Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 7106Ключевые слова 17257 АвторамИздателямRSS RSS
РИНЦ

Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы

Издатель: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы

ISSN: 1993-8101

Издается с 2001 года

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психокоррекция детских страхов посредством арт-терапии 2020

Буравцова Н.В., Новосибирский государственный университет экономики и управления, Новосибирск, Россия
Дмитриева Н.В., доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии девиантного поведения Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, dnv2@mail.ru

Аннотация

Проблема детских страхов анализируется в статье с позиции различных психологических школ и направлений. Рассмотрены основные функции страхов (защитная и охранительная), определены врожденные детерминанты страха. Показаны возможности эффективного психокоррекционного воздействия с помощью методик арт-терапии. Особое внимание уделено использованию ассоциативных карт и элементов сказкотерапии в психокоррекции страхов. Описаны алгоритмы работы с детским страхом темноты. Авторская интерпретация техники введения ресурсного персонажа помогает понять значение данного метода работы с детскими страхами.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

По сложившемуся сегодня мнению специали­стов, детские страхи являются иерархической струк­турой, которая определяется возрастными и ген­дерными закономерностями, индивидуальными особенностями личности ребенка, его специфиче­ским опытом и установками, принятыми в социуме. Cтрах выполняет защитную функцию, он — прямое следствие инстинкта самосохранения, защищает человека от излишнего риска. В этом проявляется «охранительная» функция страхов. Они участвуют в инстинктивном поведении, обеспечивающем са­мосохранение. Тем самым страх защищает челове­ка от неприятных для него последствий, а возмож­но, и от гибели [16].

Литература
  1. Адлер Г. Лекции по аналитической психологии. М.: Рефл-бук, 1996. 282 с.
  2. Бандура А., Уолтерс Р. Принципы социального научения // Современная зарубежная социальная психология. М., 1984. С. 55–61.
  3. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Академический проект; Изд-во Московского ун-та, 2004. 232 с.
  4. Буравцова Н.В. Формирование у подростков «группы риска» позитивного представления о доме с помощью ре­конструкции сказочных сюжетов // Психология. Социология. Педагогика. 2012. № 4. С. 53–55.
  5. БуравцоваН.В., ДмитриеваН.В. Метафорические ассоциативные карты в психокоррекции страхов // Материалы международной научно-практической конференции «Инновационные методы диагностики в психологии, педа­гогике, девиантологии, психиатрии и пенологии». Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. C. 132–139.
  6. Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В. Метафорические ассоциативные карты в пространстве психокоррекции эмо­циональной недостаточности // СМАЛЬТА. 2014. № 4. С. 71–78.
  7. ДмитриеваН.В., БуравцоваН.В. Метафорические карты в пространстве консультирования и психотерапии. Новосибирск: НИКП, 2015. 228 с.
  8. Запорожец А.В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в раз­витии ребенка дошкольного возраста.М., 1978. С. 3–7.
  9. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. СПб: Союз. 2000. 448 с.
  10. Кьеркегор C. Страх и трепет. М.: Культурная революция, 2010. 488 с.
  11. Маниченко И.В. 50 исцеляющих сказок от 33 капризов. М.: Мамины сказки, 2008. 70 с.
  12. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер, 2012. 352 с.
  13. Петрановская Л.В. Что делать, если … М.: АСТ, 2014. 143 с.
  14. Пыкина Е.В., Опевалова Е.В. Использование арт-терапии в диагностике и коррекции детских стра­хов // Актуальные проблемы психологической  человека в современном обществе. 2010. № 1. С. 154–162.
  15. Салливан Г.С. Интерперсональная теория психиатрии. СПб.: Ювента, 1999. 347 с.
  16. СаржановаА.С., ЕгенисоваА.К. Детские страхи и пути их преодоления // Современные наукоемкие технологии. 2013. №7–2. С. 155–157.
Статьи по теме:
Книги по теме
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика