Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 88Рубрики 51Авторы 7636Ключевые слова 18445 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/sps

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

О научной психологической школе А. В. Петровского в Московском городском психолого-педагогическом университете 1193

Кондратьев М.Ю., доктор психологических наук, член-корреспондент Российской академии образования, Москва, Россия

Аннотация

Статья посвящена содержательной характеристике научной психологической школы А. В. Петровского в МГППУ, являющейся теоретико-методологической базой научно-исследовательской работы и образовательного процесса на факультете социальной психологии и научной деятельности достаточно широкого «незримого колледжа» научной школы А. В. Петровского. В рамках статьи последовательно рассматриваются ключевые содержательные позиции теории деятельностного опосредствования межличностных отношений в группах, концепции персонализации, социально-психологических моделей вхождения личности в референтную группу и восхождения личности к своей социальной зрелости, трехфакторной модели «значимого другого». Именно эти теоретические построения и концептуализированные модели в первую очередь и задают реальный потенциал эвристичности научной психологической школы А. В. Петровского. Кроме того, в заключение статьи в самой сжатой конспективной форме приводятся доказательства, что и сегодня на базе МГППУ научная психологическая школа А. В. Петровского продолжает набирать свою эвристичность и обеспечивает научно-исследовательскую и образовательную эффективность крупного современного научного коллектива.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Научная психологическая школа А. В. Петровского отражает прежде всего развитие социально-психологической науки у нас в стране, и, следовательно, своим зарождением и самыми начальными этапами своего становления связана с 70-ми гг. прошлого века. Именно в середине 70-х гг. была окончательно сформулирована «стратометрическая концепция группового развития», которая в дальнейшем, в ходе своего последовательного развития, получила ставшее в 80-х гг. общепринятым название «теория деятельностного опосредствования межличностных отношений в группах». По сути дела, решающим фактором, который «спровоцировал» создание концептуализированной модели группового развития по А. В. Петровскому, явилось то, что на момент формирования отечественной социальной психологии как полноценной научной отрасли в СССР сложилась ситуация невозможности и неправомерности прямой экстраполяции в сферу советской психологической исследовательской практики закономерностей и зависимостей, характеризующих процесс группового развития, которые ранее были зафиксированы и описаны зарубежными исследователями. Это было связано с целым рядом обстоятельств.

<...>

Литература
  1. Зозуль В. А. Психологические особенности авторитета подчиненного в управлен­ческой деятельности органов внутренних дел: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 1979.
  2. Индивидуальность педагога и формирование личности школьников / Под ред. А. В. Петровского и др. Даугавпилс, 1988.
  3. Кондратьев М. Ю. Слагаемые авторитета. М., 1988.
  4. Кондратьев М. Ю. Социальная психология в образовании. М., 2008.
  5. Кондратьев М. Ю. Социальная психология закрытых образовательных учрежде­ний. СПб., 2005.
  6. Кондратьев М. Ю. Социальный психолог в общеобразовательном учреждении. М., 2007.
  7. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. М., 2007.
  8. Кондратьев М. Ю., Кондратьев Ю. М. Психология отношений межличностной значимости. М., 2006.
  9. Педагогическое взаимодействие: Психологический аспект / Под ред. А. В. Петров­ского и др. М., 1990.
  10. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
  11. Петровский А. В. Психология и время. СПб., 2007.
  12. Петровский А. В. Развитие личности в системе межличностных отношений // Социальная психология. М., 1987.
  13. Петровский А. В. Трехфакторная модель «значимого другого» // Вопросы психо­логии. 1991. № 1.
  14. Петровский А. В., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личнос­тью // Вопросы философии. 1982. № 3.
  15. Петровский В. А. Принцип отраженной субъектности в психологическом иссле­довании личности // Вопросы психологии. 1985. № 4.
  16. Петровский В. А. Системно-деятельностный подход к личности: концепция пер­сонализации // Психология развивающейся личности. М.,1987.
  17. Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского. М., 1979.
  18. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М., 1987.
  19. Социальная психология малых групп: Материалы 1-й Всеросийской научно­практической конференции, посвященной памяти проф. А. В. Петровского. М., 2009.
  20. Щедрина Е. В. Значимый круг общения и способы его экспериментального выяв­ления // Социально-психологические проблемы формирования личности и учебно­воспитательного коллектива. М., 1975.
  21. Щедрина Е. В. Исследование явлений референтности в системе межличностных отношений: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 1979.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика