Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Синдром Дауна XXI век

Издатель: НО «Благотворительный фонд «Даунсайд Ап»

Издается с 2008 года

Периодичность: 2 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Влияние опыта жизни в сиротском учреждении на развитие ребенка * 1530

Мухамедрахимов Р.Ж., доктор психологических наук, заведующий кафедрой социальной адаптации и психологической коррекции личности, СПбГУ, Санкт-Петербург, Россия

Аннотация

Представлен литературный обзор зарубежных и отечественных исследований проблемы раннего развития детей с интеллектуальными нарушениями в условиях сиротского учреждения. Описана специфика сиротского учреждения, накладывающая негативный отпечаток на психическое здоровье детей. В качестве ключевой составляющей этой специфики выделено отсутствие стабильности и отзывчивости первичного социального окружения. Представлены результаты реализации проекта по оптимизации практики ухода и воспитания в российских домах ребенка, повышению стабильности и отзывчивости персонала, поставлены задачи дальнейших исследований в данной области.

Рубрика: Психология и педагогика

Тип: научная статья

* Мухамедрахимов Р. Ж. Развитие детей с опытом жизни в учреждении в раннем возрасте // Эмоции и отношения человека на ранних этапах развития / под ред. Р. Ж. Мухамедрахимова. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. С. 299–309.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Помещение детей от рождения до трех лет из групп риска отставания в развитии, сирот и оставшихся без попечения, в широко распространенную в Российской Федерации систему домов ребенка требует ответа на вопрос, каким образом влияет пребывание в специфических условиях закрытого медицинского учреждения на последующее развитие детей. В предлагаемой читателю работе обобщены результаты лонгитюдных исследований детей, имеющих опыт проживания в закрытых учреждениях, рассматривается тема влияния раннего опыта на последующее развитие человека. Данные, полученные в этой области, имеют огромное значение для понимания специфики психологического функционирования и индивидуальных моделей социально-эмоционального поведения человека на разных возрастных этапах, особенностей его социальной адаптации, причин нарушения психического здоровья.

На современном этапе изучения определенной выше темы проводятся исследования, направленные на выяснение нескольких вопросов:

  1. что происходит с развитием детей, проживающих в учреждениях;
  2. как долго и до какой степени могут наблюдаться изменения развития в случае, если ребенок переводится в нормальные семейные условия проживания;
  3. от каких факторов зависит возвращение к нормальному развитию, какие характеристики окружающей среды в младенческом и раннем возрасте повышают вероятность последующей адаптации ребенка и нормализации его развития.

Ниже представлен обзор работ, последовательно освещающих эти вопросы.

Литература
  1. Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб. : Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1999. 287 с.
  2. Изменение социального окружения в домах ребенка: программа раннего вмешательства / Р. Ж. Мухамедрахимов, О. И. Пальмов, Н. В. Никифорова, К. Я. Гроарк, Р. Б. МакКолл // Дефектология. 2003. № 4. С. 44–53.
  3. Ainsworth M. D. S., Bell S. M., Stayton D. J. Individual differences in strange situation behavior of one-year-olds // The origins of human social rela­tions / Ed. by H. R. Schaffer. London : Academic Press, 1971. P. 17–57.
  4. Ainsworth M. D. S., Bowlby J. An ethological approach to personality development // American Psychologist. 1991. Vol. 46, № 4. P. 331–341.
  5. Attachment security and indiscriminately friendly behavior in children adopted from Romanian orphanages / K. Chisholm, M. C. Carter, E. W. Ames, S. J. Morison // Development and Psychopathology. 1995. 7. P. 283–294.
  6. Bender L., Yarnell H. An Observation Nursery: a Study of 250 Children in the Psychiatric Division of Bellevue Hospital // American Journal of Psychiatry. 1941. Vol. 97. P. 1158–1174.
  7. Bowlby J. Separation anxiety // International Journal of Psycho-Analysis. 1959. Vol. 41. P. 1–25.
  8. Crittenden P. M. Maltreated infants: Vulnerability and resilience // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1985. Vol. 26. P. 85–96.
  9. Durfee H., Wolf K. Anstaltspflege und Entwicklung im ersten Lebensjahr // Zeitschrift fuer Kinderforschung. 1933. 42/3.
  10. Goldfarb W. Effects of Early Institutional Care on Adolescent Personality // Journal of Experimental Education. 1943. 12. P. 106–129.
  11. Goldfarb W. Infant Rearing as a Factor in Foster Home Placement // American Journal of Orthopsychiatry. 1944a. Vol. 14. P. 162–167.
  12. Goldfarb W. Effects of Early Institutional Care on Adolescent Personality: Rorschach Data // American Journal of Orthopsychiatry. 1944b. Vol. 14. P. 441–447.
  13. Improvements in early care in Russian orphanages and their relationship to observed behaviors / C. J. Groark, R. J. Muhamedrahimov, N. V. Nikiforova, O. I.. Palmov, R. B. McCall // The Infant Mental Health Journal. 2005. Vol. 26, № 2. Р. 96–109.
  14. Hodges J., Tizard B. Social and family relationships of ex-institutional adolescents // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1989. 30. P. 77–97.
  15. Judge Sh. L. Eastern European adoptions: current status and implications for intervention // TECSE. 1999. Vol. 19, № 4. P. 244–252.
  16. Lowrey L. G. Personality Distortion and Early Institutionalcare // American Journal of Orthopsychiatry. 1940. Vol. 10, № 3. P. 576–585.
  17. Main M., Solomon J. Procedures for identifying infants as disorganized/disoriented during the Ainsworth Strange Situation // Attachment in the pre­school years / M. T. Greenberg, D. Cicchetti, E. M. Cummings (Eds.). Chicago : University of Chicago Press, 1990. P. 121–160.
  18. Institution-based early intervention program / R. J. Muhamedrahimov, O. I. Palmov, N. V. Nikiforova, C. J. Groark, R. B. McCall // Infant Mental Health Journal. 2004. Vol. 25, № 5. P. 488–501.
  19. O'Connor T. G., Bredenkamp D., Rutter M. Attachment disturbances and disoders in children exposed to early severe deprivation // Infant Mental Health Journal. 1999. Vol. 20, № 1. P. 10–29.
  20. Provence S. A., Lipton R. C. Infants in institutions. New York : International Universities Press, 1962.
  21. Robertson J., Bowlby J. Responses of young children to separation from their mothers // Courrier of the International Children's Centre. Paris, 1952. 2. P. 131–140.
  22. Rutter M. Developmental catch-up, and deficit, following adoption after severe global early privation // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1998. Vol. 39. P. 465–476.
  23. Quasi-autistic patterns following severe early global privation / M. Rutter et al. // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1999. Vol. 40. P. 537–549.
  24. Spitz R. A. Hospitalism: An inquiry into the genesis of psychiatric conditions in early childhood // Psychoanalytic Study of the Child. 1945. 1. P. 53–74.
  25. The Effects of Early Social-Emotional and Relationship Experience on the Development of Young Orphanage Children / St. Petersburg-USA Orphanage Research Team // Monographs of the Society for Research in Child Development. 2008. Serial № 291, Vol. 73, № 3. Boston, Massachusetts : Wiley-Blackwell. 297 p.
  26. The effects of global severe privation on cognitive competence: extension and longitudinal follow-up / T. G. O'Connor, M. Ruttter, C. Beckett, J. M. Keavener // Child Development. 2000. March/April. Vol. 71, № 2. P. 376–390.
  27. The stressfulness of separation among nine-month-old infants: effects of social context variables and infant temperament / M. R. Gunnar, M. C. Larson, L. Hehtsgaard, M. L. Harris, L. Brodersen // Child Development. 1992. Vol. 63. P. 290–303.
  28. Tizard В., Hodges J. The effect of early institutional rearing on the development of eight-year-old children // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1978. Vol. 19. P. 99–118.
  29. Tizard B., Rees J. A comparison of the effects of adoption, restoration to the natural mother, and continued institutionalization on the cognitive devel­opment of four-year-old children // Child Development. 1974. Vol. 45. P. 92–99.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика