Оценка культуры предпринимательского университета с помощью модели Р. Гоффи и Г. Джонса «Куб двойное С»

717

Аннотация

В работе исследуется возможность оценки организационной культуры предпринимательского университета с помощью модели Р. Гоффи и Г. Джонса «Куб двойное С». Выборка респондентов состояла из 50 штатных преподавателей факультетов менеджмента и экономики Нижегородского кампуса НИУ ВШЭ; из них 31 женщина и 19 мужчин; 5 профессоров, 27 доцентов и 18 старших преподавателей. Диагностика типа организационной культуры проводилась с помощью опросника Р. Гоффи и Г. Джонса, изучение сопротивления проводимым в вузе изменениям — с помощью авторского опросника. В исследовании выявлено, что Нижегородский кампус НИУ ВШЭ имеет общинный тип культуры, что соответствует требованиям предпринимательского университета; одной из психологических причин сопротивления преподавателей проводимым в организации изменениям является их несоответствие академическим ценностям; слабая организационная культура кампуса вызывает сопротивление проводимым организационным изменениям. Исследование показало, что модель организационной культуры «Куб двойное С» является адекватным инструментом оценки культуры предпринимательского университета.

Общая информация

Ключевые слова: предпринимательский университет, организационная культура, модель «Куб двойное С», сопротивление организационным изменениям

Рубрика издания: Эмпирические исследования

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2017080202

Финансирование. Работа выполнена при поддержке Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ», проект № 14-01-0139.

Для цитаты: Мкртычян Г.А., Исаева О.М. Оценка культуры предпринимательского университета с помощью модели Р. Гоффи и Г. Джонса «Куб двойное С» // Социальная психология и общество. 2017. Том 8. № 2. С. 21–34. DOI: 10.17759/sps.2017080202

Литература

  1. Барнетт Р. Осмысление университета // Alma mater. 2008. № 6. С. 46—56.
  2. Богдан Н.Н., Парфенова И.Ю. Организационная культура вуза в условиях реформ // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 6. С. 23—30
  3. Волков А.Е., Кузьминов Я.И., Реморенко И.М., Рудник Б. Л., Фрумин И.Д., Якобсон Л.И. Модель системы образования России в перспективе до 2020 года: поворот к экономике, основанной на знаниях // Высшее образование сегодня. 2008. № 5. С. 4—9.
  4. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты — предприятия — государство. Инновации в действии. Томск: Изд-во Томского гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010. 238 с.
  5. Камерон К.С., Куин Р.Э. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб.: Питер, 2001. 320 с.
  6. Каррье Г. Культурные модели университета // Alma mater. 1996. № 3. С. 15—24.
  7. Кларк Б.Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. 240 с.
  8. Кларк Б. Р. Поддержание изменений в университетах. Преемственность кейс- стади и концепций. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. 312 с.
  9. Макаркин Н.П., Томилин О.Б., Бритов А.Б. Роль организационной культуры в эффективном менеджменте высшего учебного заведения // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 5—6. С. 152—161.
  10. Мкртычян Г.А., Исаева О.М. Причины сопротивления персонала организационным изменениям: взгляд менеджеров как агентов перемен // Организационная психология. 2015. № 1. С. 22—33.
  11. Мкртычян Г.А., Петрова О.В. Проблемы диагностики организационной культуры инновационного университета // Вестник Нижегородского университета им Н.И. Лобачевского. 2012. № 6—1. С. 22—27.
  12. Петрова О.В. Компаративный метод диагностики организационной культуры инновационного университета: Автореф. дисс. … канд. социол. наук. Нижний Новгород, 2013. 29 с.
  13. Похолков Ю.П., Пушных В.А., Митрофанова М.В. Корпоративная культура российских технических университетов // Alma mater. 2011. № 9. С. 66—71.
  14. Филиппов В. М. Многомерные социальные измерения университетов классического типа // Высшее образование сегодня. 2009. № 8. С. 4—7.
  15. Ханевич А.П. Организационная культура высшего учебного заведения в современной России: Автореф. дисс. … канд. социол. наук. Ставрополь, 2009. 29 с.
  16. Goffee R., Jones G. The Character of Corporation: How Jour Company`s Culture Can Make or Break Your Business. 2nd Edition, London: Profile Books, 2003. 256 p.
  17. O’Shea R., Allen T., Morse K., O’Gorman C., & Roche, F. Delineating the anatomy of an entrepreneurial university: The Massachusetts Institute of Technology experience // R and D Management. Vol. 37(1). P. 1—16.
  18. Rinne R., Koivula J. The Changing Place of the University and a Clash of Values The Entrepreneurial University in the European Knowledge Society. A Review of the Literature // Higher education management and policy. Vol. 17. № 3. P. 91—125.

Информация об авторах

Мкртычян Герасим Амирович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой организационной психологии, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Нижний Новгород, Россия, e-mail: gmkrtychyan@hse.ru

Исаева Оксана Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры организационной психологии, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ), Нижний Новгород, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0926-5182, e-mail: oisaeva@hse.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2055
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 717
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 4