Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

РИНЦ

Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы

Издатель: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы

ISSN: 1993-8101

Издается с 2001 года

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Подготовка специалистов социальной работы: модели и проблемы 45

Арпентьева М.Р., доктор психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Гуманитарный институт, Югорский государственный университет, mariam_rav@mail.ru

Аннотация

В современной России происходит тотальная дифференциация профессиональной и непрофессиональной социальной работы. Это существенно влияет на подготовку и переподготовку специалистов социальной сферы. Особое значение приобретают требования профессионализма в отношении как социальных работников разных групп, так и волонтеров и «ближних помощников». Необходимость создания интегрированных и стандартизированных программ и каналов профессионального обучения и повышения квалификации в эдологии связывается с потребностью качественного исполнения функций эдологами. Обобщенное представление об эдологе отражает профессиограмма, опирающаяся на последние научно-практические исследования и опыт. Однако многие профессиограммы эдологов выделяют лишь отдельные черты, что ставит проблему фрагментарности изучения этой области деятельности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Сегодня продолжается активная дифференциация профессиональной и непрофессиональной социальной работы, что заметно специфицирует и трансформирует обучение и переподготовку кадров для социальной сферы. Даже в отношении волонтеров и «ближних помощников» речь идет о создании каналов профессиональной подготовки и повышения квалификации в рамках обобщённого представления о функциях и качествах социального работника как эдолога.

Литература
  1. Арпентьева М. Р. Проблемы практической подготовки психосоциальных работников: учеб. пособие. Калуга: КГУ, 2014. 430 с.
  2. Арпентьева М. Р. Социальная работа как деятельность: особенности, технологии, направления развития // Отечественный журнал социальной работы. 2014. № 2. С. 52–73.
  3. Арпентьева М. Р. Социальная работа как профессиональная деятельность: профессиограмма специалиста // Отечественный журнал социальной работы. 2015. № 2. С. 169–190.
  4. Арпентьева М. Р. Социальное служение как идеология общества будущего // Социальные изменения в современном обществе / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2016. 280 с.
  5. Басов Н. Ф., Басова В. М., Бессонова О. Н. и др. Основы социальной работы: учеб. пособие / под ред. Н. Ф. Басова. М.: Академия, 2005. 288 с.
  6. Беличева С. А. Психологическое обеспечение социальной работы и превентивной практики в России. М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России». 2004. 235 с.
  7. Бочарова В. Г. Профессиональная социальная работа: личностно ориентированный подход. М.: Российская академия образования, 1999. 184 с..
  8. Гурина О. А. Профессиональная группа специалистов по социальной работе // Социология труда и профессий. 2007. № 28. С. 15.
  9. Данакин Н. С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы//Российский журнал социальной работы. 1995. № 1. С. 25–32.
  10. Жуков В. И. Стратегия социального образования // Ученые записки МГСУ (РГСУ). 2001. № 4. С. 13–18.
  11. Зимняя И. А. Профессиональные роли и функции социального работника (общие проблемы подготовки специалиста) // Российский журнал социальной работы. 1995. № 1. С. 79–82.
  12. Инкижинова С. А. Социальные работники: статус и профессиональная деятельность в условиях перехода российского общества к рыночным отношениям. На материалах Республики Бурятия: автореф. дис. … канд. психол. наук. Иркутск, 2004. 22 с.
  13. Иноземцева А. Н. Влияние профессионального самосознания студентов на формирование психологической готовности к профессиональной деятельности: дис. … канд. психол. наук. М., 2002. 225 c.
  14. Козлов А. А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. М.: Флинта — МПСИ, 1998. 240 с.
  15. Козырева О. А. Основные аспекты отечественных и зарубежных концепций профессионального развития // Инновационные образовательные технологии. 2008. № 3 (15). С. 16–20.
  16. Корчагина Н. С., Арпентьева М. Р. Личностная готовность студентов‑эдологов к профессиональной деятельности. Торонто: Изд.-лит. агентство «Альтасфера», 2019. 450 с.
  17. Лаврененко И. М. Личность и профессиональная деятельность социального работника (международный опыт) // Российский журнал социальной работы. 1996. № 2. С. 110–19.
  18. Лежнина Л. В. Формирование готовности будущего педагога-психолога к профессиональной деятельности. М.: «Прометей» МПГУ, 2009. 240 с.
  19. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 308 с.
  20. Минигалиева М. Р. Практическая подготовка психосоциального работника. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 508 с
  21. Мороз М. В. Профессиональное становление социального работника: дис. … канд. психол. наук. Тверь: ТрГУ, 2007. 224 c.
  22. Никитин В. А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов: учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный ин-т, 2002. 236 с.
  23. Обучение практике социальной работы: международный опыт и перспективы / под ред. М. Доэла и С. Шардлоу. М.: Аспект Пресс, 1997. 223 с.
  24. Обучение социальной работе: Преемственность и инновации / под. ред. Ш. Рамон и Р. Сарри. М.: Аспект Пресс, 1996. 157 с.
  25. Панов A. M., Холостова Е. И. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования // Социальная работа. М., 1995. Вып. 9. С. 3–20.
  26. Пинкус А., Минахан А. Практика социальной работы. М.: Союз, 1993. 223 с.
  27. Помогающее поведение: ценности, смыслы, модели. Сер. «Актуальные проблемы практической психологии: кризис, развитие, поддержка». Вып. 1 / отв. ред., введ. М. Р. Арпентьева. Калуга: Эйдос, 2016. 340 с.
  28. Принцип активизации в социальной работе / под ред. Ф. Парслоу. М.: Аспект Пресс, 1997. 222 с.
  29. Профайлинг и медиация: сферы, ценности, технологии, обучение. Коллективная монография. Сер. «Актуальные проблемы практической психологии: кризис, развитие, поддержка». Вып. 2 / отв. ред. М. Р. Арпентьева. Калуга: Калужский гос. ун-т им. К. Э. Циолковского, Эйдос, 2016. 290 с.
  30. Ребристова Л. Б. Персонал социальной службы: обязанности, умения и мотивация труда // Работник социальной службы. 2004. № 2. С. 23–28.
  31. Фирсов М. В. и др. Концепция социального образования. М.: МГСУ, 2002. 184 с.
  32. Фирсов М. В. История социальной работы в России. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1999. 256 с.
  33. Шмелева Н. Б. Профессионализм личности социального работника — показатель его деятельности // Российский журнал социальной работы. 1998. № 1. С. 100–104.
  34. Ярская-Смирнова Е. Р. Развитие социальной работы в России в 1990‑х годах // Проблемы теории и методологии социальной работы / под ред. Е. И. Холостовой и др. М.: Социально-технологический ин-т МГУС, 2000. С. 90–109.
  35. Arpentieva M. R., et al (eds.). Foresight education: Values, models and technologies of didactic communication of the XXI century. Toronto: Altaspera Publishing and Literary Agency Inc., 2018. 560 p.
  36. Korchagina N. S., Arpentieva M. R. Personal readiness of students of the faculties of social work and professional activities. North Carolina: Lilu, Si-press, 2017. 240 p.
  37. Arpentieva M. R. (ed.). Psychodiagnostics, counseling and mediation in professional and unprofessional relationships. Toronto: Altaspera Publishing and Literary Agency Inc., 2018. 664 p.
  38. Arpentieva M. R., et al (eds.). Psychology and pedagogy of the future: Youth foresight. Youth and psychology: Ideas and projects. Toronto: Altaspera Publishing and Literary Agency Inc., 2018. 340 p.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика