Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

9 место — направление «Психология»

1,617 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,920 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/sps

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Взаимосвязь содержания этнических стереотипов и типа этнической идентичности подростка (на примере русских и еврейских подростков) 1220

Чибисова М.Ю., кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, marina_jurievna@mail.ru
Зверева М.А., аспирант кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования факультета социальной психологии МГППУ, Москва, Россия, mariya_zvereva@list.ru

Аннотация

В статье описываются и анализируются результаты эмпирического исследования взаимосвязи этнической идентичности и этнических стереотипов у русских и еврейских подростков. Показано, что у русских и еврейских подростков существует взаимосвязь выраженности этнических автостереотипов и типа этнической идентичности, а также выраженности этнических автостереотипов и выраженности этнической идентичности. Отмечается, что взаимосвязь выраженности этнических автостереотипов и типа этнической идентичности культурно-универсальна для подросткового возраста, а содержательные особенности этой взаимосвязи обладают культурной спецификой.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Постановка проблемы и теоретические основы исследования

В современном мире отмечается ин­тенсификация межэтнических контак­тов, возрастает этнонациональное мно­гообразие социальных групп, и вместе с тем прослеживается рост национально­го самосознания культурных групп, представляющих как этническое мень­шинство, так и большинство. В услови­ях все более интенсивного межкультур­ного сотрудничества, взаимодействия и взаимопроникновения культур особую актуальность приобретают пробле­мы, связанные с образованием и воспи­танием ребенка в полиэтнической сре­де. Важной проблемой остается профи­лактика таких социальных явлений, как ксенофобия и агрессивный национа­лизм, приобретающих угрожающие раз­меры.

Вопросы, связанные с проблемами инкультурации, имеют большое значе­ние в рамках образовательного процесса в поликультурной среде. Полиэтнич­ность образовательной среды заставляет решать достаточно сложную задачу орга­низации учебного процесса с учетом культурно-обусловленных различий, выстраивания непосредственных межэт­нических контактов в совместной дея­тельности представителей различных культур. Особой проблемной областью является формирование этнических сте­реотипов, которые могут транслировать­ся как в группе сверстников, так и при взаимодействии с учителями.

<...>

Литература
  1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические пробле­мы. М., 1990.
  2. Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 1997.
  3. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. М., 1998.
  4. Белинская Е. П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. М.; Воро­неж, 2000.
  5. Гительман Ц., Червяков В. В., Шапиро В. Д. Национальное самосознание россий­ских евреев. Материалы социологического исследования 1997—1998 гг. // Диаспо­ры / Diasporas. М., 2000. № 3.
  6. Донцов А. И., Стефаненко Т. Г. Социальные стереотипы: Вчера, сегодня, завт­ра/Социальная психология: Хрестоматия / Белинская Е. П., Тихомандрицкая А. О. М., 2008.
  7. Кон И. С. Психология предрассудка // Новый мир. 1966. № 9.
  8. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.
  9. Платонов Ю. П., Почебут Л. Г. Этническая социальная психология. СПб., 1993.
  10. Романова О. Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков. Авто­реф. дисс. … канд. психол. наук. М., 1994.
  11. Собкин В. С., Грачева А. М. К психологии еврейской идентичности // Этнос. Идентичность: Образование. Труды по социологии образования. Т. IV. Вып. VI / Под ред. В. С. Собкина. М., 1998.
  12. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.
  13. Стефаненко Т. Г. Социальная психология этнической идентичности: Дисс. … д-ра психол. наук. М., 1999.
  14. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: Практикум. М., 2006.
  15. Phinney J. S. A three-stage model of ethnic identity development in adolescence // Ethnic identity: Formation and transmission among Hispanics and other minorities / Ed. by M. E. Bernal, G. P. Knight. Albany, 1993.
  16. Tajfel H. Intergroup behavior // Tajfel H., Fraser C. (eds.) Introducing social psy­chology. N. Y., 1978.
  17. Tajfel H. Social stereotypes and social groups // Turner J. C., Giles H. (eds.) Intergroup behavior. Oxford, 1981.
  18. Turner J. Social identification and psychological group formation // Tajfel H. (ed.) Social dimension. Cambridge, 1984.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика