Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

9 место — направление «Психология»

1,617 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,920 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/sps

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Социальная психология болельщиков спортивных команд: эволюционная парадигма исследования 1267

Кочетова Т.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, kochetovatv@gmail.com
Кузнецов С.А., аспирант кафедры психология управления Московского городского психологопедагогического университета

Аннотация

В настоящей статье рассматриваются некоторые теоретические представления активно развивающегося в последние годы эволюционного подхода в психологии как возможной методологической основы прикладных исследований в области социальной психологии спорта. Так, на примере объединения болельщиков спортивных команд в социальные коалиции проиллюстрированы основные положения современной эволюционной психологии, подчеркивается роль статусности в образовании таких коалиций. Уделено внимание рассмотрению эволюционно-генетических оснований, обусловливающих объединение болельщиков в большие группы со сложной, иерархически организованной структурой. Представлен также краткий обзор ряда исследовательских направлений в психологии спорта в контексте эволюционной парадигмы: индивидуально-психологические особенности болельщиков спортивных команд; особенности групповой идентификации болельщиков спортивных команд; социально-психологические факторы, обеспечивающие функционирование объединений болельщиков.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи
Пожалуй, сегодня сложно обнаружить социально-психологические исследования, посвященные проблематике больших групп и общностей, не опирающиеся на традиционные представления о массовидном поведении, заложенные еще в трудах Г. Ле Бона и У. Макдугалла и подчеркивающие инстинктивную природу различных поведенческих проявлений. Так, анализируя данные многочисленных исследований по психологии масс и/или больших групп, можно заметить, что авторы, работающие в данном направлении, уделяют особое внимание, прежде всего, изучению личности в группе, а также особенностям групповых процессов, приводящих к изменению специфики функционирования таких сообществ [1].
Литература
  1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические ориентации). М., 1978.
  2. Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Основы психогенетики. М., 1998.
  3. Северцев А.Н. Эволюция и психика // Психологический журнал. 1982. № 4.
  4. Чалидзе В. Иерархический человек: социобиологические заметки. М., 1991.
  5. Эфроимсон В.П. Генетические основы эстетики. М., 1999.
  6. Эфроимсон В.П. К вопросу адаптации племен, ведущих примитивный образ жизни // Адаптация человека. Л., 1972.
  7. Barash D. Sociobiology and Behavior. N. Y., 1977.
  8. Buss D.M. Evolutionary psychology: A new paradigm for psychological science // Psychological Inquiry. 1995. № 6.
  9. Buss D.M. Strategic individual differences: The evolutionary psychology of selection, evocation, and manipulation / Twins as a tool of behavior genetics. West Sussex, England, 1993.
  10. Caprara G., Cervone D. Personality: Determinants, dynamics, and potentials. N. Y., 2000.
  11. Keegan J. A history of warfare. N. Y., 1994.
  12. Keeley L.H. War before civilization: The myth of the peaceful savage. N. Y., 1996.
  13. Lee Y.H., Smith T.G. Why are Americans addicted to baseball? An empirical analysis of fandom in Korea and the United States. Contemporary Economic Policy. 2008. V. 26.
  14. Lever J. Sex differences in the complexity of children’s play and games. American Sociological Review. 1978. V. 43.
  15. Maslow A.H. Dominance-feeling, behavior, and status // Psychological Review. 1937. № 44.
  16. Maynard Smith J. The theory of games and the evolution of animal conflicts // Journal of Theoretical Biology. 1974. V. 47.
    Plomin R., DeFries J., Loehlin J. Genotype)environment interaction and correlation in the analysis of human behavior // Psychological Bulletin. 1977. V. 84. № 2.
  17. Plomin R., Foch T. Sex differences and individual differences // Child Development. 1981. № 52.
  18. Pratto F., Sidanius J., Stallworth L.M., Malle B.F. Social dominance orientation: A personality variable predicting social and political attitudes // Journal of Personality and Social Psychology. 1994. V. 67.
  19. Scarr S. Developmental theories for the 1990’s: development and individual differences // Child Development. 1992. V. 63.
  20. Scarr S., McCartney K. How people make their own environments: A theory genotype environment effects// Child Development. 1983. № 54.
  21. Smith A.C.T., Stewart B. The travelling fan: Understanding the mechanisms of sports fan consumption in a sport tourism setting// Journal of Sport and Tourism. 2007. № 12 (3/4).
  22. Wagner J.D., Flinn M.D., England B.G. Hormonal response to competition among male coalitions // Evolution and Human Behavior. 2002. V. 23.
  23. Wann D.L. Understanding the positive social psychological benefit of sport team identification: The team identification)social psychological health model. Group Dynamics: Theory, Research, and Practice, 2006. V. 10.
  24. Wann D.L., Branscombe N.R. Sports fans: measuring degree of identification with their team. International Journal of Sport Psychology. 1993. V. 24.
  25. Wilson E.O. On Human Nature. Cambridge. 1978.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика