Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Синдром Дауна XXI век

Издатель: НО «Благотворительный фонд «Даунсайд Ап»

Издается с 2008 года

Периодичность: 2 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Инклюзивное дошкольное образование 2235

Грозная Н.С., координатор редакционно-издательской деятельности «Даунсайд Ап», Москва, Россия

Рубрика: Интеграция в общество

Тип: научная статья

Тематический сетевой сборник: Инклюзивное образование

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Московским специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста, а также родителям этих детей трудно не заметить существенных перемен, происходящих в последние годы в столице. Система дошкольного образования реформируется, создаются новые типы учреждений (службы ранней помощи, лекотеки), расширяются возможности выбора для семей, в которых растут дети с особыми образовательными потребностями. Отчетливо видна тенденция к развитию инклюзии. Этот процесс иногда имеет целенаправленный, контролируемый характер, иногда – спонтанный, импровизированный.

Центр ранней помощи «Даунсайд Ап», выполняя свои главные функции – т. е. оказывая психологическую, педагогическую, социальную поддержку детям с синдромом Дауна и их семьям, – выпускает большинство своих воспитанников в детские сады. Эти учреждения в идеале должны стать следующей ступенькой социализации перед выходом детей в еще более широкий мир. Двенадцатилетний опыт взаимодействия с лучшими инклюзивными детскими садами Москвы убеждает нас в том, что правильно организованные процессы инклюзивного образования помогают наиболее полно раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка. Мы явственно ощущаем современную тенденцию к развитию инклюзивного дошкольного образования и считаем полезным представить читателю взгляды зарубежных и российских специалистов на сегодняшнее положение дел в данной сфере и перспективы ее развития.

За рубежом первые шаги на пути к инклюзии были сделаны раньше, чем в нашей стране, – в 1970-х годах. Зарубежные коллеги прошли долгий путь осознания достоинств и недостатков, а также пересмотра самой концепции включения детей с особенностями развития в социум. Замена термина «интеграция» на термин «инклюзия» происходила в процессе смены парадигм помощи инвалидам – перехода от модели нормализации к социальной модели. На практике, если говорить коротко, интеграция подразумевала механическое включение ребенка с отклонениями в развитии в коллектив типично развивающихся сверстников. Предполагалось, что ребенок должен быть в максимальной степени «нормализован» и готов к пребыванию в общем коллективе. Инклюзия – двунаправленный процесс, предполагающий взаимную адаптацию и готовность коллектива принять «особого» ребенка.

Многолетние зарубежные исследования различных аспектов инклюзивного дошкольного образования позволяют выявить важные черты тех процессов, о которых мы говорим. Представление основных результатов этих исследований, по нашему мнению, поможет лучше увидеть эти черты, избежать некоторых ошибок, навести на размышления. Поэтому мы начинаем эту рубрику кратким обзором западной научной литературы по данной теме.

Очевидно, однако, что чужой опыт, будь то организация ранней помощи или создание инклюзивных форм дошкольного образования, как любое социокультурное явление, нельзя просто взять и перенести на другую почву, в другую страну. Поэтому сегодня, в ситуации быстрого расширения сети инклюзивных дошкольных образовательных учреждений, представляется интересным вернуться к истокам возникновения и развития инклюзивных детских садов в Москве, пристальнее вглядеться в их идеологию и концепцию, подумать о преемственности. Это побудило нас обратиться к тем людям, которые стояли у истоков движения к инклюзии, чтобы услышать их соображения по поводу сложившейся ситуации и будущего инклюзивных детских садов. Интервью с ними составляют вторую часть рубрики.

Развитию системы инклюзивных детских образовательных учреждений в Москве посвящен третий блок материалов. Они предоставлены сотрудниками Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции (ЦППРиК) «Тверской», который получил статус Ресурсного центра по инклюзивному образованию в Центральном административном округе г. Москвы.

Литература
  1. EASPD Conference: Salamanca – 15 Years on Inclusion. URL: http://www.fedvol.ie/_fileupload/Education/WS%201-%20Birgit%20Papke.pdf
  2. Odom S. L. et al. Inclusion at the Preschool Level: An Ecological Systems Analysis // New Horizons for Learning. 1998 Vol. 4, No. 3. URL: http://www.newhorizons.org/spneeds/inclusion/information/schwartz1.htm#author#author
  3. Twenty-fourth annual report to Congress on the implementation of the Individuals with Disabilities Education Act / U.S. Department of Education. Washington D.C., 2003. URL: http://www.ed.gov/about/reports/annual/osep/2002/index.html
  4. Preschool Inclusion. What We Know and Where We Go From Here // Topics in Early Childhood Special Education. 2000. Vol. 20, No. 1. P. 20–27.
  5. Odom S. L. et al. Preschool inclusion in the United States: a review of research from an ecological systems perspective // Journal of Research in Special Educational Needs. 2004. Vol. 4, Iss. 1. P. 17–49. URL: http://www.tats.ucf.edu/MeetingSummary/Nov_01_2006/Research_preschool_inclusion.pdf
  6. Guralnick M. J., Connor R. T., Johnson L. C. Home-Based Peer Social Networks of Young Children With Down Syndrome: A Developmental Perspective // American Journal on Intellectual and Developmental Disabilities. 2009. Vol. 114, № 5. P. 340–355. URL: http://aaidd.allenpress.com/aamronline/?request=get-toc&issn=1944-7558&volume=114&issue=5
  7. Pre-K Inclusion Program Benefits All // Preschool Matters. 2006. Vol. 4, No. 2. URL: http://nieer.org/psm/index.php?article=151
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика