Город как фабрика страха и риска: детский взгляд на городское пространство

1505

Аннотация

Представляемое исследование является продолжением изучения восприятия городских пространств, которые маркируются горожанами как страшные или опасные, на детской выборке. Исследование опирается на теорию фреймов И. Гофмана, используется понятие гетеротопии М. Фуко. Проводится сравнение результатов идентификации страшных мест в городе детьми и взрослыми для определения основных тенденций детского восприятия опасных и страшных городских пространств. Ключевым методом данного качественного исследования является фокусированное неструктурированное интервью (85 интервью о страшных местах города у горожан от 7 до 11 лет, а именно у 41 мальчика и 44 девочек, преимущественно младших школьников). Представляемое исследование доказывает, что младшие школьники и младшие подростки в сравнении со взрослыми горожанами обладают базовой социальной компетентностью при идентификации опасных и страшных мест города, однако их интерпретативная матрица для определения «страшных мест» построена иррационально и нерефлексивно. Наиболее существенные отличия между взрослыми горожанами и детьми в том, как определяется Другой в городе, оцениваемый как опасный или страшный Другой.

Общая информация

Ключевые слова: город, страх, риски , гетеротопии, младшие школьники

Рубрика издания: Эмпирические исследования

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2017080209

Для цитаты: Радина Н.К. Город как фабрика страха и риска: детский взгляд на городское пространство // Социальная психология и общество. 2017. Том 8. № 2. С. 131–145. DOI: 10.17759/sps.2017080209

Литература

  1. Абрамова Ю.Г. Психология среды: истоки и направления // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 130—136.
  2. Воробьева И.В., Кружкова О.В. Психология городской среды. Екатеринбург: Издательство Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2012. 244 с.
  3. Глазков К.П. Экскурсия по городу: ментальные карты как инструмент изучения образа города // Мониторинг общественного мнения. 2013. № 5 (117). С. 136—151.
  4. Глазков К., Сивак Е. Повседневная мобильность школьников: расширение пространства взросления // Материалы международного симпозиума «Л.С. Выготский и современное детство». Москва, 2016.
  5. Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта. М.: Институт социологии РАН, 2003. 752 с.
  6. Гофман И. Ритуал взаимодействия: Очерки поведения лицом к лицу. М.: Прогресс, 2009. 300 с.
  7. Деткова Н.Ю. Малый провинциальный город как текст культуры // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 18 (156). Философия. Социология. Культурология. Выпуск 12. С. 63—69.
  8. Дробышева Т.В., Журавлев А.Л. Город как объект социально-психологического исследования // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2016. Том 1. № 1. С. 196—214.
  9. Жигальцова Т.В. Жертвенные гетеротопии провинциального города // Урбанистика. 2016. № 4. С.73—80.
  10. Заборова Е.Н., Исламова А.Ф. Город как социальное пространство // Социологические исследования. 2013. № 2. С. 97—101.
  11. Котляр И.А., Соколова М.В. Площадка приключений как пример реализации права ребенка на игру [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т. 6. № 2. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Kotlyar_Sokolova. phtml (дата обращения: 27.02.2017)
  12. Линч К. Образ города. М.: Стройиздат, 1982. 328 с.
  13. Микляева А.В., Румянцева П.В. Городская среда как пространство семейного бытия (взгляд петербургских подростков) // Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. Выпуск 2. СПб.: Издательство АНО «ИПП», 2008. C. 70—74.
  14. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб.: Питер, 2000. 336 с.
  15. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 6-е изд. СПб.: Питер, 2015. 304 с.
  16. Пряжникова Е.Ю., Голубь О.В. Роль восприятия городской среды в адаптации подростков [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. № 4. URL: http://psyedu.ru/journal/2012/4/3222.phtml [дата обращения 28.02.2017].
  17. Радина Н.К. Социальная психология городского образа жизни: город страха // Социальная психология и общество. 2012. № 1. С. 126—141.
  18. Радина Н.К. Прикладная герменевтика социального пространства: фрейм, идентичность, автобиография // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2014. № 4. С. 126—139.
  19. Рочева А.Л. Варшавер Е.А., Иванова Н.С. Детские площадки как пространства интеграции Мигрантов // Материалы международного симпозиума «Л.С. Выготский и современное детство». Москва, 2016.
  20. Руденко Н. Гетеротопия как переописание: музейные экспонаты, сети и практики // Социология власти. 20015. Т. 27. № 1. С. 181—195.
  21. Смирнова Е.О., Котляр И.А., Соколова М.В., Шеина Е.Г. Детская игровая площадка в контексте культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 3. С. 269—279.
  22. Фуко М. Интеллектуалы и власть: избранные политические статьи, выступления и интервью. Ч. 3. М.: Праксис, 2006. 320 с.
  23. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: A-cad, 1994. 405 с.
  24. Шестакова Э.Г. Гетеротопия — рабочее понятие современной гуманитаристики: литературоведческий аспект // Критика и семиотика. 2014. № 1. C. 58—72.
  25. Штейнбах Х.Э., Еленский В.И. Психология жизненного пространства (для психологов, архитекторов и дизайнеров). СПб.: Речь, 2004. 179 с.
  26. Heterotopia and the City: Public Space in a Post-civil Society. / Ed. Michiel Dehaene, Lieven De Cauter. London, 2008. 345 p.

Информация об авторах

Радина Надежда Константиновна, доктор политических наук, профессор, кандидат психологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (ФГАОУ ВО ННГУ), Нижний Новгород, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8336-1044, e-mail: rasv@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2553
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 1505
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 5