Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

9 место — направление «Психология»

1,617 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,920 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/sps

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности межгруппового и межличностного взаимовосприятия разностатусных подростков и юношей. Сообщение 1. Особенности межгруппового и межличностного взаимовосприятия разностатусных школьников — старшеклассников общеобразовательной школы 819

Лисицын В.А., педагог-психолог Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «На Снежной», соискатель факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, lisitsynv@inbox.ru
Кондратьев М.Ю., доктор психологических наук, член-корреспондент, Российской академии образования, Москва, Россия

Аннотация

В научном сообщении излагаются и обсуждаются данные эмпирического исследования, посвященного социально-психологическому изучению специфики взаимооценивания и взаимовосприятия девяти- и одиннадцатиклассников с учетом их разностатусности, а также принадлежности перцепиентов и рецепиентов к той или иной официальной или неформальной группам. В ходе исследования показано, что характер «идентификационно-конфронтационной» личностной ориентации старшеклассников в существенной степени обусловлен тем, о подростках-школьниках какого статуса идет речь, и тем, принадлежность к «своей» или «чужой» ученической группе определяет для перцепиентов социальную позицию из соучеников-одноклассников. Результаты эмпирического исследования однозначно продемонстрировали, что выявленные в этом плане социально-психологические закономерности отражают «отношенческо-статусный расклад» и в 9-х, и в 11-х классах общеобразовательной школы, но степень интенсивности их выраженности превалирует именно в 9-х классах в связи со значимо более высоким уровнем социально-психологического развития этого типа ученических сообществ по сравнению с выпускными классами.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Прежде всего, как и в подавляющем большинстве известных нам эмпирических исследований процессов интрагруппового структурирования школьных подростковых классов, и в 9х, и в 11х обследованных нами классах (во всех без исключения) зафиксирована достаточно четко выраженная трехуровневая статусная интрагрупповая структура. При этом статусные «расклады» в 9х и 11х классах, если иметь в виду именно такой показатель, как индивидуальный интегральный статус, практически совпадают: в 9х классах высокостатусных 8—12 %, среднестатусных 76—81 %, низкостатусных 9—14 %; в 11х классах — высокостатусных 6—13%, среднестатусных 73—84, низкостатусных 6—19 %.

Кроме того, и в 9х, и в 11х обследованных классах общеобразовательной школы (во всех без исключения) зафиксировано наличие отчетливо выраженных (высокие показатели взаимных как социометрических, так и референтометрических выборов) неформальных микрогрупп, а также наличие учащихся«одиночек», не входящих в состав этих микрогрупп, но вполне интегрированных в ученическое сообщество — класс в целом. В 9х обследованных классах оказалось от 4 до 6 относительно автономных микрогрупп в каждом; в 11х обследованных классах — от 3 до 6 относительно автономных микрогрупп в каждом; в 9х обследованных классах оказалось от 9 до16 % учащихся, не включенных в неформальные микрогруппы; в 11х обследованных классах оказалось от 19 до 31 % учащихся, не включенных в неформальные микрогруппы.

Если проанализировать все вышеперечисленные показатели, оказывается очевидным, что по подавляющему их большинству обследованные 9е и 11е классы общеобразовательной школы, по сути дела, неразличимы. Не менее очевидным оказывается и то, что относительное число учащихся, не входящих в неформальные микрогруппы в рамках 9х и 11х классов, качественно различно: среди одиннадцатиклассников невключенных в неформальные микрогруппы в рамках официальных ученических групп — классов значимо больше, чем среди девятиклассников.

Литература
  1. Волков И.П. Социометрические методы в социальнопсихологическом исследовании. Л., 1970.
  2. Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1976.
  3. Кондратьев М.Ю. Отрочество в социальнопсихологическом контексте // Антология социальной психологии возраста. М., 2010.
  4. Кондратьев М.Ю. Психология межличностных отношений подростка в закрытых учебновоспитательных учреждениях: Дисс. … в виде доклада … дра психол. наук. М., 1994.
  5. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб., 2005.
  6. Кондратьев М.Ю. Социальноролевая детерминация межличностного восприятия в группах «трудновоспитуемых» подростков и юношей: Дисс. … канд. психол. наук. М., 1983.
  7. Кондратьев М.Ю. Ученические группы: психологические особенности работы педагога // Введение в психологию. М., 1995.
  8. Кондратьев М.Ю., Ковалева В.В. Особенности интрагруппового структурирования межличностных отношений в десятых классах общеобразовательной школы, претерпевших композиционные изменения разной степени интенсивности // Социальная психология и общество. 2010. № 1.
  9. Морено Дж. Социометрия. М., 1958.
  10. Паниотто В.И. Структура межличностных отношений. Методика и математические методы исследования. Киев, 1975.
  11. Петровский А.В. Авторитет, эмоциональный статус и роль в структуре личности «значимого другого» // Индивидуальность педагога и формирование личности школьников. Даугавпилс, 1988.
  12. Петровский А.В. Трехфакторная модель «значимого другого» // Вопросы психологии. 1991. № 1.
  13. Петровский А.В., Петровский В.А. Индивид и его потребность быть личностью // Вопросы философии. 1982. № 3.
  14. Петровский В.А. Системнодеятельностный подход к личности: концепция персонализации // Психология развивающейся личности. М., 1987.
  15. Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В. Петровского. М., 1979. 
  16. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987.
  17. Сачкова М.Е. Социальная психология среднестатусного учащегося в современном российском образовательном пространстве: Дисс. … дра психол. наук. М., 2012.
  18. Уварина Е.Ю. Экспериментальное изучение влияния одного человека на самооценивание другого // Новые исследования в психологии. 1985. № 1.
  19. Щедрина Е.В. Значимый круг общения и способы его экспериментального выявления // Социальнопсихологические проблемы формирования личности и учебновоспитательного коллектива. М., 1975.
  20. Щедрина Е.В. К возможности сопоставления социометрического и референтометрического выбора в группе // Личность в психологическом эксперименте. Л., 1973.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика