Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

9 место — направление «Психология»

1,617 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,920 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/sps

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Интрагрупповое структурирование учебных групп в образовательных учреждениях разного типа 1518

Крушельницкая О.Б., кандидат психологических наук, заведующая кафедрой теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, social2003@mail.ru
Киселёв А.В., кандидат психологических наук, менеджер отдела карьерного развития Управления мотивации персонала и карьерного развития Департамента кадровой политики ОАО «Сбербанк России», Москва, Россия, al_kiselev@front.ru

Аннотация

В статье изложены результаты исследования особенностей интрагруппового структурирования учебных групп в общеобразовательной школе, колледже и вузе. С помощью социометрии, референтометрии, процедуры определения неформальной структуры власти, методики «Интегральная самооценка уровня развития группы» (Л. Г. Почебут), модификации техники «репертуарных решеток» Дж. Келли и других методических средств осуществлен сравнительный анализ специфики интрагруппового структурирования учебных сообществ, находящихся на разных этапах своего социально-психологического развития. Выявлены свойственные каждому типу образовательных учреждений доминирующие подструктуры межличностных отношений. Проанализированы связи между этапом развития учебной группы в рамках образовательного учреждения и спецификой ее интрагруппового структурирования. Показано, что подструктуры аттракции, референтности и неформальной власти имеют различную выраженность в учебных группах учреждений разного типа.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Создание условий, способствующих раскрытию и реализации социально значимого потенциала школьников, учащихся средних профессиональных учебных заведений и студентов вузов, невозможно без изучения системы их взаимодействия с ближайшим референтным окружением. Глубокое понимание психологами и педагогами основных аспектов межличностных отношений учащихся обогащает образовательную практику возможностью построения моделей, оптимизирующих психолого-педагогический процесс.

Задача воспитания просоциально активных, высокофункциональных членов общества также не может быть адекватно решена без учета основных закономерностей внутригруппового структурирования академических групп образовательных учреждений разного типа и уровня. Поскольку социально-институализированные учебные заведения являются важным каналом целенаправленного воздействия социума на формирование личности, необходимо выявление закономерностей влияния складывающейся в них структуры межличностных отношений на процесс личностного становления учащихся.

<...>

Литература
  1. Киселёв А. В. Особенности интрагруппового структурирования учебных групп разного типа // Психологическая наука и образование. 2009. № 5.
  2. Киселёв А. В. Сравнительное исследование особенностей интрагруппового струк­турирования учебных групп разного типа и уровня развития (на примере общеобра­зовательной школы, колледжа и вуза): Дисс. … канд. психол. наук. М., 2010.
  3. Коломинский Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах: Учеб. пособие для психологов, педагогов, социологов. М., 2010.
  4. Кондратьев М. Ю. Социальная психология в образовании. M., 2008.
  5. Кондратьев М. Ю. Социальный психолог в общеобразовательном учреждении. М., 2007.
  6. Кондратьев М. Ю., Кондратьев Ю. М. Психология отношений межличностной значимости. М., 2006.
  7. Кондратьев М. Ю., Кондратьев Ю. М., Кочетков Н. В., Крушельницкая О. Б., Сач­кова М. Е. Социально-психологический диагностико-коррекционный комплекс для психологов-практиков современных российских интернатных учреждений. Учеб.­метод. пособие. М., 2010.
  8. Кондратьев Ю. М. Социальная психология студенчества. М., 2006.
  9. Крушельницкая О. Б. Подросток в системе референтных отношений: Учеб. посо­бие. М., 2008.
  10. Петровский А. В. Трехфакторная модель значимого другого // Вопросы психоло­гии. 1991. № 1.
  11. Петровский В. А. Вместо послесловия. Слово об отце: «многовершинность» лич­ности // Психология и время. СПб., 2007.
  12. Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского. М., 1979.
  13. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М., 1987.
  14. Розум С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека. СПб., 2007.
  15. Сачкова М. Е. Среднестатусный подросток в системе межличностных отношений школьного класса. М., 2002.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика