Эмоции в структуре составляющих психологической «ткани» организационной культуры *

1683

Аннотация

Статья посвящена исследованию роли и значения эмоционального фактора в системе составляющих организационной культуры. Наряду с психофизиологическим компонентом выделены направления формирования эмоций в организационных системах, проявления которых детерминируются культурными условиями организации и типом ее организационной культуры. Представлены и описаны уровни эмоций и степени субъективной управляемости ими. Сформулированы требования к системе менеджмента эмоций внутри организации, которые реализуются в широком спектре личностных проявлений.

Общая информация

* Исследование выполнялось в рамках государственного задания (проект № 3839).

Ключевые слова: коммуникации, менеджмент эмоций, организационная культура, персонал , поведение, управление, эмоции, эмоциональная культура, эффективность

Рубрика издания: Прикладные исследования и практика

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2015060309

Для цитаты: Грошев И.В., Давыдова Ю.А., Краснослободцева И.А. Эмоции в структуре составляющих психологической «ткани» организационной культуры // Социальная психология и общество. 2015. Том 6. № 3. С. 120–133. DOI: 10.17759/sps.2015060309

Фрагмент статьи

Определяющим компонентом эмоци­онального фактора, в том числе и в систе­ме составляющих организационной куль­туры, являются чувства, которые характе­ризуют широкий класс «объектов», вос­принимаемых человеком на уровне ощу­щений [12]. Эти объекты представляют внешнюю картину мира и воспринимают­ся как некая субстанция, оказывающая воздействие на внутреннее состояние, де­терминирующее как поведенческие пат­терны отдельной личности, так и поведе­ние организации в целом. Причем такое влияние, идущее извне внутрь, предпола­гает ответную реакцию, которая выража­ется посредством эмоций.

Литература

  1. Бреслав Г.М. Психология эмоций. М.: Смысл; Изд. Центр «Академия», 2004. 544 с.
  2. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1987. 176 с.
  3. Грошев И.В. Гендерные аспекты эмоциональной архитектуры, интерпретации и опознания ландшафта эмоций и эмоциональных отношений в организации // Ме­неджмент в России и за рубежом. 2012. № 4. С. 14—19.
  4. Грошев И.В., Давыдова Ю.А. Корреляты половых различий эмоциональной сферы личности // Социально-экономические явления и процессы. 2006. № 1—2. С. 106—111.
  5. Грошев И.В., Краснослободцев А.А. Организационная культура. М.: ЮНИТИ-ДА­НА, 2013. 535 с.
  6. Грошев И.В., Краснослободцев А.А. Эмоциональные силы мотива выбора бренда в призме поведения потребителя // Маркетинг в России и за рубежом. 2012. № 4 (90). С. 13—28.
  7. Грошев И.В., Краснослободцев А.А. Эмоциональный брендинг и поведение потре­бителя // Проблемы теории и практики управления. Международный журнал. 2012. № 7—8. С. 119—126.
  8. Грошев И.В., Мищенко А.А. Культурное пространство организации: эмоциональная среда // Проблемы теории и практики управления. Международный журнал. 2012. № 9—10. С. 100—107.
  9. Давыдова Ю.А. Гендерная конфликтология: особенности влияния феминизиро­ванных и маскулинизированных черт личности на поведение в конфликте. Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH and Co. KG, 2011. 378 c.
  10. Давыдова Ю.А. Исследование причинной обусловленности конфликтного пове­дения личности // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: Гу­манитарные науки. 2008. № 2 (58). С. 397—402.
  11. Елфимова Н.В. Функции эмоций в создании мотивационного компонента деятель­ности // Эмоциональная регуляция деятельности. М.: Педагогика, 1987. С. 24—31.
  12. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2007. 749 с.
  13. Elster J. Rationality and the Emotions // The Economic Journal. 1996. № 106 (438). P. 1386—1397. https://doi.org/10.2307/2235530
  14. Frank R. Passions within Reason: The Strategic Role of the Emotions. N.-Y.: Norton, 1998. 304 p.
  15. Goleman D. Emotional intelligence. N.-Y.: Bantam Books, 1995. 352 p.
  16. Yerkes R., Dodson J. The relation of strength of stimulus to rapidity of habit-forma­tion // Journal of Comparative Neurology and Psychology. 2008. Vol. 18. November. Issue 5. P. 459—482. https://doi.org/10.1002/cne.920180503

Информация об авторах

Грошев Игорь Васильевич, доктор психологических наук, профессор кафедры кадрового управления, Академия психологии и управления ТГУ им. Г. Р. Державина, Тамбов, Россия, e-mail: aus_tgy@mail.ru

Давыдова Юлия Александровна, кандидат психологических наук, помощник ректора, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», Тамбов, Россия, e-mail: UA_Davidova@mail.ru

Краснослободцева Ирина Алексеевна, аспирант кафедры психологии и развития медицинского института, Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина, Тамбов, Россия, e-mail: ir.krasnoslobodtseva@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2586
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 1683
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 12