Хороводные игры как метод коммуникативного развития дошкольников с нормативным и нарушенным психическим развитием

2928

Аннотация

В статье изложен материал, позволяющий в психологическом, в том числе и в социально-психологическом, плане содержательно проанализировать свойства традиционных русских хороводных игр, которые дают возможность рассматривать их в качестве методов развития и психологической коррекции коммуникаций у детей дошкольного возраста. Помимо общей характеристики детских хороводных игр, в статье оцениваются такие психологически качественные их особенности, как структура игрового пространства, ритмичность, эмоциональность, а также показатели активности их участников – контроль поведения, картина мира и самосознание, речь, воображение. Принципиально важным является то, что в данной статье осуществлена акцентированная оценка потенциала детских хороводных игр для коммуникативного развития нормативных дошкольников и дошкольников с отклонениями в психическом развитии. Показано, что применение детского хороводного фольклора в психологической коррекции соответствует принципу системности и на практике подтверждает известное положение Л.С. Выготского о единстве аффекта и интеллекта. Принципиально важным в практико-прикладном плане является тот факт, что применение детских хороводных игр может быть перспективным методом инклюзии.

Общая информация

Рубрика издания: Прикладные исследования и практика

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Белопольская Н.Л., Рубан О.В. Хороводные игры как метод коммуникативного развития дошкольников с нормативным и нарушенным психическим развитием // Социальная психология и общество. 2012. Том 3. № 4. С. 130–140.

Полный текст

Каждая эпоха в развитии нашего общества ставит новые задачи по разработке методов воспитания и коррекции. Не секрет, что обучение и воспитание детей находится под влиянием современных технологий, заимствования культурного наследия других стран и иных последствий глобализации. Все это, несомненно, обогащает представления детей о мире в целом. Однако все больше теряется связь с исконно русскими формами, влияющими на развитие детей. Из повседневной жизни семьи уходят знания русских традиций, игр, форм раннего взаимодействия матери и ребенка. Следует отметить, что и в российских семьях, где русский язык является родным, основным и часто единственным, традиционный фольклор в общении с детьми используется крайне мало. Проведенные нами пока еще локальные опросы показали, что современные матери практически не применяют в общении с детьми потеш­ки и пестушки, столь известные еще 50—100 лет назад. Раньше, следуя семейной традиции, потешки, пестушки, поговорки передавались из поколения в поколение от старших членов семьи более младшим. Сейчас в традициях городских, да и сельских семей, мы находим лишь незначительные остатки знания фольклора, так как опыт современных бабушек в этом вопросе тоже очень скромен.

Межличностное общение современных дошкольников также ограничено по сравнению с прошлым и позапрошлыми веками. Современные дети, воспитывающиеся в семье, как правило, находятся под постоянным надзором взрослых и в силу социальных причин ограничены в общении. Дети практически не играют во дворах, из активного использования постепенно уходят традиционные подвижные игры, в том числе и традиционные русские хороводы. С другой стороны, современные дети увлечены большим количеством электронных игр, общением по интернету, что меняет структуру эмоционального взаимодействия дошкольников и со взрослыми, и со сверстниками.

Специалисты, занимающиеся воспитанием и развитием детей, интуитивно чувствуют ценность народных игр. Все чаще психологи и педагоги обращаются к мудрости традиционного фольклора.

На данный момент выделяется две основных функции народных игр: социально-культурная и педагогическая, которые способствуют гармоничному развитию личности ребенка. Известно, что основной ценностью игрового фольклора являются его полифункциональность и толерантность. Народные игры способствуют воспитанию морально-нравственных качеств, осуществлению коррекции нарушений поведения, развитию моторной сферы [1; 5; 8].

В русской традиции дошкольный возраст отличался большим разнообразием игрового фольклора. В этот период, с одной стороны, сохранялись еще «ма­лышовые» потешки и «докучные» сказки, а с другой стороны, возникали игры, характерные для более старшего возраста: хороводы, салки, жмурки. Свое особое место занимали считалки, дразнилки, «заклички» [14; 17; 10; 11].

Многие детские игры проводились в хороводе. Даже такие, как салки и жмурки, часто ограничивались кругом. Традиционные детские хороводные игры представляют собой единство песни, танца и драматического действия. Каждый из жанров детского фольклора обладает уникальными свойствами, однако именно хоровод как синкретичный тип способен оказывать целостное влияние на развитие детей [7; 12].

Успешно преобразованный нами ранее традиционный для России способ пестования (нянчинья) маленьких детей в метод психокоррекционного воздействия позволил нам вести поиски методов психологической коррекции коммуникативных навыков и дальше в этом направлении [16].

Гипотезой нашего исследования стало предположение, что свойства хороводных игр могут оказывать целостное позитивное влияние на развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста как с нормативным, так и с нарушенным развитием.

В рамках данной работы была сформулирована цель: проанализировать свойства традиционных русских хороводных игр, которые позволят представить их в качестве методов развития и психологической коррекции коммуникаций у детей дошкольного возраста.

Теоретической основой нашего исследования стали культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, концепция онтогенетического развития психики в общении М.М. Лисиной, культурно-генетическая концепция В.В. Рубцова, концепция интегрированного обучения Н.Н. Малофеева, теоретические исследования детских хороводных игр (П.Ф. Каптерев, Э.С. Литвин, М.М. Громыко), а также анализ опыта применения форм традиционного игрового фольклора в психолого-педагогической практике Т.В. Андрюхиной, Р.А. Лахина, Н.В. Ивочкиной и др.

Детские хороводные игры

Среди большого разнообразия детского игрового фольклора особое место занимают хороводные игры, ранее сопровождавшие ребенка все детство. Хоровод представляет удивительный тип коммуникации, его нераздельно составляют игра, песня, элементы драматического действия. Этот синкретизм отличает хороводные игры от всего разнообразия фольклорного наследия.

Хороводы помимо привычного кругового движения могли принимать форму цепочки, шеренги, квадрата или креста (этнографы выделяют до шести самостоятельных фигур) [4]. Этот тип игрового фольклора предполагает обязательное совместное выполнение действий детьми, сюжет действий, как правило, отражается в песне.

В старину общение в хороводе происходило на нескольких уровнях речевого общения: эмоциональном, аффективном, тактильном. Разные уровни общения, например тактильного, изменялись в зависимости от сюжета и игровой задачи. В одних играх во время движения хоровода играющие просто держались за руки; в других играх группа детей могла качать, обнимать, щипать и щекотать ведущего. В этом контексте интересен опыт жмурок, где ведущему необходимо ощупать другого участника, чтобы узнать его.

Раньше сюжетами хороводных игр зачастую служили обрядовые, магические действия предков, которые символизировали бытовое устройство жизни, явления природы. Именно за счет этого детские хороводы сохранили сюжетные, темповые и динамические характеристики, присущие обрядовой культуре.

Все хороводные игры содержали яркие образы, отражающие и бытовые сцены, и картины природы, жизни животных, посредством чего у детей формировалась картина мира. Любое общение детей подразумевало обязательное соблюдение правил. Четкие правила игр и модели поведения в игровой ситуации учили детей контролировать, регулировать свои эмоции и побуждения. В детских хороводах принимали участие вместе девочки и мальчики, они вместе «рубили дрова, сеяли мак, стучали молоточком».

Таким образом, хоровод служил уникальным средством коммуникации, в рамках которой дети не только получали возможность проявить свое умение и способность общаться, но также могли научиться способам и механизмам взаимодействия. Фактически коммуникация в хороводных играх содержит паттерны взаимодействия, отражающего задачи каждого этапа развития, различные уровни эмоционального взаимодействия, тактильное общение, невербальные формы с элементами мимики и пантоми­мики. Во многих играх предполагаются диалоги с уже заложенным определенным содержанием, повторяющийся текст, обладающий своей ритмикой и темпом звучания, в некоторых играх от ребенка ожидается проявление фантазии и юмора [14; 17].

Структура игрового пространства

Каждое игровое взаимодействие ограничено некой пространственной структурой. Раньше дети играли, как правило, на свежем воздухе. Ограничение игрового пространства и в наше время имеет для ребенка определенное организующее начало. Например, нужно объяснить ребенку, до какого предела можно убегать от хоровода. Границы «дальности» как раньше, так и сейчас могут быть отмечены определенным предметом: деревом, камешками или проведенной чертой.

Значительную роль в организации игрового пространства всегда занимал сам хоровод. Любое движение цепочки, шеренги, круга происходило только в темпе, присущем игре, при этом обязательно учитывались задачи пространственного расположения, положения участников относительно друг друга. Изменение структуры движения хоровода всегда заложено в правилах и сюжете игры, что также позволяет структурировать игровое пространство. Структурированное игровое пространство помогает и современным детям в соблюдении правил, в организации контроля собственного поведения.

Ритмичность

В гармоничном общении ритм играет значительную роль. Ритмичными являются процессы эмоционального вербального взаимодействия на уровне как звучания речи, так и обмена когнитивными знаками. В игровом фольклоре ритм всегда соподчинен. Смена времени суток, времен года, смена фаз жизненного цикла, биологические ритмы также могут отражаться в игре.

Каждый хоровод имеет своеобразный ритмический рисунок, посредством которого даже в незнакомой игре ребенок может предвидеть закономерное изменение внешних ее условий, последовательную смену игровых и сюжетных «раскладов». За счет изменения ритмической основы можно обозначать ключевые моменты в процессе игры: ускорение или замедление, нарастание темпа движения, эмоциональное нагнетание в финале игры и т. п. Определенная ритмика содержится в обмене детьми специальными игровыми фразами, содержащимися в хороводных играх в большом количестве. Последовательность в высказываниях и ритмика речи способствуют формированию навыков и средств общения, развитию звуковой стороны речи.

Ритмичность является одной из важнейших функций русского игрового фольклора, которая способствует гармонизации и синхронизации всех функциональных систем [13].

Эмоциональность

Эмоциональная направленность хороводной игры всегда отвечала задачам и потребностям возраста. Переживание детьми различных по характеру эмоций сопровождало сюжеты, игровые роли, изменения темпа и ритма хороводной игры. В хороводные игры могли быть включены элементы драматического действия, в рамках которого ребенок исполнял определенную роль.

Хороводные игры различны по своему эмоциональному настрою: некоторые сдержанны, спокойны и предполагают медленную последовательность действий, низкий темп, другие, наоборот, имеют нарастающий эмоциональный тон, убыстрение игровых действий.

Часто эмоции, содержащиеся в хороводных играх, сопровождаются мимикой и пантомимикой. В процессе эмоционального общения в хороводе дети учатся изображать разные эмоции и чувства: огорчение, плач — потирают глаза; веселье — прыгают от радости; гнев — показывают кулак; обиду — отворачиваются. В хороводе дети могут учиться чувствовать настроение своих друзей, понимать эмоциональное состояние другого человека, сочувствовать и сострадать.

В игровой форме могут быть проработаны базовые формы страхов: боязнь темноты, высоты, страх перед дикими животными, сказочными героями, а также чувства радости и стыда. При необходимости выбора одного из участников хоровода для последующего игрового действия у детей формируется и осознается чувство симпатии. В хороводной игре могут возникать ситуации, провоцирующие проявление сочувствия к проигравшему товарищу, а при несоблюдении правил — чувство несправедливости.

Таким образом, хороводные игры могут предложить паттерны эмоционального поведения в различных коммуникативных ситуациях. Это определенные социально устойчивые штампы речи, комплексы мимических и пантомимических форм.

Контроль поведения

Поведение детей в хороводных играх можно регулировать за счет наличия четких правил игры и неизменных принципов поведения в игровой ситуации, а также необходимости контроля своего эмоционального состояния.

Орнаментика движений хоровода позволяет организовать структуру пространства деятельности ребенка. Для последнего становится важным вступить в игру в нужный момент, преодолеть импульсивные реакции, научиться регулировать собственные побуждения. Это стимулирует детей начинать следить за поведением сверстников, сопоставляя свое поведение с поведением других [3].

Хороводные игры обучают детей соблюдать очередность в выполнении действий и порой играть роль, выпавшую по жребию, а не ту, которую хотелось бы. В этом случае от ребенка может потребоваться достаточно высокий уровень контроля, а иногда даже само- иронии. Таким образом, в хороводных играх у детей для успешного общения могут быть сформированы механизмы, позволяющие переживать как успех, так и неудачи.

Картина мира и самосознание

Единство представлений, единая знаковая система отличают людей определенного этноса и являются основой их коммуникации. Большинство фольклорных игр отражали особенности социально — бытового устройства общества, в котором рос и развивался ребенок. Многие игры содержали картины взаимодействия людей (охота, сбор урожая), демонстрировали особенности времен года, географического положения (можно наблюдать значительную разницу в мелодике, образах, сюжетах игр горных и степных народов, также очень отличаются цели и игровые задачи). Эти факторы способствовали формированию самосознания ребенка как представителя определенного этноса. Также можно отметить хороводные игры, содержащие тактильное взаимодействие или предполагающие выход ребенка в центр круга — своеобразное «противопоставление себя миру».

Интересен и важен характер игр, в рамках которых ребенок выступает ведущим и ему нужно придумать действие, которое за ним будут повторять другие дети. В этом случае необходима оценка выполнения и своих действий, и действий других детей. В результате такой коммуникации появляется рефлексия, начинает формироваться самооценка, развивается воображение.

Речь

В хороводных играх, ориентированных на дошкольников, содержится много звукоподражания, как, например, повторение звуков природы, звуков, сопровождающих различные процессы («тики-так, тики-так — так ходики стучат; таки-так, таки-так —так колеса стучат; туки-ток туки-ток — так стучит молоток»).

Фольклор как синкретичный тип бытования сохранял и передавал определенные формы и обороты речи, давал возможность детям постичь основы языка. В хороводе от ребенка ожидалось иногда не только воспроизведение, но и словотворчество. Многие хороводные игры предполагали диалоги, монологи, полилоги. Особое внимание заслуживает такая интересная форма, как заумь. Это тип словотворчества, создаваемый детьми как свой язык типа «эники-беники ели вареники». Заумь может выступать как звукобуквенное сочетание (тары, бары, растабары) или перевертыши (ехала деревня мимо мужика). Такие формы учили ребенка понимать завуалированные, скрытые смыслы, развивали фантазию, творчество [10; 11; 12; 17] Фольклорные игры имели большое значение для звукового развития речи, многие формы требовали четкого воспроизведения звукового состава, как в скороговорках.

Таким образом, хороводные игры могут способствовать развитию коммуникативной функции речи на разных уровнях: на уровне фонематического восприятия, на уровне звукового состава, на уровне лексико-грамматического строя речи.

Воображение

Особенности воображения ребенка во многом зависят от типа общения и игровой деятельности, характерной для определенного этноса. В процессе общения в хороводных играх дети фантазируют, моделируют ситуации, приспосабливают различные предметы для своих целей, наделяют их необходимыми качествами. Способность к абстрагированию является одной из важнейших характеристик детской сюжетной игры. В традиционном фольклоре этой области уделяется большое внимание. Наиболее ярко это отразилось в сатирическом фольклоре, сказках и драматических играх. Большую часть поэтики хороводных игр занимали метафоры, гиперболы («лес выше неба»).

Повадки животных и особенности их жизни дети также познавали в игровой форме. В русской хороводной традиции звери часто антропоморфны, изображаются зайчик, ворон, коршун, волк, медведь, курочка. В драматических играх можно найти сходство со сказочными сюжетами: например, в игре «ворон» хитрый ворон ворует у курицы цыплят. Дети распределяют роли: один становится вороном, другой — курицей, остальные — цыплятами. Постепенно ворон крадет всех цыплят, а хозяйка- курочка приходит их выручать, узнает каждого и гладит по головам, говоря доброе слово: «этот цыпленок у меня самый умный, этот самый смелый», а потом все бегут щекотать ворона, чтобы ему неповадно было красть цыплят. Таким образом, каждый из участников принимал на себя определенную роль, которую должен был выдержать до конца игры.

Абстрактные формы, содержащиеся в русском традиционном игровом фольклоре, могут способствовать развитию образного представления, свободы и разнообразия творческого воображения.

Коммуникативное развитие нормативных дошкольников
и дошкольников с отклонениями в психическом развитии

Как известно, коммуникация представляет собой целостный процесс, включающий участие всех сфер психического. Коммуникация происходит во времени и пространстве на уровне передачи когнитивного знака, аффективного, эмоционального обмена, репрезентации [2; 9; 13; 15].

Общение в развитии ребенка играет значительную роль на протяжении всего детства, лишь только смещая акценты на ту или иную форму взаимодействия [9]. Уже в дошкольном возрасте коммуникативные потребности выходят за рамки родной семьи и в жизни ребенка появляются друзья и товарищи. В этот период основное взаимодействие детей между собой происходит в игре. Именно в игре они постигают и учатся применять вербальные и невербальные средства и способы коммуникации, образцы поведения в различных ситуациях, способы эмоционального реагирования. Коммуникация дошкольников очень разнообразна, в ней много эмоций, творчества, фантазии. Отмечено, что в общении детей между собой почти в десять раз больше экспрессивно-мимических проявлений и подчеркнуто ярких выразительных интонаций, чем в общении ребенка и взрослого [3].

В современных условиях многие социальные аспекты и нарастающая волна информационного развития общества ограничивают и сильно меняют характер общения детей. Часто дошкольники испытывают дефицит полноценного взаимодействия в активных играх, ограничения в тактильном, сенсорном, эмоциональном контакте со сверстниками. Отсутствие такого опыта может приводить к сложностям в организации поведения, регуляции эмоционально-волевой сферы, в формировании самосознания и самооценки [2].

У детей с отклонениями в психическом развитии, как правило, значительные искажения и нарушения коммуникации наблюдаются уже в раннем возрасте. Причины этого могут быть различными. Одна категория причин связана с первичными нарушениями, которые ограничивают запуск коммуникативного поведения на ранних этапах онтогенеза. Это патологии эмоционально-волевой, аффективной сфер, варианты интеллектуальной недостаточности. В подобных случаях часто причины нарушенной коммуникации лежат в области искажения приема и переработки поступающей информации, нарушения интеграции психических процессов. На основе этого происходит искажение потребностно-мотивационной сферы, дети испытывают значительные трудности при овладении навыками общения. Нередко ребенок с таким типом нарушений болезненно воспринимает саму попытку вовлечь его в коммуникацию.

В других случаях в основе нарушенной коммуникации лежит дефицит социального взаимодействия, обусловленный вторичными причинами. Из-за отсутствия опыта общения дети не владеют средствами и способами коммуникации, испытывают сложности при инициировании контакта, не владеют темами актуальных интересов сверстников. В обоих случаях в силу различных причин дети испытывают сложности в понимании намерений другого человека, затрудняются в оценке его эмоционального состояния. Рассматривая коммуникацию как синкретичный процесс, необходимо учитывать, что для решения на первый взгляд незначительных проблем требуется системное воздействие, которое поможет решить задачи коррекции нарушенного взаимодействия и в дальнейшем приведет к гармонизации развития.

Заключение

Проведенный анализ содержания детских хороводных игр и апробация их в качестве метода развития и психологической коррекции коммуникативных навыков у дошкольников показывают адекватность метода современным задачам не только возрастной и специальной, но и социальной психологии. Детские хороводные игры отвечают принципу системности, так как ориентированы на развитие и интеграцию психических процессов, направлены на формирование навыков бытового и социального поведения, позволяют целостно воздействовать на развитие предпосылок формирования коммуникативных навыков. Детские хороводные игры, специально отобранные и адаптированные к конкретным целям и задачам, позволяют учитывать индивидуальные, возрастные и специфические особенностей детей. Фактически ребенок может быть включен в игровую ситуацию на любом этапе своего развития и в меру своих сил и возможностей интегрирован в группу сверстников. Детские хороводные игры позволяют регулировать уровень сложности взаимодействия ребенка как с взрослым, так и сверстниками.

Апробация хороводных игр в качестве метода психологической коррекции показала, что существуют определенные условия, которые необходимо соблюдать при их применении:

игры должны быть специально отобраны в соответствии с целями и задачами коррекции;

игры должны соответствовать возрастным задачам;

фольклорная игра должна применяться как один из компонентов целостной коррекционной программы;

игры должны быть безопасными;

должна быть предусмотрена возможность активного участия в хороводной игре каждого ребенка в соответствии с уровнем его актуального развития и зоной ближайшего развития.

Современная система образования, стремящаяся предоставить всем детям равные возможности для обучения и развития, нуждается в разработке методов, позволяющих включать в игровой процесс детей с разным уровнем развития и состоянием психического здоровья. Применение детского хороводного фольклора в психологической коррекции соответствует принципу системности и на практике подтверждает известное положение Л.С. Выготского о единстве аффекта и интеллекта. Принципиально важным в практико-прикладном плане является тот факт, что применение детских хороводных игр может быть перспективным методом инклюзии.

Информация об авторах

Белопольская Наталия Львовна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой клинической психологии, Московский институт психоанализа, Москва, Россия, e-mail: natalybelopolsky@mail.ru

Рубан Ольга Васильевна, Старший преподаватель, ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: rubanolunj@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2156
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 2928
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 4