Основные причины конфликтов между подростками в поликультурном классе и их профилактика

1246

Аннотация

В статье, на основе теоретического анализа, рассматривается конфликтное взаимодействие в подростковой среде, преимущественно в контексте межкультурного взаимодействия. Описана взаимосвязь между конфликтностью в подростковой среде и прохождением подросткового кризиса, а также произведено соотнесение конфликтности с иными возрастными особенностями. Отдельный акцент сделан на межгрупповых конфликтах. Обсуждается дополнительная специфика конфликтов в классах со смешанным культурным составом. Проведен анализ специфики конфликтного взаимодействия в связи с измерениями культур по Г. Хофстеде (индивидуализмом-коллективизмом, дистанцией власти, маскулинностью-феминностью и избеганием неопределенности). Делается вывод о большей остроте потенциальных противоречий, если в классе есть подростки, принадлежащие к значительно различающимся культурам. Показана роль смеховой культуры как проявления антиповедения в игровой форме, для профилактики и коррекции конфликтов в подростковой поликультурной среде.

Общая информация

Ключевые слова: конфликт, подростки, подростковый кризис, поликультурный класс, измерения культуры

Рубрика издания: Прикладные исследования и практика

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2017080309

Для цитаты: Хухлаева О.В. Основные причины конфликтов между подростками в поликультурном классе и их профилактика // Социальная психология и общество. 2017. Том 8. № 3. С. 115–124. DOI: 10.17759/sps.2017080309

Фрагмент статьи

Взаимодействие людей в конфликте достаточно хорошо и многоаспектно изучено во всех социальных науках. Однако само понятие конфликт в организации, внутрисемейный конфликт, конфликт поколений и т. п. В большинстве работ доминируют прикладные задачи: предупреждение конфликтов, разрешение конфликтов, виды стрессов при конфликтах. Поэтому делается акцент на эмпирических исследованиях, а не на теоретических разработках. Это безусловно важно, однако есть вопросы, на которые без теоретического осмысления ответить достаточно трудно.

Литература

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2013. 512 c.
  2. Балан В.П., Новосельцев В.И., Душкин А.В., Сумин В.И. Конфликтология: учеб. пособие для вузов. М.: РиС, 2015. 342 c.
  3. Белик А.А., Александрова Е.А. Понятие self как форма изучения идентичности // Белик А.А. Историко-теоретические проблемы психологической антропологии. М., 2005. С. 375—396.
  4. Вершок А. Б., Первушина ИМ. Потеря субъектности как внутренний симптом психологических проблем, связанных с отношениями // Современные проблемы психологического консультирования и психотерапии / Под ред. Е.Н. Протасова. М., 2010. С. 5—8.
  5. Гребенкин Е.В. Школьная конфликтология для педагогов и родителей. Ростов н/Д: Феникс, 2013. 171 c.
  6. Гришина Н.В. Психология конфликта. Спб.: Питер, 2003. 464с.
  7. Дмитриев А.В. Конфликтология: учебник. М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. 336 c.
  8. Зеленков М.Ю. Конфликтология: учебник. М.: Дашков и К, 2013. 324 c.
  9. Кривцова А.С. Содержание и психологические особенности профессиональной деятельности практического психолога // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2008. № 2 (58). С. 137—145.
  10. Любитов И.Е. Особенности рассмотрения феномена новых религиозных движений в социально-психологических исследованиях // Евразийское Научное Объединение. 2015. Т. 2. № 2 (2). С. 229—232.
  11. Обухов А.С., Вачков И.В., Мякишева Н.М., Ткаченко Н.В., Федосеева А.М., Швецова М.Н. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: учебник и практикум. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс. М.: Юрайт, 2015. 422 с.
  12. Смех — истоки и функции / Под ред. А.Г. Козинцева. Спб.: Наука, 2002. 211 с.
  13. Тринадис Г. Культура и социальное поведение. М.: Форум, 2007. 384с.
  14. Шарков Ф.И., Сперанский В.И. Общая конфликтология: учебник для бакалавров. М.: Дашков и К, 2015. 240 c.
  15. Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 344 с.
  16. Berkowitz L. Aggression: its causes, consequences, and control. N.Y.: McGraw-Hill, 1993. 280 с.
  17. Culbertson F.M., Spielberger C.D. Relations of anger expression to depression and blood pressure in high school students. Stress and emotion: Anxiety, anger, and curiosity // Hemisphere/Taylor & Francis. 1996. Vol. 16. Chap. 11. Р. 193—202.
  18. De Moja C.A., Spielberger C.D. Anger and drug addiction // Psychological Reports. 1997. № 81. Р. 152—154.
  19. Hofstede G., Hofstede G.Y., Minkov M. Cultures and Organizations: Software of the Mind. Revised and expanded 3rd Edition. N.Y.: McGraw-Hill USA, 2010. 587 с.

Информация об авторах

Хухлаева Ольга Владимировна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования,факультет социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8782-7742, e-mail: ovc54@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2906
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 1246
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 6