Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8379Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

РИНЦ

Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы

Издатель: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы

ISSN: 1993-8101

Издается с 2001 года

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Оособенности жизненной стратегии родителей детей-инофонов и ее влияние на образовательную среду 33

Москвитина О.А., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, лаборатории Практической психологии образования МГППУ

Аннотация

Разные жизненные стратегии и ресурсы родителей-мигрантов оказывают различное опосредованное (через детей) влияние на образовательную среду. Выделены два основных типа родителей: те, кто желает интегрироваться в жизнь принимающей страны и использует все возможности, и те, кто этого не хочет и предпочитает стратегию выживания, имея краткосрочные планы пребывания. Соответствующим образом ведут себя и их дети: одни интегрируются в образовательную среду, овладевая языком, нормами поведения и культуры, другие пренебрегают всем этим, что вызывает проблемы у каждой из сторон взаимодействия.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Уже более четверти века вследствие региональных и глобальных политических, социальных, экономических и демографических изменений, в частности притока трудовых мигрантов, беженцев из ближнего и дальнего зарубежья и переселенцев из бывших республик Советского Союза, наблюдается увеличение числа детей-инофонов в школах российских мегаполисов. По последним данным Москва, Подмосковье, Санкт-Петербург, Ленинградская область и Краснодарский край лидируют по увеличению количества мигрантов.

Литература
  1. Абдуназар М. «Я открыл школу для детей мигрантов в Москве» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.the-village.kz/village/children/children-experience/2639‑kg-maksatbek (дата обращения: 25.04.2019).
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
  3. В Совете Федерации прошел круглый стол по вопросам социализации детей мигрантов (08.09.2011) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ruvek.ru/?module=news&action=view&id=7260 (дата обращения: 21.04.2019).
  4. В школах Москвы начали выявлять второе гражданство у учащихся [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://informatio.ru/news/society/pravilno/ (дата обращения: 20.04.2019).
  5. Гавычева А. Эксперты нашли в Москве три «иностранных» района. Более четверти населения в них не владеет русским языком (6 июня 2011) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://iz.ru/news/491191 (дата обращения: 23.04.2019).
  6. Деминцева Е. Б., Зеленова Д. А., Космидис Е. А. и др. Возможности адаптации детей мигрантов в школах Москвы и Подмосковья [Электронный ресурс] // Демографическое обозрение. 2017. № 4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-adaptatsii-detey-migrantov-v‑shkolah-moskvy-i‑podmoskovya (дата обращения: 25.04.2019).
  7. Дети-инофоны (22 мая 2017 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ds56.krsl.gov.spb.ru/individualnoesoprovozhdenie/deti-inofony/ (дата обращения: 17.04.2019).
  8. Долгов Ю. Н., Смотрова Т. Н. Типология жизненных стратегий личности // Проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: материалы Междунар. заочной науч.-практ. конф. (20 октября 2011 г.). Томск, 2011. С. 76–82.
  9. Иващенко Е. Долой учебники. Реально ли детям мигрантов получить нормальное образование в российских школах (06.11.2018) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.fergananews.com/articles/10269 (дата обращения: 18.04.2019).
  10. Кожинова Е. Исследователи впервые подсчитали число детей мигрантов в российских школах (2019–01–06) [Электронный ресурс]. Режим доступа:/https://www.kuban.kp.ru/daily/26926.4/3973119/(дата обращения: 18.04.2019).
  11. Кормакова В. Н. Жизненные стратегии в системе профессионального самоопределения личности // Наука. Искусство. Культура. 2016. Вып. 1 (9). С. 154–161.
  12. Куприна Т. В. Обучение детей мигрантов в школах России: проблемы и пути их решения // Многоязычие в образовательном пространстве. 2017. № 9. С. 65–74.
  13. Куприна Т. В., Иброхимов А. С. Иностранные языки vs экономические процессы: результаты взаимодействия // Многоязычие в образовательном пространстве. 2018. № 10. С. 52–60.
  14. Ломская Т. Приток мигрантов в Россию достиг исторического минимума (08 апреля 2019 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа://https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/04/08/798624‑chislo-migrantov-rossii (дата обращения: 19.04.2019).
  15. Сахаров А. Подмосковье названо одним из регионов‑лидеров по приросту населения (22 апреля 2019) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://360tv.ru/news/obschestvo/podmoskove-nazvano-odnim-iz-regionovliderov-po-prirostu-naselenija/ (дата обращения: 22.04.2019).
  16. Число детей мигрантов в столичных школах доходит до 60 % [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tncmo.ru/620‑chislo-detej-migrantov-v‑stolichnykh-shkolakh-dokhodit-do‑60 (дата обращения: 21.04.2019).
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика