Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Проблемы cоциальной психологии личности

Издатель: Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

Год издания: 2008

 

О некоторых социально-психологических особенностях субкультуры "металлистов"

Тугушева А.Р., кандидат социологических наук, преподаватель факультета педагогики, психологии и начального образования Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, Саратов, Россия, al_fiya@bk.ru
Полный текст

Известно, что каждому человеку необходима определенная система духовных ценностей, «поскольку именно она является той основой, опираясь на которую можно строить позитивное межличностное взаимодействие…» [1]. На сегодняшний день музыка занимает одно из центральных мест в системе ценностей не только молодежи, но и более старших поколений, особенно рок-музыка, культура которой являет собой малоисследованный социально-культурный феномен. Специфика данного музыкального стиля, а равно и облик культуры обуславливается историей их зарождения, когда в середине XX века наступил кризис общества, и  люди находились в поиске новых культурных ценностей, которые можно было бы противопоставить реальности. Появление рок-музыки, а позднее и «металла», стало ответной реакцией молодого поколения на стрессы, которые переживало общество в тот период времени.

Примечательно то, что рок-музыка сегодня превратилась в своего рода символ особого стиля жизни, объединяющий индивидов со своим сложным внутренним миром и не принимающих традиционные стереотипы жизни, отраженные в массовой культуре, иными словами – в субкультуру.

По мнению Г.С. Кнабе, исследовавшего западную рок-культуру, для этой субкультуры очень важно чувство среды: «есть они и есть мы», причем противостояние это носит не социальный, не политический или идеологический, а скорее, экзистенциальный характер [3]. «Следует различать два взаимодополняющих аспекта субкультуры – систему социальных отношений, определяющих членство в субкультуре, и систему социальных значений (что членство «значит» для участников)» [5]. В соответствии со значениями субкультуры ее члены пользуются символами для создания собственного образа, не понятного для тех, кто не относится к этой субкультуре. Здесь имеет значение не только то, что люди представляют собой, но и то, как они представляют себя другим [7]. Благодаря использованию символов человеку, знакомому с их значениями, гораздо легче с первого взгляда определить, что представляет из себя тот или иной представитель субкультуры. Кроме того, благодаря «чувству среды» данной субкультуре присущ своеобразный дух единения, сближающий незнакомых людей, сходно выделяющихся в толпе.

Но в то же время внутри самой культуры существует довольно много течений, которые, несмотря на общность перед массовой культурой, довольно сильно разделяют «металлистов» как таковых. Это обусловлено тем, что рок-музыка, являющаяся основой субкультуры имеет много направлений, многие из которых очень сильно различаются  как звучанием и построением музыкальных композиций, так и смысловой нагрузкой текстов. Часто бывает так, что те, кто предпочитают слушать одно или несколько направлений, совершенно не принимают другие. И как следствие этого, когда встречаются люди, которым нравятся различные направления,  бывает, что они не находят общего языка, хотя и являются носителями одной субкультуры.

Кроме того, неизбежно возникают конфликты между носителями субкультуры и представителями массовой культуры. Почему возникают эти проблемы, можно объяснить цитатой С. Московичи: «В каждую эпоху начинается отвержение групп, пропагандирующих новую доктрину или новые убеждения… И вообще всех меньшинств, которые отваживаются объединяться вокруг запрещенной идеи или неприемлемой точки зрения – искусство приводящее в замешательство, неведомая наука…» [6].

 Отвержение непонятного является естественной реакций человека. Очень немногие испытывают желание изучить это непонятное, а в связи с отсутствием знаний о предмете появляется большое количество домыслов, которые еще больше усиливают неприятие непонятного. Исторически сложилось так, что общество весьма негативно относится к представителям различных субкультур вообще. Л.Г. Ионин в книге «Социология культуры» описывает пять способов разрешения конфликтов типа «культура – культура» по Ф. Боку, но последние два способа вполне подходят и для конфликтов типа «культура-субкультура»:

  • геттоизация;
  • полная ассимиляция;
  • колонизация;
  • частичная ассимиляция;
  • промежуточный тип.

Эффективно исследовать любую субкультуру можно только находясь внутри нее, понимая все тонкости ее философии и образа жизни. Если говорить конкретно о субкультуре «тяжелой» музыки, нужно отметить одну любопытную деталь.  Да, действительно – существует четкое разграничение на «мы и они». Но в то же время со стороны представителей субкультуры внимание на этом не акцентируется. Это воспринимается как данность. Поэтому частичная ассимиляция, когда человек выполняет свои социальные роли, а свободное время проводит среди своих – вполне приемлемый способ разрешения конфликта. Кроме того, принадлежность субкультуре, в девяносто процентах из ста, означает самовыражение. Абсолютно все «металлисты», с которыми доводилось общаться автору, либо играют в группе на каком-либо инструменте (или поют), либо мечтают играть в группе, т.е. тяга к самовыражению заставляет людей изучать что-то новое, будь-то музыкальный инструмент или другой язык, на котором поют любимые исполнители. Этот промежуточный тип одинаково полезен как с точки зрения субкультуры, так и с точки зрения обычной жизни, где подобные навыки могут пригодиться.

В то же время очень не просто решить конфликты культур на практике именно за счет того образа, которым обладают носители субкультуры и тех мифов, которые с этим образом связаны. Так, если обычные люди увидят на улице человека с длинными волосами, одетого в проклепанную кожу, то в лучшем случае его сочтут просто странным и не будут иметь с ним дела, в худшем – сочтут потенциально опасным, что может привести к потенциальной возможности столкновений на физическом уровне.

В рамках данной работы нами были рассмотрены некоторые вопросы, касающиеся положения «металлистов» как представителей определенной субкультуры в системе социальных отношений, существующих в современном обществе. Перспективным видится изучение этой проблемы в контексте дальнейшего исследования данной субкультуры и ее взаимодействия с представителями массовой культурой.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Виноградова А.А. Развитие духовной культуры школьника в системе эстетического воспитания Б.М. Неменского: Автореф. дис. …канд. пед. наук. Саратов, 2003. 20 с.
  2. Ионин А.Г. Социология культуры. М., 1998.
  3. Леонтьев Д.А., Волкова Ю.А. Рок-музыка: социальные функции и психологические механизмы восприятия // Проблемы информационной культуры. М., 1997, Вып. 4.
  4. Година А.И. Взаимодействие субкультуры и культуры (на примере движения индеанистов) // Молодежные движения и субкультуры Петербурга. СПб., 1999.
  5. Борисов И.Ю., Радзиховский Л.А. Зарубежные исследования молодежных субкультур // Идеологические и психологические исследования массового сознания. М., 1989.
  6. Московичи С. Машина, творящая богов. М., 1998.
  7. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2002.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика