Микрогрупповая теория

1302

Аннотация

Излагается идея, ключевые понятия и общие положения микро-групповой теории – социально-психологической теории малой группы. Главная идея теории заключается в анализе групповых и индивидуаль-ных феноменов и процессов сквозь призму неформальных подгрупп и не включенных в них членов, отношений между ними. Теория опирается на понятия первого порядка – «неформальная подгруппа», «включенный в подгруппу индивид» и «не включенный в подгруппу индивид», «противоречия» и «интеграция-дезинтеграция» и понятия второго порядка – «социально-психологическая структура» и «групповая динамика». В общих положениях отражены фундаментальные составляющие строения и динамики группы: уровни и связи, целостность и сложность малой группы, режимы групповой активности, причины возникновения, типы и функции неформальных подгрупп в группе, универсальный источник и механизм групповой динамики, внешнее взаимодействие группы/подгруппы и внутренние процессы.

Общая информация

Ключевые слова: малая группа, неформальная подгруппа, групповая структура, групповая динамика, групповые феномены, психология малых групп

Рубрика издания: Теоретические исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Сидоренков А.В. Микрогрупповая теория // Социальная психология и общество. 2011. Том 2. № 1. С. 17–30.

Фрагмент статьи

Малые группы – производственные, учебные, семейные, спортивные, терапевтические, тренинговые – привлекают к себе повышенное внимание специалистов разных дисциплин, что обусловлено их значительной ролью в жизни общества, организации и конкретного человека. С конца XIX столетия и по настоящее время проведено колоссальное количество теоретических, экспериментальных и прикладных исследований в области малых групп.

Особое значение имеют наработанные теоретические подходы к исследованию малых групп. Это обусловлено рядом обстоятельств. Положение теоретического знания в каждой научной дисциплины может служить известным индикатором ее состояния. Именно анализ сферы принимаемых в науке теорий позволяет точнее всего определить основные тенденции развития науки, увидеть в обобщенном виде значение достигнутых результатов и возникшие проблемы [1]. Кроме того, возникновение новых теорий на протяжении всей истории формирования научных представлений в области малых групп являлось значительным стимулом для активизации экспериментальных и прикладных исследований.

В настоящее время существует около 20 теорий малой группы, большинство из которых разработано в зарубежной социальной психологии и микросоциологии: сетевая теория [19; 27; 28], трехмерная теория межличностного поведения [23], теория взаимозависимости [26], теория взаимного интереса и коллективного действия [18; 20; 21], теория социального сравнения [17],  теория социальной идентичности [24; 25], теория структурированности [22], теория сложных систем [15; 16], теория деятельностного опосредствования межличностных отношений [3] и др.  В каждой из них выделяется свой, нередко специфический исследовательский предмет, круг изучаемых феноменов, понятийный аппарат. Помимо преимуществ, каждая теория имеет определенные ограничения. Более того, большинство из них не обладает широкими концептуальными рамками, которые позволяли бы охватывать и объяснять широкий спектр групповых феноменов и процессов.

Полный текст

Малые группы – производственные, учебные, семейные, спортивные, терапевтические, тренинговые – привлекают к себе повышенное внимание специалистов разных дисциплин, что обусловлено их значительной ролью в жизни общества, организации и конкретного человека. С конца XIX в. и по настоящее время проведено колоссальное количество теоретических, экспериментальных и прикладных исследований в области малых групп.

Особое значение имеют наработанные теоретические подходы к исследованию малых групп. Это обусловлено рядом обстоятельств. Положение теоретического знания в каждой научной дисциплины может служить известным индикатором ее состояния. Именно анализ сферы принимаемых в науке теорий позволяет точнее всего определить основные тенденции развития науки, увидеть в обобщенном виде значение достигнутых результатов и возникшие проблемы [1]. Кроме того, возникновение новых теорий на протяжении всей истории формирования научных представлений в области малых групп являлось значительным стимулом для активизации экспериментальных и прикладных исследований.

В настоящее время существует около 20 теорий малой группы, большинство из которых разработано в зарубежной социальной психологии и микросоциологии: сетевая теория [19; 27; 28], трехмерная теория межличностного поведения [23], теория взаимозависимости [26], теория взаимного интереса и коллективного действия [18; 20; 21], теория социального сравнения [17],  теория социальной идентичности [24; 25], теория структурированности [22], теория сложных систем [15; 16], теория деятельностного опосредствования межличностных отношений [3] и др.  В каждой из них выделяется свой, нередко специфический исследовательский предмет, круг изучаемых феноменов, понятийный аппарат. Помимо преимуществ каждая теория имеет определенные ограничения. Более того, большинство из них не обладает широкими концептуальными рамками, которые позволяли бы охватывать и объяснять широкий спектр групповых феноменов и процессов.

В статье излагается микрогрупповая теория [5; 7 и др.], разработанная на основе двух методологических направлений: системного подхода и диалектики, что позволяет описывать группу как систему в строении и динамике.

Главная идея теории – анализ групповых и индивидуальных феноменов и процессов сквозь призму неформальных подгрупп (микрогрупп) и не включенных в них членов, из которых состоит группа. То есть, проявление феноменов группы в целом (сплоченность, доверие, конфликты и др.) определяется социально-психологическими характеристиками подгрупп и взаимоотношениями между ними, а феноменов активности личности (адаптация, статус, роли и др.) – позицией индивида в контексте включенности/невключенности в подгруппу. Кроме того, теория ориентирована на анализ самих подгрупп в контексте всей группы и внешних условий ее жизнедеятельности. Причем она не ограничивается анализом какой-то одной характеристики подгруппы, а принимает в расчет потребностно-мотивационный, социально-перцептивный и поведенческий аспекты внутренней и внешней активности подгрупп.  

Обращение к неформальным подгруппам обусловлено тем, что они возникают и играют большую роль в разных типах малых групп, будь то высшие эшелоны власти или трудовые коллективы, группы дошкольников или учебные группы, семьи или психотерапевтические группы, воинские подразделения или группы заключенных и т.д.

Изучение групповой активности в контексте неформальных подгрупп позволяет количественно и качественно расширить границы аналитической перспективы за счет:

  • охвата всех уровней групповой активности («группа», «подгруппа», «индивид»);
  • переосмысления и расширения количества меж- и внутриуровневых связей, подлежащих изучению («подгруппа–подгруппа», «подгруппа–индивид», «подгруппа–группа» и др.);
  • выделения подгруппы со всеми ее связями как предмета исследования и как единицы анализа процессов и феноменов группы.

На основе этого появляется возможность соотнести между собой все три уровня групповой активности – индивид, подгруппа, группа, более полно осмыслить каждый из них в отдельности и во взаимосвязи, а также в целом внешнюю и внутреннюю активность группы.

Микрогрупповая теория содержит общие и частные положения. В общих положениях отражены наиболее фундаментальные составляющие групповой активности: целостность и сложность группы, причины возникновения и функции неформальной подгруппы, источники и механизм групповой динамики и т. д. Частные положения сформулированы на основе общих и описывают в статике и динамике разные феномены, такие как сплоченность [2; 4; 10], доверие [11; 13], идентичность [12, 14], влияние [7], статус [8] и др. Для проверки многих положений разработан методический инструментарий и компьютерная технология «Комплексная социально-психологическая диагностика группы» [6],  обследовано около 200 групп.

Ключевые понятия теории

Малая контактная группа общность людей по какому-то социальному или психологическому признаку, жизнедеятельность которой имеет разные режимы, представленные активностью отдельных индивидов, неформальных подгрупп и группы в целом со всеми их связями.

Микрогрупповая теория основывается на четырех ключевых понятиях первого порядка и двух понятиях второго порядка. Два понятия первого порядка – неформальная подгруппа, включенный и не включенный в подгруппу индивид – образуют социально-психологическую структуру (понятие второго порядка), которая отражает строение группы.

Два других понятия первого порядка – противоречие и процессы интеграции-дезинтеграции – составляют основу групповой динамики (понятие второго порядка), фиксирующую изменение группы, подгруппы, индивида. Эти понятия неразрывно связаны друг с другом, отображают  базовые, а не частные по своему содержанию явления, отображают группу как систему и ее изменения.

Неформальная подгруппа – это совокупность членов группы, объединенных на основании одного или нескольких психологических более общих и значимых для них признаков на данный момент времени по сравнению с другими членами группы.

Включенный в подгруппу индивид – член группы, активность и статус которого определяется не только его личностными интенциями (индивидуальными потребностями, мотивами, целями) или принадлежностью к группе в целом, но чаще его принадлежностью к какой-то подгруппе.

Не включенный в подгруппу член (самостоятельный) – член группы, активность и статус которого определяется его личностными интенциями и качествами,  принадлежностью к группе в целом или ориентацией на какую-то подгруппу.

Социально-психологическая структура группы  неформальные подгруппы и не включенные в них члены, которые находятся в определенных отношениях друг к другу и к группе в целом.

Противоречия – универсальный источник самоизменения малой группы, неформальной подгруппы и индивида, так как они инициируют и интенсифицирует внутри­групповые и межгрупповые взаимодей­ствия, социально-перцептивные и аффективные процессы.

Процессы интеграции и дезинтеграции являются универсальным механизмом групповой динамики. Интеграция – это взаимное или однонаправленное процессуальное сближение противоположных сторон по одному или нескольким признакам, что обусловливает образование соответствия или/и общего вектора активности сторон по данному признаку/признакам. Интеграция предполагает усиление одного и того же типа связи, фиксирующего единство  сторон, и проявляется в определенном феномене (например, в доверии). Дезинтеграция означает взаимное или однонаправленное расхождение противоположных сторон относительно одного или нескольких признаков. Это расхождение наращивает несоответствие или/и разнонаправленный (или противоположно направленный) вектор активности сторон по данному признаку/признакам. Дезинтеграция выражает собой нарушение существующей связи и соответствующего ей какого-то социально-психологического феномена или же образование такого типа связи, который  отражает взаимоисключение сторон и проявляется в определенном феномене (например, в конфликте).

Групповая динамика – изменение всей социально-психологической структуры группы или отдельных её компонентов, т.е. образование, изменение, разрушение подгрупп и их внешних связей. Термин «групповая динамика» одновременно охватывает понятия «функционирование» и «развитие». Функционирование группы предполагает изменения в количестве и составе подгрупп, их функций, внутренних и внешних связей. Развитие связано с повышением или снижением: а) сложности группы, что выражается в увеличении-уменьшении количества подгрупп, связей между подгруппами и функций подгрупп  по отношению к группе; б) групповой эффективности.

Общие положения теории

1. Уровни и связи малой группы

Уровни групповой активности составляют «индивид», «подгруппа», «группа». В контексте всей группы уровень индивида отображает элемент системы, уровень подгруппы – подсистему, уровень группы – систему. Каждый из них выполняет определенные функции по отношению ко всем остальным и имманентно представлен в более широком уровне, но не может быть в своем анализе редуцирован к нему. Несмотря на иерархичность уровней, они не находятся в жестком последовательном соподчинении, а достаточно динамичны в своем взаимодействии в зависимости от внутренних и внешних условий жизнедеятельности группы. 

Связи малой группы.  Все связи могут быть разделены на: а) внутриуровневые («индивид-индивид», «подгруппа-подгруппа», «группа-группа») и межуровневые («индивид-группа», «индивид-подгруп­па», «подгруппа-группа»); б) непосредственные («индивид-индивид», «индивид-подгруппа») и опосредованные («индивид-подгруппа-группа»).

Одни связи («подгруппа–подгруппа», «подгруппа–группа») являются принципиально новыми для исследования, а другие («индивид–подгруппа–индивид», «индивид–подгруппа–группа» и т.д.) представляют собой расширение традиционно изучаемых связей («индивид–индивид», «индивид–группа» и т.д.). Например, сплоченность группы в значительной степени определяется отношениями между подгруппами, а влияние группы на индивида – принадлежностью индивида к подгруппе и ее отношением с группой.

2. Целостность и сложность малой группы

Целостность малой группы и неформальной подгруппы. Формальная группа изначально характеризуется социальной  целостностью, тогда как ее психологическая целостность является результатом активности группы, что нечасто встречается в практике. В основе социальной целостности группы находятся связи, заданные социальной структурой (обществом) и привязанные к такой же заданной извне социальной деятельности.

Психологическая целостность малой группы зависит от связей между подгруппами, подгруппами и «самостоятельными» членами. Она имеет место, прежде всего, тогда, когда все члены вынуждены четко осознавать свою групповую принадлежность и необходимость объединения усилий – в случае противостояния  всей группы и внешнего социального контекста, который несет угрозу для «Я-образа» и «Мы-образа».

Подгруппа не задается извне, изначально определяется индивидуальными характеристиками членов и обладает психологической целостностью. В основе целостности подгруппы находятся те или иные психологические связи (в том числе, по поводу групповой деятельности), которые в каждом конкретном случае определяются спецификой мотивов объединения людей в подгруппу.

Сложность организации малой группы. Общим показателем сложности группы как системы является образование в ней из совокупности отдельных индивидов социально-психологической структуры – неформальных подгрупп, отношений их друг к другу, с «самостоятельными» членами, с группой в целом.

Сложность группы определяется несколькими  переменными: а) количеством подгрупп; б) мерой связей между подгруппами, подгруппами и не включенными в них членами; в) мерой реализацией функций подгрупп по отношению к группе. Чем больше подгрупп, чем сильнее представлена связь (интегративная или дезинтегративная) между ними, чем сильнее выражены функции подгрупп по отношению к группе, тем сложнее организация малой группы.

3. Режимы групповой активности

Групповая активность может быть репрезентирована активностью индивидов (Р-режим активности), неформальных подгрупп (S-режим активности), группы в целом (G-режим активности).

Р-режим активности выражается в активности индивидов как относительно самостоятельных субъектов и характеризуется следующими особенностями: а) регуляторы социального поведения локализованы в индивидуальной психике; б) основные связи субъектов активности: «индивид-индивид» и «индивид-группа»; в) групповые процессы и феномены являются отражением активности индивидов и связей «индивид-индивид», «индивид-группа».

S-режим активности проявляется в активности неформальных подгрупп, которые выступают как коллективные субъекты и концентрируют по отношению к себе (внутренний вектор) и к группе (внешний вектор) активность индивидов.

Внутренний вектор концентрации активности индивидов на подгруппах: 

  • высокая внутренняя плотность связей и интенсивность взаимодействия (выше, чем по группе в целом);  
  • наличие тех же свойств, которыми обладает группа, но при ином характере их проявления: одни феномены (сплоченность, иденти­чность и др.) проявляются сильнее, а другие (конфликты, конкуренция и др.) – слабее в подгруппах, чем по группе в целом; 
  • регуляторы поведения индивидов внутри подгруппы представлены в ее нормах и ценностях; 
  • подгруппы выполняют ряд функций по отношению к своим членам.

Внешний вектор концентрации активности индивидов на подгруппах: 

  • позиционирование по отношению к группе и ее структурным компонентам;
  • наличие психологического статуса и определенной меры влияния на групповые процессы;
  • регуляторы внешней активности подгруппы и ее членов локализованы в нормах и ценностях подгруппы; 
  • подгруппы могут выполнять ряд функций по отношению к группе в целом.

G-режим активности выражается в активности группы как коллективного субъекта и имеет следующие особенности: а) группа – это единый и не разлагаемый на элементы субъект жизнедеятельности; б) группа самореализуется во внешнем контексте; в) основные связи субъекта активности: «группа–группа/общество»; г) внутригрупповые процессы детерминированы прежде всего взаимодействием группы с внешним социальным контекстом; д) регуляторы социального процесса локализованы в групповых нормах и ценностях.

В группах, как правило, проявляется не один, а одновременно два или три режима, но при доминировании какого-то одного. Это зависит от сформированности, сложности социально-психологической структуры и внешнего взаимодействия группы. Например, в только что созданной группе преобладает Р-режим активности и начинает развиваться S-режим, так как происходит образование неформальных подгрупп и формирование отношений между ними. В большинстве более или менее сформированных групп доминирует S-режим, но также имеет место Р-режим и G-режим. В случае внешней дезинтеграции группы (например, при межгрупповом конфликте) начинает преобладать G-режим, но при сохранении S-режима и Р-режима. 

4. Типы неформальных подгрупп

В малых группах возникают разные типы неформальных подгрупп. В зависимости от перспективы активности есть ситуативные и относительно устойчивые подгруппы. Ситуативные подгруппы возникают для решения конкретной тактической задачи, предполагающей ограниченную во времени и пространстве активность. Относительно устойчивые подгруппы образуются на основе стратегических намерений (осознаваемых или неосознаваемых) членов или в связи с их постоянной деятельностью и условиями пребывания в группе.

В зависимости от мотивации объединения, вектора активности и особенностей отношений членов подгруппы могут быть инструментальными и социо-эмоциональными. Возникновение и активность подгрупп инструментального типа детерминировано индивидуальными прагматическими целями членов или/и целью групповой деятельности. В основе образования и жизнедеятельности подгрупп социо-эмоци­ональ­ного типа находится аттракция, симпатия и главная задача членов таких подгрупп заключается в поддержании хороших отношений.

Подгруппы могут быть децентрализованными и централизованными в зависимости от способов связей членов внутри них. В децентрализованной подгруппе все члены имеют сходство хотя бы по одному ключевому для них признаку.  В централизованной подгруппе имеется общность членов с одним-двумя индивидами, а через него (них) – каждого со всеми остальными членами подгруппы.

Многие подгруппы возникают, функционируют и развиваются не на одном, а на нескольких основаниях.

5. Причины возникновения неформальных подгрупп

Объединение членов группы в подгруппы связано с обострением противоречий, когда группа в целом не способна реализовывать те или иные функции в отношении индивидуальных целей и потребностей собственных членов. Поэтому подгруппы принимают на себя те функции по отношению к индивидам, которые традиционно приписываются группе в целом. Это касается как формальных, так и неформальных групп. 

Более того, в большинстве создаваемых обществом институализированных малых группах люди объединяются на основе социальных, формальных и ограниченных по количеству признаков (например, «наименование» и пространственные рамки группы, цель деятельности). Такие признаки часто не обеспечивает формирование группы как устойчивой психологической общности, так как объективно не отражают широкий спектр индивидуальных целей и мотивов членов группы. Это приводит к обострению указанного выше противоречия и усилению процессов объединения индивидов в подгруппы.

6. Функции неформальных подгрупп

Неформальная подгруппа выполняет функции: по отношению к своим членам и по отношению к малой группе.

По отношению к своим членам подгруппа реализует функции: информирования, оказания поддержки в реализации индивидуальных целей, обеспечения реализации индивидами их социальных потребностей, обеспечения безопасности внутри малой группы, адаптирующую, нормативную.

По отношению к группе подгруппа может реализовывать функции: упорядочения и стабилизации групповой активности, осуществления групповой деятельности (деятельность осуществляется не через всю группу, а через подгруппы, что способствует уменьшению мотивационных и координационных потерь), организации и координации активности группы, нормативную.

При интенсификации дезинтегративного взаимодействия группы с внешним социальным контекстом (например, конфликт с другой группой) усиливается функция группы по обеспечению безопасности своим членам.

7. Активность неформальных подгрупп и индивида

Внутригрупповая активность – это активность подгрупп и не включенных в них членов, взаимодействие между ними. Причем взаимодействие между подгруппами в группе по своему содержанию подобно взаимодействию между группами.

Поведение представителя относительно устойчивой подгруппы в группе определяется социально-психологи­ческими характеристиками своей подгруппы, а не только его индивидуально-психоло­ги­­ческими  особенностями. Как представитель подгруппы он проявляет себя децентрированно с точки зрения целей, норм и ценностей своей подгруппы, что наиболее очевидно во взаимодействии с членами других подгрупп.

Микрогрупповая предопределенность социального поведения человека может выходить за пределы группы, если существует высокий уровень его идентичности со своей подгруппой.

Поведение людей, не включенных в подгруппы, зависит от их психологических качеств, или от ориентации на конкретную подгруппу, или от принадлежности к группе в целом.

8. Противоречия

Противоречия в группе рассматриваются по двум типам связей: а) субъект–субъект  (например, инди­вид–индивид, индивид–группа); б) субъект–деятель­ность/условия. 

Виды социально-психологических противоречий группы. В группе возникают различные виды противоречий:

  • межличностные – возникают на основе различий индивидуальных целей и потребностей членов группы:  внутри подгрупп, между членами разных подгрупп и т.д.;
  • межмикрогрупповые/межгрупповые возникают на основе несовместимости, противоположности целей и потребностей разных подгрупп/групп;
  • индивидуально-микрогрупповые/групповые возникают между индивидуальными целями, потребностями членов и возможностями их удовлетворения в подгруппе/группе;  
  • статусные возникают между личностными ожиданиями членов группы и поведением руководителя (лидера) по отношению к ним;
  • мотивационно-деятельностные возникают между мотивационным потенциалом членов группы и  удовлетворенностью выполняемой деятельностью;
  • деятельностно-организационные –возникают между ожиданиями членов группы и особенностями организации их деятельности.

Каждый вид противоречия имеет две характеристики: частоту возникновения и интенсивность переживания.

Возникновение и развитие одного и того же противоречия может  происходить по разным основаниям, а проявление разных видов противоречий может иметь специфические и общие основания. Например, в школьных классах индивидуально-групповые противоречия возникают по таким основаниям, как  «разные точки зрения», «безразличие членов группы», «критика от членов группы», «непонимание».

Виды противоречий связаны между собой, а поэтому изменение одних противоречий влечет за собой изменение других.

Социально-психологическая структура и противоречия. Межличностные противоречия по-разному проявляются и разрешаются в структуре группы, т.е. внутри неформальных подгрупп, между представителями разных подгрупп и т.д. Межличностные противоречия по значимым позициям реже проявляются и более эффективно разрешаются (в случае их обострения) внутри относительно устойчивых подгрупп, чем по группе в целом.

Предмет межмикрогрупповых противоречий связан не с индивидуальными целями и потребностями, а с целями и интересами неформальных подгрупп. (Однако интересы индивидов часто совпадают с интересами подгруппы.) В таких противоречиях выражается не столько личное мнение индивида, сколько позиция подгруппы. Межмикрогрупповые противоречия оказывают иное и более сильное влияние на групповую динамику, чем межличностные противоречия.

Неформальные подгруппы являются субъектами и объектами различных видов противоречий в группе, в значительной мере определяют противоречивые тенденции группы в целом.

9. Процессы интеграции и дезинтеграции

Сущность интеграции и дезитеграции.  Основное значение интеграции заключается в обеспечении сосуществования сторон как целого, а дезинтеграции – в поддержании самой возможности существования каждой из сторон в отдельности. Это основное положение имеет ряд уточнений: 

  • интеграция – это процесс сближения сторон, заключающийся в одностороннем или взаимном принятии одной стороной признака (одного или более) другой стороны, а дезинтеграция – процесс расхождения и обособления сторон, выражающийся в усилении имеющегося признака (одного или более) у каждой из взаимосвязанных сторон или у какой-то одной стороны;
  • интеграция и дезинтеграция – это  не только два самостоятельных процесса, но и две стороны целостного процесса саморазвития, в котором доминирует какой-то один из них; темп и направление доминирующего процесса часто задает темп и направление протекания другого процесса;
  • соотношение интеграции и дезинтеграции сторон динамично на основе саморегуляции как во взаимном, так и одностороннем порядке;
  • регулярное отсутствие полезного результата для одной из сторон внешнего взаимодействия приводит к ее внутренней дезинтеграции, которая, в свою очередь, обуславливает выделение и усиление компонентов этой стороны.

Соотношение процессов интеграции и дезинтеграции. Эти процессы проявляются: а) одновременно и во взаимосвязи, что обусловлено наличием разных оснований противоречия, разными уровнями взаимодействия (личность–подгруппа–группа–внешний социальный контекст) и разными сферами (внешняя и внутренняя, инструментальная и социо-эмоциональная) групповой активности; б) последовательно, что определяется этапами развертывания и разрешения противоречия.

Разные сферы групповой активности и процессы интеграции-дезинтеграции. Во-первых, усиление одного процесса в какой-то сфере активности группы (подгруппы) вызывает проявление и усиление противоположного процесса в другой сфере активности. Например, соревнование между группами (дезинтеграция) сопровождается усилением их внутригрупповой сплоченности (интеграция)

Во-вторых, интегративное или дезинтегративное изменение одного параметра группы (подгруппы), фиксирующего какой-то аспект ее активности, может вызывать соответствующее изменение другого параметра, отражающего другой аспект активности группы (подгруппы). Так, нарушение структуры межличностных отношений в группе (дезинтеграция) влечет за собой распад ее ценностно-нормативной структуры (дезинтеграция). Последующее формирование и укрепление новой системы межличностных (интеграция) связей несет с собой  формирование новой системы групповых норм (интеграция).

В-третьих, преобладание процесса интеграции (дезинтеграции) при отсутствии неблагоприятных (благоприятных) внутренних и внешних условий ведет к усилению соответствующего процесса. Например, наличие в группе, не обладающей свойством самоорганизации, межличностных конфликтов и отсутствие попы­ток их разрешения извне или изнутри приведёт к усилению этих конфликтов и, возможно, к распаду группы.

Уровни групповой активности и процессы интеграции-дезинтеграции. Процессы интеграции и дезинтеграции (и порождающие их противоречия) надо рассматривать в следующих взаимосвязанных пластах: между группой и внешней средой – между подгруппами (между подгруппой и внешней средой, между подгруппой и группой) – внутри подгрупп (между индивидом и подгруппой, между индивидами вне контекста подгрупп).

Процессы интеграции-дезинтеграции и групповые феномены. Эти процессы воплощаются в конкретных по содержанию формах самопроявления индивида (например, персонализация и деперсонализация),   взаимодействия индивидов (кооперация и конкуренция, сотрудничество и конфликт, содействие и противодействие), групповых феноменах (сплоченность, совместимость, референтность, адаптация, лидерство, социальное влияние).

Противоречия и процессы интеграции-дезинтеграции. Высокий уровень внешних противоречий группы (подгруппы) определяет более высокий уровень внешней дезинтеграции и внутренней интеграции. Наоборот, низкий уровень внешних противоречий группы (подгруппы) обуславливает более низкую внешнюю дезинтеграцию и внутреннюю интеграцию. В то же время не существует однозначной связи между обострением противоречия и проявлением дезинтеграции. Обострение внешних противоречий группы (подгруппы) может приводить к актуализации не только их внешней дезинтеграции, но и внешней интеграции. 

10. Внешнее взаимодействие и интеграция-дезинтеграция

Ключевыми характеристиками взаимодействия выступают: а) содержание взаимодействия (интеграция, дезинтеграция, относительная социальная изоляция); б) мера результативности взаимодействия (успешность-не успешность).

Внешнее взаимодействие подгруппы и ее внутренние процессы. Интеграция (например, кооперация) подгруппы с группой связана с ослаблением интеграции внутри подгруппы, а дезинтеграция (конкуренция или конфликт)  – с усилением интеграции внутри подгруппы. Регулярная неэффективность подгруппы (например, проигрыши в конкуренции, конфликте с другими подгруппами) приводит к усилению дезинтеграции внутри подгруппы и в конечном счете к ее частичному или полному распаду.

Внешнее взаимодействие группы и ее внутренние процессы. Интеграция малой группы с внешней средой (например, кооперация с другой группой) приводит к размыванию границ группы, снижению её внутренней интеграции и нарушению её социально-психологической структуры. Продолжительная и усиливающаяся внешняя интеграция группы вызовет в одних подгруппах, не обладающих выраженными «интегративными» феноменами, размывание границ и возрастание дезинтеграции, а в других подгруппах, наоборот, усиление  их внутренней интеграции и непроницаемости границ.

Дезинтеграция группы с внешней средой (например, конкуренция или конфликт с другой группой) вызовет усиление интеграции всей группы и ослабление интеграции внутри подгрупп. Регулярная неэффективность или в некоторых случаях высокая интенсивность дезинтегративного взаимодействия группы со средой приводит к усилению дезинтеграции между подгруппами и усилению интеграции внутри подгрупп или к изменению структурных компонентов (распад, перегруппирование, возникновение новых подгрупп). Переструктурирование группы может привести к её качественно новой внешней активности и повышению противодействия внешней среде.

Ограничение социальных контактов группы с внешней средой определяет выраженную дезинтеграцию группы в целом и усиление интеграции внутри подгрупп.

Сохранение институализированной (формальной) группы в процессе ее интенсивного интегративного или дезинтегративного взаимодействия с внешней средой обеспечивается как временным или устойчивым изменением социально-психологической структуры, так и наличием социальной целостности.

Литература

  1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н. Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология  ХХ столетия: Теоретические подходы. М.: Аспект Пресс, 2001.
  2. Мондрус А.Л. Социально-психологические особенности сплоченности малой группы и неформальных подгрупп: Автореф. Дисс…. канд.психол. наук: 19.00.05. Ростов н/Д, 2008.
  3. Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В. Петровского. М., 1979. 
  4. Сидоренков А.В. Групповая сплоченность и неформальные подгруппы // Психологический журнал. 2006. №1.
  5. Сидоренков А.В. Динамика неформальных подгрупп в группе: социально-психологический анализ. Ростов н/Д, 2004. 
  6. Сидоренков А.В. Компьютеризированная система «Комплексная социально-психологическая диагностика группы» (КСПДГ-1.2). Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2007611931 Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. М., 2007.  
  7. Сидоренков А.В. Неформальные подгруппы в малой группе: социально-психологический анализ. Ростов н/Д, 2003. 
  8. Сидоренков А.В. Социально-психологический статус: традиция и перспектива исследования в области малых групп // Северо-Кавказский психологический вестник. 2007. №5/1.
  9. Сидоренков А.В. Сущность и закономерности интеграции-дезинтеграции в изменении группы и индивида // Северо-Кавказский психологический вестник. 2006. №4.
  10. Сидоренков А.В., Мондрус А.Л. Подходы к пониманию сплоченности малой группы // Северо-Кавказский психологический вестник. 2007. №5/1.
  11. Сидоренков А.В., Сидоренкова И.И. Особенности доверия к другим в малой группе // Северо-Кавказский психологический вестник. 2007. №5/1.
  12. Сидоренков А.В., Тришкина Н.С. Эмпирическое обоснование модели проявления идентичности индивидов в малой группе // Психологический журнал. 2010. №5.
  13. Сидоренкова И.И. Особенности проявления доверия в малой группе: Автореф. дисс…. канд.психол. наук:  Ростов н/Д, 2007.
  14. Тришкина Н.С. Социально-психологические особенности идентичности индивида в малой группе и неформальных подгруппах: Автореф. Дисс…. канд.психол. наук:  Ростов н/Д, 2010.
  15. Arrow H. Stability, bistability, and instability in small group influence patterns // Journal of Personality and Social Psychology. 1997. V. 72.
  16. Arrow H., McGrath J.E. & Berdahl J.L. Small groups as complex systems: Formation, coordination, development, and adaptation. N.P., C.A., 2000.
  17. Festinger L. A theory of social comparison processes // Human Relations. 1954. V. 7.
  18. Fulk J., Flanagin A. J., Kalman M. E., Monge P. R., Ryan T. Connective and communal public goods in interactive communication systems // Communication Theory. 1996. V. 6.
  19. Granovetter M. The strength of weak ties: A network theory revisited // Sociological theory / Ed. R. Collins. San Francisco, 1982. 
  20. Hardin R. Collective action. Baltimore, 1982.
  21. Monge P.R., Fulk J.K., Kalman M., Flanagin A.J., Parnassa C., Rumsey S. Production of collective action in alliance-based interorganizational communication and information systems // Organization Science. 1998. V. 9.
  22. Poole M.S., Seibold D.R., McPhee R.D. The structuration of group decisions // Communication and group decision-making / Eds. R.Y. Hirokawa, M.S. Poole. C.A., 1996.
  23. Schutz W.C. FIRO-B a three-dimensional theory of interpersonal behavior. N.Y., 1958.
  24. Tajfel H., Turner J. An integrative theory of intergroupe conflict // The Social psychology of intergroup relations / Eds. W. Austin, S. Worchel. Monterey, 1979. 
  25. Tajfel H., Turner J. The social identity theory of intergroupe behaviour // Psychology of intergroupe relations / Eds. S. Worchel, W. Austin. Chicago, 1986.
  26. Thibaut J.V., Kelley H.H. The social psychology of groups. N.Y., 1959. 
  27. Wasserman S., Faust K. Social network analysis. Cambridge, 1994.
  28. White H. Identity and control: A structural theory of social action. Princeton. N.J., 1992.

Информация об авторах

Сидоренков Андрей Владимирович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии управления и юридической психологии Академии психологии и педагогики, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0554-3103, e-mail: av.sidorenkov@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 8433
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 33

Скачиваний

Всего: 1302
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2