Особенности представлений разновозрастных и разностатусных школьников о противоречивой ситуации социального взаимодействия и вариантах ее разрешения

606

Аннотация

В статье изложены и обсуждены эмпирические данные конкретного исследования, нацеленного на содержательный анализ особенностей представлений о противоречивых ситуациях социального взаимодействия и вариантах их разрешения разновозрастными и разностатусными школьниками. Эмпирически показано, что с переходом от одной ступени обучения к другой представления школьников о противоречивых ситуациях и возможном поведении в них качественно меняются. Установлено, что учащиеся каждой возрастной группы имеют принципиальную специфику способности определять границы нормативных подпространств, обнаруживать смешение норм в рамках противоречивых ситуаций. Число учащихся, продемонстрировавших эту способность, значимо увеличивается от младшего к старшему школьному возрасту. Зафиксировано также и то, что учащиеся с разным социометрическим статусом в классе придерживаются разных стратегий поведения в противоречивых ситуациях. При этом такое распределение существенно различается в зависимости от отношения к возрастной группе испытуемого.

Общая информация

Ключевые слова: концепция нормативной ситуации, противоречивая ситуация социального взаимодействия, стратегия разрешения противоречивой ситуации, социометрический статус, младшие школьники, учащиеся средних классов, старшеклассники

Рубрика издания: Экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Морозова Т.В. Особенности представлений разновозрастных и разностатусных школьников о противоречивой ситуации социального взаимодействия и вариантах ее разрешения // Социальная психология и общество. 2013. Том 4. № 1. С. 83–90.

Фрагмент статьи

Реальные задачи встают перед человеком не в виде готового, кем-то составленного задания, а в форме противоречивых жизненных ситуаций, требующих разрешения. В исследовании, которому посвящена данная статья, предпринята попытка описать сложную структуру пространства подобного социального взаимодействия. Согласно концепции нормативной ситуации Н.Е. Вераксы [2; 3 и др.], любая активность личности происходит в ситуации, в которой действуют нормы и правила, определяющие эту активность.

Литература

  1. Бобнева М.И. Социальные нормы как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. М., 1975.
  2. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно)диалектический подход // Вопросы психологии. 2000. № 5.
  3. Веракса Н.Е. Понятия нормативной ситуации в психологии личности (структурно-диалектический подход) // Педагогический журнал Башкортостана. 2006. № 1.
  4. Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1982.
  5. Пащенко А.К. Социально-психологические особенности взаимосвязи нормативности младших школьников и интрагруппового структурирования учебного класса // Социальная психология и общество. 2012. № 2.
  6. Поддубная Т.К. Динамика когнитивных компонентов профессионального самосознания студентов-психологов в процессе обучения: Дисс. … канд. психол. наук. Белгород, 1998.
  7. Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.
  8. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. Самара, 1995.

Информация об авторах

Морозова Татьяна Витальевна, аспирант факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: t.v.morozzova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1841
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 606
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2