Особенности восприятия студенческой молодежью современных политических лидеров России (по материалам психосемантического исследования)

1164

Аннотация

В статье представлены результаты исследования особенностей восприятия молодежью современных политических деятелей. В исследовании использовалась мето-дика многомерного семантического дифференциала, где испытуемым предлагалось оценить 15 объектов (политические лидеры, «мой идеал», «идеальный лидер», «антипатичный мне человек» и «Я») по 33 личностным характеристикам, используя семибалльную шкалу. Результаты показывают, что структура восприятия студентами политических лидеров весьма проста и строится относительно трех модальностей: «нравственность», «сила» и «интеллект». Сопоставление результатов настоящего исследования с данными, полученными по той же методике в 2004 г. позволило сделать вывод о том, что современные политические лидеры не оцениваются молодежью относительно морально¬нравственных качеств, а в большей степени воспринимаются через силовые качества, связанные с социальной манипуляцией.

Общая информация

Ключевые слова: политические лидеры, лидерство, семантический дифференциал, социальная психология, политическая психология, студенческая молодежь

Рубрика издания: Экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2015060304

Для цитаты: Собкин В.С., Мнацаканян М.А. Особенности восприятия студенческой молодежью современных политических лидеров России (по материалам психосемантического исследования) // Социальная психология и общество. 2015. Том 6. № 3. С. 46–63. DOI: 10.17759/sps.2015060304

Фрагмент статьи

Гражданская активность населения резко возрастает в период сложных эко­номических, социальных и политичес­ких изменений. Весьма отчетливо это проявляется и в ситуациях подготовки к выборам. В процессе политических деба­тов кандидаты выдвигают предвыбор­ные программы, высказывая как партий­ную, так и личную точку зрения, стре­мясь завоевать доверие и голоса избирателей.

Литература

  1. Адорно Т. Исследование авторитарной личности / Общ. ред. В.П. Култыгин. М: Серебряные нити, 2001. 416 с.
  2. Вебер М. Харизматическое господство // Социс. 1988. № 5. С. 139—147.
  3. Гуревич П.С. Политическая психология / М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 543 с.
  4. Макиавелли Н. Государь. Размышления над первой декадой Тита Ливия / Пер. с итал. К.А. Тананушко. Минск: Харвест, 2004. 704 с.
  5. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. А.М. Татлыбаева. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.
  6. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. / СПб.: Акаде­мический проект, 2011. 396 с.
  7. Московичи С., Канетти Э. Монстр власти / М.: Алгоритм, 2009. 240 с.
  8. Петренко В.Ф. Лекции по психосемантике. Самара: СГУ, 1997. 237 с.
  9. Петренко В.Ф. Основы психосемантики: учеб. Пособие. М.: Изд-во Моск. гос. ун­та, 1997. 400 с.
  10. Петренко В.Ф. Психосемантический анализ динамики общественного сознания: на материале политического менталитета / В.Ф. Петренко, О.В. Митина. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1997. 214 с.
  11. Райх В. Психология масс и фашизм. М.: Университетская книга, 1997. 380 с.
  12. Собкин В.С. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование. М.: ЦСО РАО, 1997. 320 с.
  13. Собкин В.С., Буреломова А.С., Смыслова М.М. Представления современного рос­сийского подростка о значимых личностных качествах // Социальная психология и общество. 2011. № 1. С. 44—55.
  14. Собкин В.С., Ваганова М.В. Политические лидеры России: взгляд молодежи (по материалам психосемантического эксперимента) // Толерантность в подростковой и молодежной среде. Труды по социологии образования. Т. IX. Вып. XVI / Под ред. В.С. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2004. С. 160—204.
  15. Собкин В.С., Грачева А.М. Возрастные особенности ориентации в социально-про­фессиональной сфере // Жизненные ориентации учащихся и проблемы современ­ного образования: сб. науч. трудов / Отв. ред. В.С. Собкин. М.: Изд. АПН СССР, 1990. С. 102—130.
  16. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: АСТ, 2011. 288 с.
  17. Швейнов В.П. Психология лидерства, влияния, власти. Минск: Харвест, 2008. 652 с.
  18. Шестопал Е. Восприятие образов власти: политико-психологический анализ // Политические исследования. 1995. № 4.
  19. Эриксон Э. Идентичность, юность и кризис. М.: Флинта, 2006. 352 с.
  20. Osgood C.E. The nature and measurement of meaning // Psychological Bulletin. 1952. № 49. С. 197—237 c. https://doi.org/10.1037/h0055737

Информация об авторах

Собкин Владимир Самуилович, доктор психологических наук, пррфессор, академик РАО, руководитель Центра социологии образования, ФГБНУ «Институт управления образованием РАО» (ФГБНУ «ИУО РАО»), руководитель Центра социокультурных проблем современного образования, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»)., Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2339-9080, e-mail: sobkin@mail.ru

Мнацаканян Милена Артуровна, младший научный сотрудник, Центр социологии образования, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием РАО», Москва, Россия, e-mail: 0040000@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3342
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 1164
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4