Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

9 место — направление «Психология»

1,617 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,920 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/sps

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

К вопросу о педагогическом авторитете 1645

Собкин В.С., доктор психологических наук, руководитель Центра социологии образования, ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования», Москва, Россия, sobkin@mail.ru
Калашникова Е.А., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Центра социологии образования, ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования», Москва, Россия, 5405956@mail.ru

Аннотация

В статье анализируется вклад выдающегося отечественного психолога М.Ю. Кондратьева в изучение педагогического авторитета. На материале анкетного опроса 3 056 учащихся пятых—девятых классов московских школ представлен анализ мнений подростков об их отношении к учителю как референтному взрослому: оценка его значимости как образца для подражания, характеристика его социального статуса относительно полезности получаемой подростком информации. Характеризуются особенности межличностных отношений в рамках взаимодействия учителя с учеником: реакции подростков на замечания и оценка значимости различных причин, обусловливающих возникновение конфликтов с учителем. Рассматривается отношение учащихся к педагогу в учебном процессе: самочувствие учащихся на уроке (авторитарный/демократический стиль поведения учителя); доверие к нему как к эксперту по поводу оценки своей успешности в учебной деятельности; влияние учителя на интерес учащихся к учебному предмету. Полученные в ходе опроса материалы рассматриваются относительно влияния демографических и социально-стратификационных факторов. Специальное внимание уделяется влиянию академической успешности и статуса подростка в школьном коллективе на его отношение к учителю как авторитетному взрослому.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Среди  многочисленных  работ М.Ю. Кондратьева одно из центральных мест занимают исследования, посвященные изучению педагогического авторитета [1; 2; 3; 4]. Возможно, его интерес к этой проблеме был связан с собственными жизненными обстоятельствами, когда в семнадцатилетнем возрасте он попал тюрьму, а затем в колонию для несовершеннолетних правонарушителей за уличную драку. Понятно, что после колонии жизнь Кондратьева могла сложиться совершенно иначе, если бы не встреча с авторитетными взрослыми, сыгравшими важную роль в становлении и развитии замечательного отечественного психолога. То, что тематика педагогического авторитета была для него личностно значимой, проявляется в частности, в тонком понимании различных граней этого социально-психологического феномена.

Литература
  1. Кондратьев М.Ю. Слагаемые авторитета // Подписная научно-популярная се- рия «Педагогика и психология». № 4. М.: Знание, 1988. 80 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер.).
  2. Кондратьев М.Ю. Взаимосвязь авторитета личности и авторитета роли учите- ля // Вопросы психологии. 1987. № 2. С. 99—103.
  3. Кондратьев М.Ю., Кравчино Е.О. Социально-психологическая специфика авто- ритета педагога в глазах разностатусных и разновозрастных воспитанников закры- тых образовательных учреждений для реальных и «социальных» сирот // Социаль- ная психология и общество. 2012. № 3. С. 48—57.
  4. Кондратьев М.Ю. Социально-психологические особенности взаимоотноше- ний подростков и педагогов в условиях детских домов и школ-интернатов для «социальных» и реальных сирот // Социальная психология и общество. 2012. № 2. С. 143—153.
  5. Собкин В.С., Писарский П.С. Социокультурный анализ образовательной ситуации в мегаполисе. М.: Министерство образования РФ, 1992. 159 с.
  6. Собкин В.С., Писарский П.С. Ценностные ориентации старшеклассников начала 90-х. Кросскультурное сопоставление (Москва—Амстердам) // Ценностно-норма- тивные ориентации современного старшеклассника. Труды по социологии образо- вания. Т. 1. Вып. 2. М., 1993. С. 6—63.
  7. Собкин В.С. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование. М.: ЦСО РАО, 1997. 320 с.
  8. Собкин В., Равлюк С. Учитель: десять лет спустя // Первое сентября. 2001. № 62 (1044).
  9. Собкин В.С. Проблемы толерантности в подростковой субкультуре // Труды по социологии образования. Т. VIII. Вып. XIII. М: Центр социологии образования РАО, 2003. С. 193—207.
  10. Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Подросток: нормы, риски, девиации. Труды по социологии образования. Т. X. Вып. XVII / Под ред. В.С. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 2005. 359 c.
  11. Собкин В.С., Калашникова Е.А. Социология школьной отметки // Труды по со- циологии образования. Т. ХV. Вып. ХХVI. М.: Институт социологии образования РАО, 2011. С. 46—75.
  12. Собкин В.С., Иванов И.Д., Калашникова Е.А. Учитель глазами современного под- ростка // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XVI. Вып. XXVIII. М.: Институт социологии образования РАО, 2012. С. 179—191.
  13. Калашникова Е.А. Социально-психологические особенности отношения уча-
  14. щихся основной школы к учебной деятельности: дис. … канд. психол. наук. МГУ им. М.В. Ломоносова, М., 2015.
  15. Собкин В.С., Адамчук Д.В., Жуков И. Д., Янбекова Д.В. Мотивационно-целевые аспекты деятельности учителя // Педагогика. 2014. № 9. С. 69—80.
  16. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Современный российский педагог: эскиз к социологи- ческому портрету. М.: Некоммерческое партнерство «Авторский Клуб», 2015. 60 с.
  17. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Какие перемены нужны современному образованию. О профессиональном самочувствии школьного учителя // Учительская газета. 2015. № 16. С. 8—9.
  18. Собкин В.С., Адамчук Д.В., Курнешова Л.Е. Социально-ролевые отношения «учитель—ученик» // Педагогика. 2015. № 8. С. 22—31.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика