Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8160Ключевые слова 19965 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Психология телесности: теоретические и практические исследования

ISBN: 978-5-94051-068-3

Издатель: Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского

Год издания: 2011

 

Интегративный подход в телесно-ориентированной терапии 636

Мартыненко Л.А., учитель-логопед высшей квалификационной категории МДОУ компенсирующего вида «Родничок» г. Бородино, Россия
Постоева Л.Д., Россия
Полный текст

Современные тенденции модернизации образования диктуют необходимость во всесторонней и тщательной проработке организационно-содержательных аспектов психолого-логопедической помощи детям. Традиционные занятия необходимы, но они основываются на тренировочных упражнениях, которые быстро утомляют дошкольников, особенно тех у которых нарушена не только звуковая, но и смысловая сторона речи. У таких детей часто наблюдается неумение слушать и слышать, неумение согласовывать свои действия с действиями других, отсутствие самоконтроля, проблемы, связанные с наличием вторичных отклонений в развитии психических процессов. Поэтому изучив научно-методическую литературу, оценив острую потребность современной практики, мы увидели актуальность интегрированного подхода в деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда. Комплексный и системный подход к решению проблем, связанных с речевыми нарушениями у детей является основой для взаимодействия данных специалистов. Психологические занятия с детьми в штатном расписании выделены как особая форма работы, вне сетки занятий, поэтому согласно  письму  Министерства образования РФ от 14.03 2000г. №65/23-16 «проведение интегрированных занятий наиболее целесообразно. Такие занятия решают многие задачи развития детей, строятся на разных видах деятельности и позволяют не превышать допустимой учебной нагрузки» [1].

В 2007 году на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида «Родничок» г.Бородино Красноярского края мы разработали курс интегрированных коррекционно-развивающих занятий для детей 5 лет «Город Цветов», который входит в программу психолого-логопедических занятий для детей 3-6 лет «Играй, слушай, познавай», рекомендованной Федерацией психологов образования России. При разработке данного курса мы рассматривали специфические особенности детского взаимодействия, телесных контактов: дети, имеющие речевые нарушения, часто агрессивны, резки в движениях, эмоционально неустойчивы. По нашему мнению, целенаправленная организация деятельности сотрудничества детей на занятиях позволяет педагогам нормализовать эмоциональное состояние каждого ребенка. А проведение системных занятий с использованием оборудования сенсорной комнаты и танцевальных упражнений способствует формированию коммуникативных навыков.

В форме увлекательных, образных, доступных для понимания ребёнком игр и упражнений, входящих в курс «Город Цветов» корригируются сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление). А так как с пяти лет воображение является  ведущей функцией для дошкольника, то активизировать этот процесс удивительными созданиями природы – цветами, их разнообразием, яркостью, красочностью, загадочностью приемлемо для детей этого возраста. «Мир, который окружает ребёнка, - «это мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой», говорил В.А.Сухомлинский. Погружаясь в этот мир, впитывая его звуки, запахи, краски, наслаждаясь его гармонией, ребенок совершенствуется как личность» [2].

В занятиях особую роль играют фотографии цветов (их можно найти в интернете). В основе фотографии лежит создание художественных образов. У ребёнка развивается такое свойство личности как наблюдательность, которая стимулирует двигательную и речевую функции. «Танец цветов» (васильков, пионов, астр, люпинов, ландышей, хризантем, лилий, роз, ромашек, ноготков, незабудок, анютиных глазок), сопровождающийся классическим произведением П.И.Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», увлекает ребёнка и создает творческую атмосферу, позволяет  ребёнку  отождествлять себя с цветком и с помощью движений, присущих цветку, вживаться в представляемый образ. Чтобы дети восприняли целостный образ движения, им предлагается пояснение элементов составляющих движения. После этого дети сами воспроизводят действия. Например, Танец люпинов: Психолог включает музыку, предлагает детям  встать по одному человеку и говорит:

- Люпины – высокие цветы. Ваше тело – стебель. Голова – цветок, а руки – листья. Но листья у люпинов интересной формы, поэтому – левую руку опустите вниз, но ладонь поднимите вверх (параллельно полу) и раскройте пальчики веером,  правую руку согните в локтевом суставе и прижмите к туловищу, пальчики ладони раскройте веером и слегка наклоните вперёд. Слушайте музыку и выполняйте танцевальные движения, не нарушая образов цветов. Замечательно!  Дети танцуют в образе люпинов. (Можно предложить поменять положение рук). Танец васильков: Психолог предлагает детям разделиться на две группы (по три человека), включает музыку и говорит:

- Ребята, встаньте в маленькие кружки так, чтобы ваши спинки касались друг друга (психолог и логопед делают показ), руки согните в локтях и прижмите к туловищу, пальчики ладоней раскройте веером и слегка наклоните вперёд. Очень хорошо! Великолепные васильки. Слушайте музыку и выполняйте движения танца, не нарушая образов цветов. Дети выполняют.

Мир каждого ребёнка полон чувств и движений. «Поскольку, внешне наблюдаемое движение всегда есть результат, проявление внутреннего движения, внутренней жизненности, то отсутствие внутриличностной целостности всегда, так или иначе, проявляется в движениях. Отсюда неисчерпаемый потенциал движения, как диагностического и коррекционно-развивающего средства», - Т.С.Леви [4]. Поэтому выполнение танцевальных упражнений очень значимо и для детей, и для психолога. Традиционным для всех занятий курса  является не только «танец цветов», но и рисование на песке, которое, как отмечают Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева и Т.М.Грабенко, «способствует стабилизации эмоционального состояния» [5]. Например, Рисование ландышей: На столе лежат индивидуальные песочницы, вода для увлажнения песка и фотографии  ландышей. Психолог говорит:

- Ребята, посмотрите внимательно на цветы. Ландыши нежные весенние цветы. На тоненьком стебелёчке висят чудесные белоснежные цветки. Они похожи на крошечные игрушечные фонарики. Я предлагаю вам нарисовать ландыши на песке. Рисовать мы будем пальчиками и ребром ладони, кулачком.  Психолог делает показ. Мне очень приятно рисовать. Я чувствую тепло песка. Когда я двигаю пальчиками, я ощущаю маленькие песчинки. Но у каждого из вас будет свой цветок. Дети рисуют. Посмотрите на ваши цветы. Что вы чувствовали, когда рисовали? Дети отвечают. Вы чувствовали прохладу или тепло песка? Дети отвечают. Ребята, а сейчас я предлагаю вам изменить свой рисунок. Представьте, что прошло время. И наш майский ландыш изменился: вместо цветков на стебельках появились оранжевые ягодки. Психолог показывает картинку. Ребята, но ягоды ландыша ядовитые. Они опадают и из них вырастают новые ландыши. Дети изменяют рисунок на песке. А теперь спрячем ландыш. Наберите в ладони песок, приподнимите вверх и высыпайте его на рисунок. Наблюдайте, как сыпется песок. Вот ваш рисунок и спрятан.  Психолог делает показ, при этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения «вверх-вниз».

В процессе рисования на песке ребёнок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Взаимосвязь движений и эмоций способствует  формированию навыков позитивной коммуникации детей, так как «различные движения и упражнения, которые предлагаются детям для выполнения, влияют на их личностные черты, уменьшая проявления нежелательных и активизируя, укрепляя положительные». [5]

Проведение интегрированных занятий с детьми дошкольного возраста в сенсорной комнате позволяет не только усилить эффект использования её возможностей в решении коррекционно-развивающих задач, но и оказывает позитивное влияние на повышение профессионального мастерства педагогов.  Интегративно-педагогическая деятельность требует тщательной координации действий взрослых друг с другом, тщательного определения ими оптимальной нагрузки на детей, четкости, компактности и логической взаимосвязанности в подборе материала.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000, №65/23-16.
  2. Дмитриев Ю.Д. О природе для больших и маленьких. М.: Педагогика, 1982. С.6.
  3. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / под ред. Дьяченко О.М., Лаврентьевой Т.В. М., 2000. С.52.
  4. Леви Т.С. Психология телесности в ракурсе личного развития [Электронный ресурс].
  5. Зинкевич–Евсигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб, «Речь», 2003 С.311.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика