Включен в Web of Science СС (ESCI)
Рейтинг Science Index РИНЦ 2017 9 место — направление «Психология» 1,617 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 0,920 — двухлетний импакт-фактор ![]() Социальная психология и общество Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 2221-1527 ISSN (online): 2311-7052 DOI: http://dx.doi.org/10.17759/sps Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2010 года Периодичность: 4 номера в год Язык журнала: русский Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Социальная психология и общество Когнитивно-стилевые и контекстные факторы ингрупповой предвзятости и аутгрупповой стереотипизации при восприятии искусственных социальных групп 957
Балева М.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития философско-социологического факультета , Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия, milenabaleva@yandex.ru
АннотацияИсследование посвящено проблеме соотношения когнитивно-стилевых и субъективно конструируемых контекстных факторов в процессе социальной перцепции. Тестируются гипотезы о наличии статистически значимых эффектов и взаимодействий данных факторов по переменным ингрупповой предвзятости и аутгрупповой стереотипизации. Участникам исследования (103 студента, из них 79 девушек и 24 юноши в возрасте от 17 до 22 лет, М = 19,29, SD = 0,77) предъявлялись стимульный текст, содержавший информацию об искусственных социальных группах, а также бланковые методики, направленные на измерение предвзятости, стереотипизации и когнитивных стилей. Обнаружено, что полезависимость, ригидность, импульсивность и когнитивная простота вносят вклад в стереотипизацию Другого (р < 0,08 ÷ 0,001), однако не «участвуют» в формировании ингрупповой предвзятости. Показано, что при росте поленезависимости и гибкого познавательного контроля стереотипизация снижается быстрее, если информация о социальных группах малозначима для субъекта (р < 0,07 ÷ 0,05). Полученные факты свидетельствуют о том, что стереотипизация имеет, скорее, когнитивную, а предвзятость, предположительно, мотивационную обусловленность. Финансирование
Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 16-16-59006. Благодарности
Автор благодарит за помощь в сборе данных для исследования исполнителей проекта В.А. Гасимову и Г.В. Ковалеву. Литература
Статьи по теме
Межкультурная коммуникация, Психологическая диагностика | Галушко В.Г. Стереотипы и стереотипизация как проблема этнокультурных исследований Психология развития, Социальная психология | Двойнин А.М. Психология личности, Социальная психология | Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Цацулин Т.О. |
© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ |