюда относятся проявления удовольствия и неудовольствия при удовлетворении или неудовлетворении потребности в еде, сне и т. п. Наряду с этим рано начинают проявляться и такие элементарные чувства, как страх и гнев. Вначале они носят бессознательный характер.

Часто мы сами не знаем, почему расстроены, беспричинно агрессивны или наоборот счастливы. А это сработали мелочи, на которые мы почти не обратили внимания и сразу же их забыли, – сцена из просмотренного фильма, дружеская улыбка прохожего и т.д. Согласование поведения с бессознательными раздражителями получило название прайминг. Прайминг может быть эмоционально окрашенным. Внешние стимулы на бессознательном уровне воздействуют на наши чувства. Усвоенные бессознательно установки влияют на наше поведение.

Рассуждая о механизмах и физиологии бессознательного мы, все равно, отсылаем их к структурам лимбической системы, в которой находится гиппокамп, отвечающий за процессы памяти. Эти рассуждения служат очередным подтверждением целесообразности ориентирования на функции и процессы, происходящие в лимбической системе, при решение вопроса о коррекции девиантного поведения. На основании предложенных рассуждений заключаем, что одним из направлений теоретико-практической мысли телесной терапии становится нейропсихологический аспект коррекции (к примеру, девиантного поведения) личности средствами духовного развития.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Андрушкевич А. А. Духовно-нравственное и нервно-психическое здоровье: медико-психологические аспекты диагностики, восстановления и формирования. Н. Новгород, 2001.
  2. Грановская Р.М. Психология веры. 2-е изд., перераб. СПб.: Питер, 2010.
  3. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 2006. 
  4. Щербатых Ю. В. Общая психология. (Понятие о бессознательном). ––СПб.: Питер, 2006.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика