Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Перспективы науки и образования

Издатель: ООО «Экологическая помощь»

ISSN: 2307-2334

Издается с 2012 года

Периодичность: 6 номеров в год

Формат: электронное издание

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Динамика гетерохронности развития когнитивных стилей в подростковом возрасте 658

Остапенко Г.С., кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии, заместитель декана по учебной работе психолого+педагогического факультета Воронежского государственного пе+ дагогического университета, Россия
Зобков А.В., профессор кафедры психологии и педагогики профессиональной деятельности в уголовно-исполнительной системе , Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, av.zobkov@gmail.com

Аннотация

В статье представлены экспериментальные исследования когнитивных стилей, которые характеризуются как структурные характеристики когнитивной сферы, как способность в получении и переработке информации, индивидуально-своеобразные, но биполярные измерения, при которых когнитивный стиль описывается за счет обращения к двум крайним формам интеллектуального поведения: ригидность / гибкость, полизависимость / полинезависимость и др. Расширено представление о когнитивном стиле, как относительно устойчивой характеристике субъекта, которая может проявляться на разных уровнях интеллектуального развития подростка. Показано, что такой феномен, как гетерохронность от младшего к старшему периоду подросткового возраста имеет динамичность и изменчивость когнитивных стилей. Обозначена перспективность исследований гетерохронности развития когнитивных стилей.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Разными авторами использовались различные методы исследования, методы шкалирования когнитивных стилей А.К. Байметов, В.А. Колга, Е.Т. Соколова, Дж. Каган, Г. Клейн, Р. Гарднер, Г. уиткин и др. [2, 6].Наиболее часто в теории и практике рассматривается около 10-15 когнитивных стилей, которые характеризуются различными подходами в понимании терминологии и, вероятно, коррелируют друг с другом. Различные стили учебной деятельности, выпол- няющие приспособительную, компенсаторную функцию, отмечаются М.К. Акимовой, В.Т. Козловой, А.К. Байметовым, [3, 9].

Литература
  1. Когнитивные стили. Тезисы научно-практического семинара / под. ред. В. Колга, Таллин, 1986.
  2. Колга В.А. Дифференциально-психологическое исследование когнитивного стиля и обучаемости: дисс. … канд. психол. наук. Л.: ЛГу, 1976.
  3. Козлова И.Н. Личность как система конструктов. Некоторые вопросы психологической теории Дж. Келли // Системные исследования. Ежегодник. М.: Наука, 1975. С. 128-148.
  4. Остапенко Г.С., Фетискин Н.П. Результаты экспериментального изучения интегративности гетерохронного развития когнитивной сферы в подростковом онтогенезе / Международный Научный Институт "Educatio", 2015. С. 96-100.
  5. Соколова Е. Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. М.: Изд-во МГу, 1976.
  6. Witkin H. A., Dyk R. В., Faterson H. F, Goodenough D. R., Karp S. A. Psychological differentiation. Potomak, 1974.
  7. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. СПб.:Питер, 2004. 384 с.
  8. Холодная М. А.Когнитивные стили и интеллектуальные способности // Психол. журн. 1992. Т. 13. № 3. С. 84-89.
  9. Dommedika – Современная медицина [сайт]. URL: http://dommedika.com/phisiology/327.html (дата обращения: 1.05.2016)
  10. Холл М., Боденхамер Б. 51 метапрограмма НЛП. М.: Прайм Еврознак, 2007.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика