Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы 2015. Том. 23, № 1. С. 108–117
ISSN:
1993-8101
Особенности профессиональных представлений сотрудников дошкольных образовательных учреждений 1830
Жолудева С.В. Рогов Е.И., доктор педагогических наук, Зав.кафедрой организационной и прикладной психологии, Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия, profrogov@yandex.ru
В статье анализируется формирование концепции социальных представлений в социально¬психологической науке и развитие понятия «образ мира». Обобщены подходы, изложенные в трудах последних лет отечественных и зарубежных авторов. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей профессиональных представлений воспитателей и узких специалистов, работающих в детских дошкольных учреждениях. Описаны выявленные различия в их представлениях как в отношении объекта деятельности, так и работы.
Представления в психологии традиционно изучают с двух сторон. С одной
стороны — это точка зрения общей психологии, психофизиологии на процесс
представления, с другой — часть исследований в социальной психологии. Так, в
области общей психологии под представлением понимают процесс познания
окружающей действительности (С.Л. Рубинштейн, Ю.Б. Гиппенрейтр, В.Н. Дружинин
и др.), а в социальной психологии речь идет прежде всего о социальных
представлениях, являющихся факторами, обуславливающими взаимодействия людей
(Ж.-К. Абрик, С. Московичи, Д. Жоделе и др.).
Литература
Асеева И.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей
дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации: Автореф.
дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009. 190 с.
Балакирева Э. В. Профессиологические основы педагогического
образования: Автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2008. 44 с.
Белкина В.Н. Педагогическое регулирование взаимодействия детей со
сверстниками. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2000. 161 с.
Григорович Л.А. Структура и динамика формирования профессионального
самосознания педагогов дошкольных образовательных учреждений: Автореф. дис. …
д. психол. наук.М., 2005. 60 с.
Гульчевская Н. Е. Особенности профессиональной тревожности учителя в
условиях образовательных инноваций: Автореф. дис. … канд. психол. наук.
Ростов-на-Дону, 2004. 23 с.
Давыдов В. В. УчениеА.Н. Леонтьева о взаимосвязи деятельности и
психического отражения // А.Н. Леонтьев и современная психология / под ред. А.
В. Запорожца и др. М.: МГУ, 1983. С. 128–140.
Донцов А. И., Емельянова Т. П. Концепция социальных представлений в
современной французской психологии.М. Изд-во МГУ, 1987. 128 с.
Дунаева Н. А. Совершенствование подготовки воспитателей дошкольных
учреждений к работе с детской книгой в системе повышения квалификации: Автореф.
дис. … канд. пед. наук. М., 2004. 18 с.
Жолудева С.В. Особенности взаимосвязи личностных особенностей и
профессиональных представлений об объекте деятельности сотрудников дошкольных
образовательных учреждений // Профессиональные представления: сб. научных
трудов «Профессиональные представления в образовании и становлении личности» /
под ред. Е.И. Рогова. Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2015. № 7. 172
с.
Жолудева С.В., Алексеенко И.И. Взаимосвязь профессиональных
представлений и особенностей эмоционального выгорания у медицинских работников
// Профессиональные представления: сб. научных трудов интернет-конф. «Значение
представлений в образовании и профессиональном становлении личности» / под ред.
Е.И. Рогова. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2013. 210 с.
Жолудева С.В., Рогов Е.И. Особенности представлений об объекте
деятельности психолога у студентов с разной гендерной идентичностью //
Динамика профессиональных представлений в период общественных
трансформаций/под ред. Е.И. Рогова. Ростов-на-Дону: АПСН СКНЦ ВШ ЮФУ, 2010.
292 с.
Жолудева С.В., Торосян Д.Р. Особенности профессиональных
представлений у студентов с разной мотивацией обучения в ВУЗе // Динамика
профессиональных представлений в онтогенезе: сб. научных статей Международной
интернет-конф. / под ред. Е.И. Рогова. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ,
2011. 246 с.
Каширская И.К., Бондарева А. Профессиональные представления
воспитателей детского сада о полоролевом развитии детей и учет их в практике
гендерного воспитания // Профессиональные представления: сб. научных трудов
интернет-конф. «Значение представлений в образовании и профессиональном
становлении личности» / под ред. Е.И. Рогова. Ростов-на-Дону: МАРТ, 2013. 242
с.
Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ,
1995. 224 с.
Колушова Л.В. Акмеологические факторы продуктивности и
профессионализма воспитателя детского сада: Автореф. дис. … канд. психол. наук.
Шуя, 2011. 26 с.
Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера
производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. 119 с.
Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997. 365 с.
Маценова Е.Б. Представления о семье в разных группах
старшеклассников и студентов: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М.: Институт
дошкольного образования и семейного воспитания РАО, 2001. 241 с.
Московичи С. От коллективных представлений к социальным
представлениям // Вопросы социологии. 1992. Т. 1, № 2. С. 83–96.
Петухов В. В. Образ мира и психологическое изучение мышления //
Вести Московского университета. Сер. 14, Психология. 1984. № 4. с. 17–29.
Рогов Е.И. Особенности профессиональных представлений студентов в
ходе вузовской профессионализации // Профессиональные становления: теория и
реальность / под ред. Е.И. Рогова. Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. 160
с.
Рогов Е.И. Феноменология представлений об объекте деятельности
педагога // Профессиональные представления: сб. научных трудов интернет-конф.
«Значение представлений в образовании и профессиональном становлении личности»
/ под ред. Е.И. Рогова. Ростов-на-Дону: МАРТ, 2013. 242 с.
Самоукина Н. В. Психология и педагогика профессиональной
деятельности. М.: ЭКМОС, 2000. 384 с.
Семенова Е.А. Особенности и формирование профессиональных
представлений у студентов в образовательном пространстве педагогического
колледжа: Дис. … канд. психол. наук. Иркутск, 2003. 200 с.
Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического
отражения. М.: Изд-во Московского университета, 1985. 352 с.
Собкин B.C., Марич Е.М. Воспитатель детского сада: жизненные
ценности и профессиональные ориентации. По материалам социологического
исследования. Труды по социологии образования. Т. V, вып. VIII. М.: Центр
социологии образования РАО, 1998. С. 29–59.
Трушкова С. В. Особенности представлений о средней школе в различных
социальных группах: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1996. 24 с.
Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности.
М.: Наука, 1982. 94 с.
Шихирев П.И. Современная социальная психология. М.: Институт
психологии РАН, 1999. 448 с.