Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 7015Ключевые слова 16898 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/sps

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Взаимосвязь базовых человеческих ценностей и электорального поведения * 540

Татарко А.Н., доктор психологических наук, профессор департамента психологии, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», tatarko@yandex.ru

Аннотация

Существуют исследования, показывающие на примере различных стран, что базовые индивидуальные ценности могут предсказывать политическое поведение, в частности, предпочтения в процессе голосования за различные политические партии и коалиции. В нашей работе мы задаемся вопросом о том, какие ценности были связаны с результатами голосования россиян на выборах президента РФ в марте 2012 г. Эмпирическое исследование основано на результатах репрезентативного опроса в двух федеральных округах России (N=2061), проведенного вскоре после выборов (июль 2012 г.). Анкета включала методику Ш. Шварца для оценки базовых человеческих ценностей (PVQ-R), а также респондентов спрашивали, за какого из пяти кандидатов в президенты РФ они отдали свой голос. Далее, при помощи мультиномиальной логистической регрессии, были выявлены взаимосвязи базовых ценностей респондентов и их предпочтений по итогам голосования. Исследование показало, что, во-первых, основной ценностной оппозицией, связанной с результатами выборов, является «сохранение»–«открытость к изменениям». Во-вторых, голосование за большинство кандидатов (за четырех из пяти) связано с ценностями блока «сохранение», что может говорить об отсутствии принципиальных различий в базовых ценностях, транслируемых данными российскими политиками.

Ключевые слова: базовые ценности, голосование, выборы, политическое поведение

Рубрика: Эмпирические исследования

Тип: научная статья

* Статья подготовлена в ходе работы в рамках Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и с использованием средств субсидии на государственную поддержку ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, выделенной НИУ ВШЭ.

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/sps.2017080102

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Выборы президента — важное событие в политической жизни государства. Посредством голосования люди выражают свой выбор и влияют на политическую жизнь общества. Поэтому изучение различных, в том числе и психологических, факторов, направляющих выбор людей, представляется чрезвычайно важным. В России выборы президента 2012 г. сопровождались протестными акциями, повышением мер безопасности и общей политической напряженностью [8]. Очередные выборы президента, которые состоятся в 2018 г., все ближе. В этой связи, ретроспективный взгляд в прошлое и анализ того, какими ценностями руководствовались россияне, голосуя за того или иного кандидата, представляется чрезвычайно актуальным.

Литература
  1. Богдан И.В. Политические ценности в современной России: когнитивные, эмо- циональные и поведенческие аспекты // Проблемный анализ и государственно- управленческое проектирование. 2014. Т. 7. №. 3. С. 24—34.
  2. Бызов Л.Г. Кризис идентичности современного российского общества и мотива- ция социально-политического выбора // Вестник московского университета. 1999. №. 4. С. 26—69.
  3. Грошев И.В. Индивидуально-личностные и гендерно-половые особенности де- терминации голосования избирателей в условиях дефицита информации о кандида- тах // Экспериментальная психология. 2013. Т. 6. № 1. С. 98—118.
  4. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М.: Наука, 1994. 304 с.
  5. Индина Т.А., Моросанова В.И. Рациональность принятия решений (на материале политического голосования избирателей) // Экспериментальная психология. 2009. Т. 2. № 1. С. 52—71.
  6. Лебедев И.А. Политические ценности как сложный  и  многомерный  объ- ект // Вестник Моск. ун-та. 1999. Сер. 12. № 2. С. 38—49.
  7. Малашенко И.В. Изучение электорального поведения населения: сравнительный анализ зарубежных и отечественных теорий // Вестник Брянского государствен- ного университета. История. Право. Литературоведение. Языкознание. 2014. № 2. С. 89—93.
  8. Паин Э., Гудков Л. Протестные митинги в России конца 2011—начала 2012 гг.: за- прос на демократизацию политических институтов // Вестник общественного мне- ния. 2012. Т. 112. №. 2. С. 73—86.
  9. Петухов В.В. Политические ценности и поведение среднего класса // Социоло- гические исследования. 2000. № 3. С. 23—32.
  10. Путеводитель по выборам: политическая Россия-2007 / Под ред. В. Федорова. М.: ВЦИОМ, 2007. 448 с.
  11. Собкин В.С., Мнацаканян М.А. Отношение к политическим лидерам современ- ных старшеклассников (по материалам психосемантического исследования) // Со- циальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 4. С. 41—59.
  12. Фёдоров В.В. Русский выбор. Введение в теорию электорального поведения рос- сиян. М.: Праксис. 2010. 384 с.
  13. Шварц Ш., Бутенко Т.П., Седова Д.С., Липатова А.С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 2. С. 43—70.
  14. Bardi A., Schwartz S.H. Values and behavior: Strength and structure of relations // Personality and Social Psychology Bulletin. 2003. Vol. 29. № 10. P. 1207—1220.
  15. Barnea M., Schwartz S.H. Values and voting // Political Psychology. 1998. Vol. 19. № 1. Р. 17—40.
  16. Braithwaite V. Harmony and Security Value Orientations in Political Evaluation // Personality and Social Psychology Bulletin. 1997. Vol. 23. № 4. Р. 401—414.
  17. Caprara G.V. The personalization of modern politics // European Review. 2007. Vol. 15. № 2. Р.151—164.
  18. Caprara G.V., Zimbardo P. Personalizing politics // American Psychologist. 2004. Vol. 59. № 7. Р. 581—594. doi: 10.1037/0003-066X.59.7.581
  19. Caprara G.V., Schwartz S.Н, Capanna C., Vecchione M., Barbaranelli C. Рersonality and poli- tics: Values, traits, and political choice // Political psychology. 2006. Vol. 27. № 1. Р. 1—28.
  20. Caprara G.V., Vecchione M.,  Schwartz  S.  H.  Why People Do Not Vote: The Role of Personal Values // European psychologist. 2012. Vol. 17. № 4. Р. 266—278. doi: 10.1027/1016-9040/a000099
  21. Conover P.J., Feldman S. The origins and meaning of liberal/conservative self-identi- fications // American Journal of Political Science. 1981. Vol. 25. № 4. Р. 617—645. doi: 10.2307/2110756
  22. Devos T., Spini D, Schwartz S.H. Conflicts Among Human Values and Trust in In- stitutions // British Journal of Social Psychology. 2002. Vol. 41. № 4. Р. 481—494. doi: 10.1348/014466602321149849
  23. Feldman S. Values, ideology, and structure of political attitudes // Oxford Handbook of Political Psychology / In D.O. Sears L. Huddy, R. Jervis (Eds). N. Y.: Oxford Univer- sity Press. 2003. P. 477—508.
  24. Jacoby W.G. The structure of ideological thinking in the American public // American Journal of Political Science. 1995. Vol. 39. № 2. Р. 314—335. doi: 10.2307/2111615
  25. Leimgruber P. Values and votes: the indirect effect of personal values on vot- ing behavior // Swiss Political Science Review. . 2011. Vol. 17. № 2. P. 107—127. doi: 10.1111/j.1662-6370.2011.02009.x
  26. McCann J.A. Electoral choices and core value change: The 1992 presidential cam- paign // American Journal of Political Science. 1997. Vol. 41. № 2. Р. 564—583.
  27. Schwartz S.H. Universals in the content and structure of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries // Advances in experimental social psychology. 1992. Vol. 25. № 1. Р. 1—65.
  28. Schwartz S.H. Beyond individualism/collectivism: New cultural dimensions of val- ues // Individualism and collectivism: Theory, method, and applications / U. Kim,
  29. H.C. Triandis, C. Kagitcibasi, S.-C. Choi, G. Yoon (Eds.). Thousand Oaks, CA: Sage, 1994. P. 85—119.
  30. Schwartz S.H. Are there universal aspects in the content and structure o f values? // Journal of Social Issues. 1994. Vol. 50. № 4. P. 19—45. doi: 10.1111/j.1540-4560.1994. tb01196.x
  31. Schwartz S.H. Basic human values: Theory, measurement, and applications // Revue Française de Sociologie. 2006. Vol. 47. № 4. P. 249—288.
  32. Schwartz S.H., Caprara G.V., Vecchione M. Basic personal values, core political values and voting: A longitudinal analysis // Political Psychology. 2010. Vol. 31. № 3. Р. 421— 452.  doi:  10.1111/j.1467-9221.2010.00764.x
  33. Schwartz S.H., Cieciuch J., Vecchione M., Davidov  E.,  Fischer  R.,  Beierlein  C.,  Ra- mos A., Verkasalo M., Lonnqvist J., Demirutku K., Dirilen-Gumus O., Konty M. Refining the Theory of Basic Individual Values // Journal of Personality and Social Psychology. 2012. Vol. 103. № 4. Р. 663—688. doi: 10.1037/a0029393
  34. Schwartz S H., Butenko T. Values and behavior: Validating the refined value theory in Russia // European Journal of Social Psychology. 2014. Vol. 44. № 7. Р. 799—813. doi: 10.1002/ejsp.2053
  35. Sturgis P. Party allegiance and core political value change [Электронный ресурс] // ESRC Research Methods Programme Working Paper. 2003. URL: http:// epubs.surrey.ac.uk/1865/1/fulltext.pdf (дата обращения: 10.02.2016).
  36. Vecchione M., Caprara G., Dentale F., Schwartz S.H. Voting and values: Reciprocal effects over time // Political Psychology. 2013. Vol. 34. № 4. P. 465—485. doi: 10.1111/ pops.12011
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика