Международный форум специалистов по социально-психологическим проблемам образовательного пространства*

516

Аннотация

В настоящем материале представлен отчет о I международной научно- практической конференции «Социальная психология в образовательном пространстве», которая состоялась в октябре 2013 года в МГППУ. Показано, что работа более 250 участников конференции прошла в форме многочисленных мероприятий: пленарного заседания, стендовых докладов, телемостов, секционных заседаний, мастер-классов, расширенного заседания круглого сто- ла заведующих кафедрами социальной психологии и кафедрами, ведущими подготовку по социально-психологическим дисциплинам вузов Москвы и московского региона. Продемонстрировано, что целью конференции стала консолидация опыта ученых и практиков, работающих в направлении развития теоретических и научно-практических социально-психологических подходов к повышению эффективности и качества системы образования. В резолюции конференции отражены решения, принятые ее участниками по расширению социально-психологических исследований в сфере образования и интенсификации использования социально-психологических технологий в работе психологов образовательных учреждений, а также о необходимости развития научно обоснованного сотрудничества школьных психологов с педагогами, администрацией, учащимися и их родителями.

Общая информация

* В настоящем материале использованы отчеты руководителей секций конференции о содержании их работы.

Рубрика издания: Научная жизнь

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Крушельницкая О.Б. Международный форум специалистов по социально-психологическим проблемам образовательного пространства // Социальная психология и общество. 2013. Том 4. № 4. С. 150–159.

Полный текст

16—17 октября 2013 года Департамент образования города Москвы и ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» провели I международную научно­практическую конференцию «Социальная психология в образовательном пространстве». Непосредственным организатором конференции стал факультет социальной психологии МГППУ.

В организационный комитет конференции под руководством заведующей кафедрой теоретических основ социальной психологии МГППУ О.Б. Крушельницкой вошли специалисты из разных российских регионов: из Москвы — д-р психол. наук Н.Н. Толстых, канд. биол. наук Т.Ю. Маринова, кандидаты психол. наук А.В. Погодина, О.Е. Хухлаев, А.С. Обухов, В.В. Шляпников, канд. пед. наук Б.Б. Айс- монтас; из Пензы — канд. психол. наук В.В. Константинов; из Воронежа — канд. психол. наук Г.С. Степанова.

Программный комитет конференции был представлен ведущими отечественными и зарубежными учеными, профессиональная деятельность которых имеет большое значение для развития социальной психологии образования: д-р психол. наук О.Х. Аймаганбетова (Казахстан, Алматы), д-р психол. наук Л.Н. Аксеновская (РФ, Саратов), д-р психол. наук Е.П. Белинская (РФ, Москва), д-р психол. наук Л.К. Брокане (Латвия, Рига), д-р психол. наук А.А. Бу- чек (РФ, Петропавловск-Камчатский), д-р психол. наук М.С. Веджетти (Италия, Рим), д-р психол. наук Н.Е. Верак- са (РФ, Москва), д-р психол. наук А.В. Воробьев (Латвия, Даугавпилс), д-р психол. наук О.А. Гулевич (РФ, Москва), д-р психол. наук А.И. Донцов (РФ, Москва), д-р психол. наук Ю.М. Забро­дин (РФ, Москва), канд. психол. наук Е.Н. Задорина (РФ, Москва), д-р соц. наук Р.И. Зинурова (РФ, Казань), д-р психол. наук И.И. Кауненко (Молдова, Кишинёв), канд. психол. наук Т.В. Коттл (США, Вашингтон), д-р психол. наук В.А. Лабунская (РФ, Ростов-на-Дону), д-р психол. наук Т.Д. Марцинковская (РФ, Москва), д-р психол. наук И.Д. Плотка (Латвия, Рига), А. Портера (Италия, Верона), д-р пед. наук Е.Ю. Протасова (Финляндия, Хельсинки), д-р полит. наук Н.К. Радина (РФ, Нижний Новгород), канд. психол. наук О.В. Савицкая (Украина, Каменец-Подольский), д-р психол. наук Т.П. Скрип­кина (РФ, Москва), д-р психол. наук И.М. Слободчиков (РФ, Москва), д-р психол. наук Т.Г. Стефаненко (РФ, Москва), д-р психол. наук Л.Б. Шнейдер (РФ, Москва), д-р психол. наук Т.И. Шульга (РФ, Москва). Возглавил программный комитет конференции д-р психол. наук, профессор, академик РАО, ректор ГБОУ ВПО МГППУ В.В. Рубцов.

Участниками конференции стали также более 250 человек (из них более 30 — зарубежные коллеги) — социальных психологов, психологов образования, социологов, педагогов, представителей других профессий, работающих в системе современного образования, а также руководители образовательных учреждений, студенты и аспиранты психологических факультетов. География конференции включает далекие и близкие города: Алматы, Иерусалим, Кишинёв, Минск, Рим, Фаирфакс (США), Пловдив, Рига, Каменец-Подольский (Украина), Хельсинки, Харьяна (Индия), Читтагонг (Бангладеш), Сингапур, Стамбул, Даугавпилс, Верона, Красноярск, Лесосибирск, Иркутск, Тверь, Тула, Ставрополь, Воронеж, Ростов-на-Дону, Югорск, Шуя, Санкт-Петербург, Авоин (Франция), Курган, Саратов, Самара, Севастополь, Нижний Новгород, Курск, Королёв, Москва, Сергиев Посад, Смоленск, Краснодар, Старый Оскол, Владимир, Уфа, Ярославль, Новосибирск, Ханты-Мансийск, Казань, Екатеринбург, Великий Новгород.

Актуальность проведения международной научно-практической конференции «Социальная психология в образовательном пространстве» обусловлена возрастающим запросом системы российского образования на информацию о социально-психологических средствах решения задач образовательных учреждений. С целью объединения опыта ученых и практиков, использующих социально-психологические подходы для повышения эффективности образования, в рамках конференции были выполнены следующие задачи: формирование профессиональных связей и налаживание обмена опытом специалистов, работающих в сфере подготовки кадров для образовательных учреждений разного типа; обсуждение критериев качества подготовки специалистов для системы образования; выявление перспективных направлений исследования социально­психологических проблем в образовательных учреждениях разного типа; знакомство с современными отечественными и зарубежными технологиями в области образования; подготовка и публикация сборника научных материалов конференции.

Поступившие в оргкомитет заявки на выступления и публикации тезисов были распределены по шести тематическим направлениям («Социально-психологические технологии в работе психолога образования», «Социализация личности в образовательном процессе», «Ученические группы в образовательном пространстве», «Управление образованием: возможности социальной психологии», «Социально-психологические аспекты педагогической деятельности», «Семья и школа: взаимопонимание и взаимодействие»), которые стали основой работы секций конференции. Разумеется, данный тематический перечень не охватывает всего спектра проблем современной социально-психологической науки и практики в сфере образования. Однако можно считать, что перечисленные направления адекватно отражают запросы современного образования на участие в решении его задач социальных психологов — исследователей и практиков.

На открытии конференции 16 октября 2013 года с приветственным словом к коллегам обратился член программного комитета, проректор МГППУ, профессор Ю.М. Забродин. Затем состоялось пленарное заседание, в рамках которого были заслушаны доклады Ю.М. Забро­дина «Профессиональный стандарт педагога-психолога (психолог в системе образования)», профессора Первого римского университета «La Sapienza» М.С. Веджетти «Молодежь: образование и интеграция в общество», зав. кафедрой социальной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Т.Г. Стефаненко «Этнопсихология в системе социально-психологического образования: проблемы и перспективы», руководителя психолого­педагогической службы реабилитации для подростков группы риска (Youth at-risk division) в Иерусалиме Ш. Амеди «Израильский опыт психолого-педагогической работы с молодежью группы риска», зав. кафедрой теоретических основ социальной психологии МГППУ О.Б. Крушельницкой «О становлении социальной психологии образования».

Все доклады содержали актуальную информацию о различного рода достижениях в сфере образования и вызвали живой интерес слушателей. Участники конференции единодушно одобрили деятельность МГППУ по созданию образовательных и профессиональных стандартов, выразили пожелание развивать эту работу. Оживленная дискуссия развернулась по поводу поднятой в докладе М.С. Веджетти проблемы безработицы среди выпускников европейских вузов. С огромным вниманием участники пленарного заседания отнеслись к сообщению Т.Г. Стефаненко о перспективных направлениях развития этнопсихологической работы в образовании. Наибольшее количество вопросов было задано участниками заседания Ш. Амеди об особенностях организации социально­психологической и психолого-педагогической помощи трудным подросткам в Израиле.

После пленарного заседания было представлено 16 стендовых докладов, авторы которых познакомили коллег с ходом и результатами конкретных социально-психологических исследований, направленных на повышение качества обучения и воспитания учащихся, а также гармонизацию взаимоотношений субъектов образовательного процесса. Демонстрация авторских достижений послужила основой для свободной коммуникации между участниками конференции.

В этот же день состоялось заседание круглого стола по теме «Социально-психологические проблемы обучения и воспитания на новом этапе развития образования» (ведущие — д-р психол. наук, проф. Т.Г. Стефаненко, канд. психол. наук, доцент О.Б. Крушельницкая). В работе заседания приняли участие более 50 человек, в том числе заведующие кафедрами социальной психологии вузов Москвы и Московской области, а также кафедрами, силами которых ведется в московском регионе подготовка по социально-психологическим дисциплинам.

Опыт разработки и проведения курса «Профессиональная социализация психолога» для первокурсников факультета психологии филиала МГУ им. М.В. Ломоносова в Ташкенте был представлен в докладе Т.Ю. Базарова. Это выступление вызвало широкий отклик участников заседания и наиболее продолжительную их дискуссию. Тема совершенствования начального этапа вузовской подготовки психологов была продолжена в докладе Л.В. Тарабакиной, предложившей инновационную диалоговую технологию учебного контроля динамики становления социально-психологической компетентности студентов. Связь подготовки психологов с представлениями об их будущей профессиональной деятельности стала темой выступления А.В. Погодиной.

Большой интерес участников заседания вызвал доклад Т.И. Шульги, посвященный проблеме оптимизации взаимодействия психолога школы с администрацией, педколлективом, учащимися и семьей. Т.И. Шульга поделилась также опытом включения в курс «Введение в профессию» практических занятий, направленных на профессиональное становление личности студентов. Участники заседания в процессе дискуссии пришли к выводу, что помимо дисциплины «Введение в профессию» первокурсникам психологических факультетов необходим курс, который позволил бы в процессе практических занятий развивать необходимые профессионально важные личностные компетенции.

Именно на круглом столе впервые за время конференции прозвучало разделяемое всеми участниками мнение о необходимости разработки стандарта профессиональной деятельности психолога. В качестве наиболее целесообразного разработчика такого стандарта участники конференции назвали ГБОУ ВПО МГППУ, который уже имеет положительный опыт создания подобных документов.

Параллельно с работой круглого стола состоялись три мастер-класса, собравших десятки заинтересованных участников: «Использование интервенционных технологий в рамках учебных Т-групп» (ведущий — канд. психол. наук, доцент Ю.М. Кондратьев), «Формирование морально-нравственных ценностей у подростков» (ведущий — аспирант МГППУ А.А. Светлова), «Позиция психолога в сфере образования как способ борьбы с профессиональным выгоранием» (ведущий — канд. психол. наук, доцент МГППУ К.А. Серебрякова). На мастер-классах были продемонстрированы социально-психологические технологии, используемые в образовании. Участникам мастер-классов была предоставлена возможность получить опыт практического применения социально-психологических средств повышения эффективности обучения и воспитания.

Неформальное общение, обмен мнениями, знакомство с научными интересами и практическими достижениями коллег продолжились вечером первого дня конференции во время теплоходной прогулки участников форума по Москве-реке.

Второй день конференции (17 октября) начался с заседания тематических секций, на которых выступили ведущие отечественные и зарубежные специалисты в области социальной психологии образования. Вот что сообщили руководители секций о работе заседаний.

На заседании секции 1 «Социально­психологические технологии в работе психолога образования» (руководители — канд. психол. наук, доцент О.Е. Хухлаев, канд. психол. наук, доцент А.С. Обухов) наиболее оживленнные дискуссии вызвали доклады, посвященные комплексной психолого-педагогической и медико-социальной технологии сопровождения подростков с разным уровнем образовательного ресурса (Г.С. Остапенко), непрерывному образованию в контексте профессионального и личностного развития (Е.Ю. Литвино­ва), социально-психологическим аспектам интеграции мигрантов в образовании (О.Е. Хухлаев), применению нео­сознаваемого оценочного прайминга и имплицитного ассоциативного теста при изучении аттитюдов (И.Д. Плотка).

Была представлена комплексная технология решения проблемы обучения и развития современного подростка на основе синтеза методологических принципов гетерохронности, полисистемности и полифункциональности в процессе школьного образования. Эти принципы позволяют изучить детерминанты закономерностей развития познавательной активности подростков с разным уровнем образовательного ресурса. Участники конференции отметили, что непрерывность становится основополагающим принципом системы образования, провозглашающим необходимость участия в нем человека на протяжении всей его профессиональной жизнедеятельности, что является залогом успешной адаптации к требованиям социально­экономических изменений, способности и готовности быть востребованным на рынке труда.

В результате обсуждения этих и других тем участники секции пришли к заключению о необходимости изменения на основе новейших достижений науки и практики, сложившихся представлений о формах и содержании психологического сопровождения учащихся и расширении использования социально-психологических технологий в работе психолога образования.

На секции 2 «Социализация личности в образовательном процессе» (руководители — д-р психол. наук, проф. Н.Н. Толстых, д-р психол. наук, проф. Е.П. Белинская) в центре внимания оказались две темы: социализация студентов в процессе профессионального обучения; развитие личности, индивидуальности и субъектности на этапе начального школьного образования.

В рамках обсуждения первой темы особый интерес вызвали доклады психологов из Болгарии Д. Левтеровой и Н. Милевой «Карьерное развитие и карьерная мотивация в университетском образовании» и К.С. Тагаревой «Развитие коммуникативных умений у студентов в контексте психического здоровья и благополучия». Докладчики и дискутан­ты пришли к единодушному выводу, что в современных условиях весьма жесткого для психологов рынка труда (ситуации в Болгарии и в России во многом схожи) для устройства на работу, быстрой адаптации и успешной профессиональной карьеры далеко не всегда достаточно иметь лишь хорошую академическую успеваемость. Более того, часто успешными становятся как раз не отличники, а студенты, имеющие иные — прежде всего, именно социально-психологические, — компетенции. Развитием таких компетенций и следует озадачиться в процессе обучения в вузе в рамках специально организованных с этой целью занятий.

При обсуждении второй темы наибольшее внимание было уделено докладам Н.С. Денисенковой и С.Д. Волковой (Москва) «Социально-психологические аспекты адаптации умственно одаренных детей к школе», В.В. Степановой (Смоленск) и Н.Н. Толстых (Москва) «Роль коллективной деятельности и коллективных представлений в развитии интеллекта, личности и индивидуальности младшего школьника», а также О.Б. Крушельницкой «Об информационно-психологическом подходе к исследованию референтности». Бурная дискуссия, которая вывела обсуждение зафиксированных докладчиками проблем далеко за намеченные ими рамки, показала сложность проблем начальных этапов школьного обучения, существование разных точек зрения по поводу влияния на становление личности учащегося системы его референтных отношений со сверстниками и взрослыми, пути осуществления обучения одаренных детей, детей с теми или иными нарушениями в умственном и психическом развитии и, наконец, «обычных» младших школьников. Остроту дискуссии прибавил переход школы на новые стандарты образования, которые не всеми понимаются и не всеми принимаются в новых реалиях современного социума (раннее приобщение к компьютеру, вариативность образования и пр.).

В ходе работы секции 3 «Ученические группы в образовательном пространстве» (руководители — канд. психол. наук, доцент О.Б. Крушельницкая, д-р психол. наук, доцент М.Е. Сачкова) с докладами выступили М.Е. Сачкова, Н.В. Ко­четков, И.Н. Тимошина, В.А. Шорохова, И.Б. Бовина, Е.Б. Березина. Дискуссии разворачивались после каждого доклада и особенно остро обсуждались вопросы новых подходов к исследованию групп в образовательных организациях: использование ресурсов среднестатусных учащихся в оптимизации отношений субъектов образования, перспективы гендер­ных исследований учебных групп в мас­кулинной и фемининной культурах, факторы повышения мотивации студентов к обучению, особенности формирования религиозной идентичности и проблемы, связанные с обучением в группах с разным религиозным, этническим составом, а также в школах, работающих в рамках инклюзивного образования.

Особый интерес участников секционного заседания вызвал телемост с Раффлским колледжем (Сингапур), в рамках которого Е.Б. Березина и И.Б. Бо­вина рассказали об особенностях возникновения и проявления буллинга в современных школах и в виртуальных социальных сетях, о подходах к его исследованию, о теориях и современных концепциях, раскрывающих его психологическую суть, о проблемах коррекции данного явления. Но больше всего вопросов было связано с отличиями сингапурской системы высшего образования от российской (посещаемость, написание курсовых работ, учебная мотивация студентов, сдача экзаменов в сессию, социально-психологические особенности учебного процесса, построение траектории профессионального развития и карьеры и т. п.).

Работа секции 4 «Управление образованием: возможности социальной психологии» (руководители — д-р психол. наук, доцент Л.Н. Аксеновская, канд. психол. наук, доцент А.В. Погодина) проходила в творческой атмосфере обмена мнениями и активного обсуждения управленческих проблем. В содержательном плане выступления подразделялись на три подгруппы: теоретико-методологические доклады, в которых освещались концептуальные вопросы; доклады по проблематике психологии управления в школах; доклады по проблемам управления образованием в вузах.

Работа секции открылась докладом А.Н. Аксеновской «Университет и новые задачи развития», в котором рассматривались вопросы развития современного университета в условиях реформирования образования. С дискуссионным докладом о предмете организационной психологии применительно к системе образования выступил А.В. Пацула. Психолого-педагогическая модель взаимодействия участников образовательного процесса была раскрыта в выступлении А.С. Обухова. Концептуальные доклады вызвали живой интерес и активное обсуждение участников секции.

Тематика психологии управления в школах была раскрыта в выступлениях И.А. Князевой, М.А. Харченко и Т.В. Ко­четовой. Активное обсуждение вызвал доклад о результатах исследования запроса руководителей образовательных учреждений к специалистам в области психологии управления (М.А. Харченко).

Проблемы психологии управления в вузах были проанализированы в докладе О.А. Гулевич, после которого развернулась активная дискуссия по вопросам справедливости в деятельности преподавателей высшей школы.

Работа секции 5 «Социально-психологические аспекты педагогической деятельности» (руководители — канд. пед. наук, доцент М.А. Егорова, канд. биол. наук, доцент Т.Ю. Маринова, канд. психол. наук, доцент В.А. Орлов) началась с доклада французского исследователя Ф. Фауквет-Алехина о влиянии использования информационно-коммуникативных средств на уровень образовательной успешности студентов. Эта актуальная для всех вузовских преподавателей тема вызвала множество вопросов у участников секции. Прозвучали предложения о возможности расширения представленного исследования с целью получения более глубоких, в том числе социально-психологических, данных, как использование мобильных телефонов, планшетов и других электронных средств способно повлиять на эффективность учебного процесса. Большой интерес вызвал доклад израильского коллеги Ш. Головичера о психологических факторах успешной учебной деятельности и реабилитационной работы с подростками группы риска в мультикультурной среде. Дискуссия развернулась, в частности, по поводу возможности переноса результатов многолетнего опыта в условия других государств. Большое внимание было уделено на секции социально-психологическим условиям психологического здоровья дошкольников, существенным фактором которого является образовательная среда. Т.В. Дробышева познакомила коллег с интересным опытом диагностики в работе педагога-психолога ДОУ.

Коллега из Минска Т.Е. Карпович выступила с докладом на тему социально-психологических последствий складывающегося в последнее время в различных странах отношения к педагогу как к работнику сервисной сферы, что вызвало заинтересованный отклик слушателей и конструктивную дискуссию по данной проблеме. Е.П. Белинская в своем сообщении подняла вопрос об особенностях и последствиях преподавания социально-психологических дисциплин в вузе. И.И. Кауненко рассказала об особенностях подготовки в республике Молдова студентов-психологов, магистрантов к работе в полиэтнической среде.

Работа секции 6 «Семья и школа: взаимопонимание и взаимодействие» (руководители — канд. психол. наук, доцент Ю.П. Кошелева, д-р психол. наук, проф. Л.Б. Шнейдер) привлекла внимание участников конференции тем, что ее тематика затрагивает интересы практически всех участников образовательного процесса. Так, например, именно семейная ситуация является источником образовательных проблем молодых цыган в Мол­дове, о чем сообщила в своем докладе Н.Г. Каунова. Как показали результаты социально-психологических исследований Ю.П. Кошелевой и ее коллег, образ брачного партнера у современной молодежи стремительно меняется, в результате чего происходит рассогласование брачных гендерных ожиданий у женщин. В то же время у юношей образ идеальной будущей супруги больше соответствует избраннице в реальной жизни. Г.С. Оста­пенко рассказала об основных направлениях работы с родительской общественностью по вопросам профилактики жестокого обращения с детьми и подростками. Представлениям подростков о ценностях своей будущей семьи было посвящено выступление М.В. Кваши, которое вызвало активное обсуждение.

Наиболее оживленная и продолжительная дискуссия развернулась по проблемам приемных и замещающих семей. Обсуждение началось с доклада Л.Б. Шнейдер о возможностях психодиагностики приемных семей и претендентов в замещающие родители. Тему продолжили доклады, посвященные социализации личности приемных детей, а также оценке кандидатами в приемные родители своих возможностей по воспитанию ребенка, пережившего опыт депривации и психологической травмы. Единодушным для участников секции стало мнение о необходимости развития сотрудничества школьных психологов и педагогов с родителями учащихся.

Искренний интерес участников конференции вызвал двухчасовой телемост «Школьная психологическая служба в США» с Т. Коттл, психологом-консультантом Fairfax County Public Schools (Фаирфакс, Вирджиния, США). Во время телемоста состоялось знакомство с американским опытом психологического сопровождения школьного образовательного процесса, во многом основанного на социально-психологических средствах помощи учащимся. Обсуждались возможности заимствования элементов американской национальной модели школьной психологической службы, а также особенности профессиональной деятельности школьного психолога- консультанта в США.

Во второй половине дня 17 октября участники конференции посетили еще четыре мастер-класса: «Обучение во взаимодействии»: новые-старые социально­психологические технологии в образовании» (ведущий — канд. психол. наук, доцент О.Е. Хухлаев), «Социально-психологические инструменты развития факультета (опыт применения на факультете психологии национального исследовательского Саратовского госуниверситета)» (ведущий — д-р психол. наук, доцент Л.Н. Аксеновская), «Использование метода “Метафора” в организационной диагностике» (ведущий — канд. психол. наук, доцент МГППУ Т.В. Коче­това), «Тренинг межкультурной коммуникации в школе» (ведущий — канд. психол. наук, доцент М.Ю. Чибисова).

Работа конференции прошла на высоком научном уровне, неформально, плодотворно и активно. Она позволила сконцентрировать дискуссии участников вокруг по-настоящему злободневных проблем и детально их обсудить. Мастер-классы были содержательными и дали возможность их участникам познакомиться с ценным профессиональным опытом, освоить профессионально важные навыки.

По итогам конференции ее участники приняли решение:

•    подготовить на основе материалов конференции статьи для журналов, издаваемых МГППУ;

•    использовать результаты представленных на конференции исследований в процессе преподавания студентам бакалавриата и магистратуры по направлению «Психология» дисциплин вариативной части учебного плана;

•    считать целесообразным расширение социально-психологических исследований в сфере образования и интенсификации использования социально-психологических технологий в работе психологов образовательных учреждений всех уровней и типов;

•    с целью повышения качества воспитания и обучения школьников считать необходимым научно обоснованное развитие всестороннего профессионального сотрудничества школьных психологов, педагогов, администрации с родителями учащихся;

•    считать необходимой разработку стандарта профессиональной деятельности психолога; считать целесообразной разработку такого стандарта силами ГБОУ ВПО МГППУ, имеющего положительный опыт создания подобных документов;

•    провести II международную научно-практическую конференцию «Социальная психология в образовательном пространстве» в ГБОУ ВПО МГППУ осенью 2015 года.

О.Б. Крушельницкая, председатель оргкомитета конференции, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой теоретических основ социальной психологии МГППУ

Информация об авторах

Крушельницкая Ольга Борисовна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0762-6925, e-mail: social2003@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1475
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 516
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0