Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

9 место — направление «Психология»

1,617 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,920 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/sps

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Взаимосвязь статусной дифференциации и сплоченности в ученических группах старших подростков 1333

Сачкова М.Е., доктор психологических наук, профессор, Российская академия народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, ФГБОУ ВО РАНХиГС, Москва, Россия, msachkova@mail.ru
Васькова О.В., аспирант факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, toskana@yandex.ru

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи особенностей статусного структурирования и сплоченности в подростковых ученических группах. Показано, что старшие подростки, имеющие различный интегральный статус в системе неформальных межличностных отношений школьного класса, вносят специфический вклад в интеграционные процессы ученической группы. Сформулированы выводы, что эмоциональная сплоченность группы старших подростков во многом определяется системой отношений, выстраиваемой среднестатусными учащимися, а ценностное единство зависит в решающей мере от интрагрупповой активности высокостатусных и среднестатусных учащихся-подростков, нежели низкостатусных школьников.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи
В настоящее время гармоничное развитие подрастающего поколения, успешная его социализация в обществе во многом определяется тем, насколько эффективно реализуются основные задачи, стоящие перед системой школьного образования. При этом в современных условиях наиболее значимым становится не только и даже не столько транслирование учащимся набора знаний, умений и навыков, необходимых для их будущей профессионализации, сколько активное формирование такой важной и неотъемлемой сферы школьной жизни, как система взаимоотношений и взаимодействий школьников в рамках ученических групп.
Литература
  1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.
  2. Дюдюкина Л.А. Влияние групповых отношений на ценностные ориентации старших школьников: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. СПб., 1999.
  3. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): учебное пособие. Минск, 2000.
  4. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000.
  5. Петровский А.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
  6. Позняков В.П. Социальная психология. Учебное пособие. М., 2002.
  7. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. 2)е изд. М., 1979.
  8. Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.
  9. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2008.
  10. Сачкова М.Е. Среднестатусный учащийся: онтогенетический аспект анализа. М., 2011.
  11. Сачкова М.Е., Новожилова Н.И. Современная детско-юношеская организация: особенности интрагруппового структурирования и статусных отношений // Социальная психология и общество. 2011. № 2.
  12. Сидоренков А.В., Тришкина В.С. Эмпирическое обоснование модели проявления идентичности в малой группе // Психологический журнал. 2010. № 5.
  13. Сушков И.Р. Психологические отношения человека в социальной системе. М., 2008.
  14. Festinger L. A theory of social comparison processes // Human relations. 1954. № 7.
  15. Group dynamics. Research and theory. Eds. D. Cartwright, A. Zander. N.Y., 1968.
  16. Hogg M.A., Abrams D., Otten S and Hinkle S. The Social Identity Perspective: Intergroup Relations, Self)Conception, and Small Groups // Small Group Research. 2004. № 35.
  17. Lott A., Lott B. Group cohesiveness as interpersonal attraction: are view of relationships with antecedent and consequent variables // Psychol. Bull. 1984. № 95.
  18. Shaw M. Group dynamics: the psychology of small group behavior. 2nd ed. N.Y., 1981.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика