Включен в Web of Science СС (ESCI)
Рейтинг Science Index РИНЦ 2018 11 место — направление «Психология» 1,661 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 1,025 — двухлетний импакт-фактор ![]() Социальная психология и общество Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 2221-1527 ISSN (online): 2311-7052 DOI: http://dx.doi.org/10.17759/sps Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2010 года Периодичность: 4 номера в год Язык журнала: русский Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Социальная психология и общество Определяющие компоненты субъективного отношения к экологическим проблемам учащейся молодежи 898
Кочетков Н.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, nkochetkov@mail.ru
АннотацияСтатья посвящена изучению субъективного отношения молодежи к экологическим проблемам. Постулируется, что данная область является связующим звеном между «миром людей» и «миром природы» и при этом не тождественна последней. Собственно экспериментальное исследование построено на использовании оригинальной методики, в которой заложены четыре традиционно теоретически выделяемые компонента отношения: перцептивно-аффективный, когнитивный, практический и поступочный. Рассматривается шесть категорий испытуемых, специфика учебной деятельности которых в разной степени связана с предметом исследования – экологическими проблемами (от учащихся физкультурного отделения УПК до студентов вуза, специализирующихся по экологической психологии). Результаты показали, что общая интенсивность отношения прямо пропорциональна тому, видят ли учащиеся данную предметную область в качестве будущей профессиональной деятельности. Если для подавляющего большинства определяющим компонентом субъективного отношения к экологическим проблемам является эмоциональная составляющая, то для студентов, связанных в рамках своей учебно-познавательной деятельности с экологическими проблемами, в качестве ключевых и решающих выступает составляющие практического и познавательного характера. Фрагмент статьи В последние годы отечественная психология в целом и, в частности, отечественная социальная психология, не теряя статус фундаментальной науки, приобрела ярко выраженную прикладную направленность. Традиционно рассматривавшиеся в качестве исчерпывающей парадигмы социального бытия «мир людей» и «мир вещей» сегодня оказались недостаточной базой для понимания всей многоаспектности полидеятельности современной личности. Принципиально важным и в существенной мере опосредствующим все остальные составляющие личностной активности оказался мир «человек-природа», очевидно самоценный и при этом позволяющий проявиться личностным особенностям как бы еще более рельефно [3; 5; 9; 11; 12; 14]. Следует отметить, что эта предметная область в философском и социологическом планах достаточно разработана [1; 2; 10; 11; 14]. Что же касается собственно психологического ракурса рассмотрения проблемы, то здесь сложилась принципиально иная картина. Конечно, нельзя сказать, что психологических по своему характеру исследований по данной проблематике нет. Но в психологическом плане она в основном представлена исследованиями, имеющими отношение, прежде всего, к сфере «человек-природа в целом» и «человек-природный объект» [4; 12; 15]. При этом наименее проработанными оказались вопросы, касающиеся функционирования человека в условиях как прогнозируемых, так и спонтанно возникающих экологических проблем. В то же время, ряд разработок в этой области (Ю.А. Барклянский, А.И. Валитова, П.Н. Виноградов, Т.В. Власова, Е.А. Ганьшина, В.И. Екимова, А.Л. Журавлев, И.Д. Зверев, В.А. Иванников, А.А. Калмыков, Л.А. Пергаменщик и др.) не просто наличествует, но и должен явиться теоретико-экспериментальной базой, своего рода содержательным «заделом», позволяющим с оптимизмом смотреть на перспективы дальнейшей разработки данной проблематики. Литература
Статьи по теме
Психология развития, Социальная психология | Двойнин А.М. Психология личности, Социальная психология | Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Цацулин Т.О. Социальная психология, Экспериментальная психология | Кондратьев М.Ю., Мешков И.А. Психология развития | Васькова О.В., Кочетков Н.В., Соловьев С.М. Особенности профессионального самоопределения современной учащейся молодежи |
© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ |