Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Синдром Дауна XXI век

Издатель: НО «Благотворительный фонд «Даунсайд Ап»

Издается с 2008 года

Периодичность: 2 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Преодоление отклоняющегося поведения у детей с синдромом Дауна: оценка и коррекция с использованием прикладного анализа поведения * 1600

Фили К.М., PhD, доцент кафедры специального образования и грамотности Университета Лонг-Айленда, Нью-Йорк, США, kathleen.feeley@liu.edu
Джоунз Э., PhD, Университет Лонг Айленда, Нью-Йорк, США

Аннотация

Статья посвящена использованию бихевиористского подхода к коррекции нежелательного поведения детей с синдромом Дауна, часто определяемого как упрямство и выражающегося в избегании трудностей и привлечении внимания. Охарактеризованы принципы функционального анализа поведения, описан четырех-компонентный подход к его коррекции, приводятся выводы обзора литературы по данной теме, а также результаты психологических исследований.

Рубрика: Психология и педагогика

Тип: научная статья

* Сокращенный перевод Н.С. Грозной.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Настоящая статья посвящена использованию бихевиористского подхода к коррекции нежелательного поведения детей с синдромом Дауна. Руководитель одной из самых авторитетных организаций в области образования детей с синдро­мом Дауна (Down Syndrome Education International) С. Бакли отмечает: «Эти подходы сейчас, по всей видимости, вышли из моды, но, как показывают современные теории и практический опыт, они нуждаются в возрождении… Доказатель­ством их эффективности и полезности являются изменения в поведении, которые можно измерить. Несмотря на это, имеется очень мало публикаций, посвященных изучению возможностей применения бихевиористских подходов к воз­действию на поведение детей с синдромом Дауна. В основном подобные научные работы и программы касаются пове­денческих проблем, связанных с аутизмом» [1].

В своей статье Кэтлин М. Фили и Эмили А. Джоунз характеризуют принципы функционального анализа поведения, опи­сывают четырехкомпонентный подход к коррекции нежелательного поведения, приводят выводы проведенного ими анализа литературы по данной теме, а также результаты их собственных клинических исследований.

Многочисленные наблюдения свидетельствуют о повышенной вероятности появления отклоняющегося поведения у де­тей с синдромом Дауна. Это нередко вызывает обоснованную тревогу у членов семьи, воспитателей и педагогов. Ведь нежелательное поведение не только лишает этих детей многих возможностей постижения нового в среде, где они рас­тут, но и препятствует их доступу к обычной образовательной и социальной среде по достижении дошкольного и школь­ного возраста.

Чаще всего в случае синдрома Дауна такое поведение определяют словом «упрямство». В последнее время, однако, бы­ли выявлены и более точно описаны некоторые конкретные типы поведения, свойственного этим детям и оказывающего негативное влияние на их развитие, такие как снижение концентрации внимания, непослушание, навязчивые действия, разговор с самим собой («эгоцентрическая речь»).

Особенности физического состояния (в частности, расстройства сна и более частые, чем у типично развивающихся де­тей, заболевания) могут тоже существенно влиять на поведение ребенка. По наблюдениям ученых, проблемы поведен­ческого характера, особенно стремление избежать трудностей (иными словами, преобладание мотивации избегания не­успеха), начинают проявляться в раннем детстве, и это может оказывать чрезвычайно негативное влияние на развитие и жизнедеятельность не только в младенчестве, но и на протяжении всей жизни. Американские ученые Е. М. Дайкенс [2, 3] и Д. Дж. Фидлер [4], описавшие профиль психомоторного развития при синдроме Дауна, считают определенные про­явления нежелательного поведения, в частности упомянутое стремление избегать трудностей, частью фенотипа поведе­ния таких детей. Это говорит о важности раннего вмешательства в формирование поведенческой сферы.

Мы провели тщательный анализ литературы по данной теме и выявили лишь небольшое число публикаций, касающих­ся изучения возможности использования бихевиористского подхода к оценке и регулированию поведения детей с синд­ромом Дауна. Эти публикации касались по большей части случаев таких серьезных проявлений отклоняющегося пове­дения, как агрессия и аутоагрессия.

Литература
  1. Buckley S. The power of behavioural approaches – we need a revival // Down Syndrome Research and Practice. 2008. Vol. 12, Iss. 2. P. 103–104.
  2. Dykens E. M. Measuring behavioural phenotypes: Provocation from the «new genetics» // American Journal on Mental Retardation. 1995. Vol. 99. P. 522–532.
  3. Dykens E. M., Kasari C. Maladaptive behavior in children with Prader-Willi syndrome, Down syndrome, and nonspecific mental retardation // American Journal on Mental etardation. 1997. Vol. 102. P. 228–237.
  4. Fidler D. J. The emerging Down syndrome behavioural phonotype in early childhood: Implications for practice // Infants and Young Children. 2005. Vol. 18. P. 86–103.
  5. Wishart J. G. The development of learning difficulties in children with Down's syndrome // Journal of Intellectual Disability Research. 1993. Vol. 37. P. 389–403.
  6. Wishart J. G. Learning the hard way: Avoidance strategies in young children with Down's syndrome // Down Syndrome Research and Practice. 1993. Vol. 1, Iss. 2. P. 47–55.
  7. Wishart J. G., Duffy L. Instability of performance on cognitive tests in infants and young children with Down's syndrome // British Journal of Educational Psychology. 1990. Vol. 59. P. 10–22.
  8. Stores R., Stores G. Research on sleep problems and psychological function in children with Down syndrome: Implication for clini­cal practice and everyday care // Down Syndrome Research and Practice. 1996. Vol. 4, Iss. 3. P. 110–112.
  9. Positive behavior support: Evolution of an applied science / E. G. Carr, G. Dunlap, R. H. Horner, R. L. Koegel, A. P. Turnbull, W. Sailor, J. L. Anderson, R. W. Albin, L. K. Koegel, L. Fox // Journal of Positive Behavior Interventions. 2002. Vol. 4, Iss. 1. P. 4–16.
  10. McComas J. J., Thompson A., Johnson L. The effects of presession attention on problem behavior maintained by different rein­forcers // Journal of Applied Behavior Analysis. 2003. Vol. 36. P. 297–307.
  11. Cole C. L., Levinson T. R. Effects of within-activity choices on the challenging behavior of children with severe developmental dis­abilities // Journal of Positive Behavior Interventions. 2002. Vol. 4, Iss. 1. P. 29–37.
  12. Davis C. A., Brady M. P., Williams R. E., Hamilton R. Effects of high-probability requests on the acquisition and generalization of responses to requests in young children with behavior disorders // Journal of Applied Behavior Analysis. 1992. Vol. 25, Iss. 4. P. 905–916.
  13. Davis C., McEvoy M., Reichle J. Minnesota Behavioral Support Project. 2006. URL: http://education.umn.edu/ceed/projects/preschoolbehavior/strategies/mbsp.pdf
  14. Kern L., Choutka C. M., Sokol N. G. Assessment based interventions used in natural settings to reduce challenging behaviors : A review of the literature // Education and Treatment of Children. 2002. Vol. 25, Iss. 2. P. 113–134.
  15. Hal A. M., Neuharth-Pritchett S., Belfiore P. J. Reduction of aggressive behaviors with changes in activity: Linking descriptive and experimental analysis // Education and Training in Mental Retardation and Developmental Disabilities. 1997. Vol. 32, Iss. 3. P. 331–339.
  16. Repp A. C., Karsh D. A hypothesis-based interventions for tantrum behavior of person with developmental disabilities in school set­tings // Journal of Applied Behavior Analysis. 1994. Vol. 27, Iss. 1. P. 21–31.
  17. Pitcairn T. K., Wishart J. G. Reaction of young children with Down's syndrome to an impossible task // British Journal of Developmental Psychology. 1994. Vol. 12. P. 485–489.
  18. Repp A. C., Deitz S. M., Speir N. C. Reducing stereotypic responding of retarded persons by differential reinforcement of other behav­ior // American Journal of Mental Deficiency. 1974. Vol. 79. P. 279–284.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика