Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 88Рубрики 51Авторы 7486Ключевые слова 17909 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/sps

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психосоциальное развитие высокостатусных, среднестатусных и низкостатусных военнослужащих срочной службы 180

Ильин В.А., доктор психологических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва, Россия, va0405@mail.ru
Свирин Д.В., старший преподаватель кафедры социальной педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва, Россия, metrodor.moscow@yandex.ru

Аннотация

В статье представлены результаты и их интерпретационный анализ исследования взаимосвязи статусно-ролевой позиции индивида в неформальной интрагрупповой структуре закрытых сообществ и особенностей его психосоциального развития (на примере армейских подразделений, укомплектованных военнослужащими срочной службы). Исследование разработано и реализовано на базе психосоциальной теории развития. Его эмпирической базой послужили армейские подразделения повышенной режимности — т. е. являющиеся реально закрытыми сообществами. Всего в исследовании приняли участие 13 такого рода групп. В каждой из них, по результатам социометрической, референтометрической процедур и методического приема определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе, с использованием разработанного М.Ю. Кондратьевым алгоритма, вычислялся интегральный статус членов группы в структуре межличностных отношений. Параллельно, с использованием методики «Дифференциал психосоциального развития», выявлялись особенности психосоциальной идентичности респондентов. На основе анализа полученных данных показано, что уровень психосоциального развития высокостатусных членов закрытых сообществ существенно ниже, чем среднестатусных и низкостатусных. С использованием психосоциальной теории развития как базового интерпретационного ключа представлена развернутая объяснительная схема данной феноменологии.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В современных условиях вопросы обеспечения национальной безопасности являются одним из ведущих приоритетов государственной политики. При этом одной из ключевых, в данном контексте, задач выступает поддержание высокого уровня боеготовности вооруженных сил минимально затратными — как в экономическом, так и в социальном планах — средствами.

Литература
  1. Ерасова Н.Ю. Становление профессиональной идентичности индивида в контексте психосоциального подхода к проблеме развития // Психологическая наука и образование. 2007. № 5. С. 111—118.
  2. Ильин В.А. Психосоциальная теория как полидисциплинарный подход к анализу социальных процессов в современном обществе: дисс. … д-ра психол. наук. М., 2009. 392 с.
  3. Ильин В.А. Теория и практика психосоциального развития: личность, группа, общество. M.: Издательство РГСУ, 2016. 287 с.
  4. Кондратьев М.Ю., Кондратьев Ю.М. Психология отношений межличностной значимости. М.: ПЕР СЭ, 2006. 272 с.
  5. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. СПб.: Питер, 2005. 304 с.
  6. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. Воронеж: МОДЭК, 1997. 336 с.
  7. Минакова Е.А. Психологические особенности интеграции старшеклассников- мигрантов в условиях современного мегаполиса: дисс. … канд. психол. наук. М., 2008. 159 с.
  8. Минакова Е.А. Влияние этнокультурной специфики образовательного учреждения на процесс формирования эго-идентичности школьников // Психологическая наука и образование. 2007. № 5. С. 17—27.
  9. Сипягин Д.В. Влияние психосоциальной идентичности личности на статусно- ролевую позицию индивида в группе: дисс. … канд. психол. наук. М., 2007. 216 с.
  10. Сипягин Д.В. Возможности и перспективы использования психосоциального подхода к проблеме развития в условиях средней школы // Психологическая наука и образование. 2007. № 2. С. 25—32.
  11. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 344 с.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика