Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8160Ключевые слова 19965 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

9 место — направление «Психология»

1,617 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,920 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/sps

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

«Значимый другой»: слагаемые межличностной значимости 1420

Кондратьев М.Ю., доктор психологических наук, член-корреспондент, Российской академии образования, Москва, Россия

Аннотация

В статье предпринята попытка, с одной стороны, проанализировать степень разработанности проблематики отношений межличностной значимости и «значимого другого», а с другой — рассмотреть интегральные основания межличностной значимости, опираясь на теорию деятельностного опосредствования межличностных отношений в группах и «дочернюю» применительно к этой теории социально-психологическую трехфакторную модель «значимого другого».

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В современной социальной психоло­гии, особенно если речь идет о социаль­ной психологии малых групп, достаточ­но сложно найти тематику, более актив­но разрабатываемую и столь плотно за­действованную в реальной исследова­тельской практике, чем комплекс вопро­сов, касающихся в целом отношений межличностной значимости и проблем «значимого другого», в частности.

«Значимый другой» — личность, ока­зывающая влияние на других людей, что выражается в качественном изменении их смысловых образований и поведенче­ской активности» [7, с. 133]. Сам термин «значимый другой» был предложен и введен Г. Салливаном еще в 30-х гг. ХХ в. На разных этапах исследования феноме­на межличностной значимости выдвига­лись различные основания подобных от­ношений. История разработки отноше­ний межличностной значимости восхо­дит, по сути дела, к работам самых пер­вых классиков персонологии, социально­психологической и общепсихологичес­кой науки. Так, например, одни из самых глубоких современных исследователей психологии отношений значимости и, в частности, феномена субъективной зна­чимости одного человека для другого, ав­торы вполне завершенной по форме и крайне оригинальной по содержанию мо­дели межличностной значимости А. А. Кроник и Е. А. Кроник [8] выстраи­вают развернутую во времени цепочку нарастания научной заинтересованности вопросами отношений значимости, пер­вые звенья которой на десятилетия пред­варяют 30-е гг., когда во многом усилия­ми американского ученого Г. Салливана в психологическом лексиконе прочно ут­вердилось понятие «значимый другой». С этой точки зрения, имена У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, Г. Салливана, Г. Хай­мана и других как бы символизируют ка­чественные точки в континууме, отража­ющем поступательное движение научной психологической мысли от момента за­рождения проблематики отношений зна­чимости до периода 30—40-х гг. ХХ в., когда она стала одной из ключевых в пси­хологии и, прежде всего, в социальной психологии. Понятно, что условные про­межутки между этими для всех извест­ными ориентирами легко могут быть за­полнены работами других, куда более многочисленных исследователей.

<...>

Литература
  1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2007.
  2. Дубов И. Г. Проблема «значимого другого»: терминологический аспект // Инди­видуальность педагога и формирование личности школьников. Даугавпилс, 1988.
  3. Дубов И. Г. и др. Особенности восприятия значимых других старшеклассника­ми // Вопросы психологии. 1991. № 3.
  4. Князев В. Н. Психологические особенности понимания личности значимого дру­гого как субъекта общения: Дисс. … канд. психол. наук. М., 1983.
  5. Кондратьев М. Ю. Взаимосвязь авторитета личности и авторитета роли учителя // Вопросы психологии. 1987. № 2.
  6. Кондратьев М. Ю. Слагаемые авторитета. М., 1988.
  7. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. М., 2007.
  8. Кроник А. А., Кроник Е. А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я. Психология зна­чимых отношений. М., 1989.
  9. Леонтьев Д. А. Грани проблемы индивидуальности // Психологические проблемы индивидуальности. Вып. 3. Л.;М., 1985.
  10. Петровский А. В. Авторитет, эмоциональный статус и роль в структуре личности «значимого другого» // Индивидуальность педагога и формирование личности школьников. Даугавпилс, 1988.
  11. Петровский А. В. Трехфакторная модель значимого другого // Вопросы психоло­гии. 1991. № 1.
  12. Петровский А. В., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личнос­тью // Вопросы философии. 1982. № 3.
  13. Петровский В. А. Принцип отраженной субъектности в психологическом иссле­довании личности // Вопросы психологии. 1985. № 4.
  14. Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского. М., 1979.
  15. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М., 1987.
  16. Уайлдер Т. Теофил Норд // Иностранная литература. 1986. № 8.
  17. Хорошилова Е. А. Феномен субъективной значимости другого человека: Дисс. … канд. психол. наук. М., 1984.
  18. Шкопоров Н. Б. Феноменология, динамика и психологические механизмы субъ­ективной значимости другого человека для старших подростков в условиях школы-­интерната: Дисс. … канд. психол. наук. М., 1980.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика