Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 88Рубрики 51Авторы 7526Ключевые слова 18084 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/sps

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Дезинформация в социальных сетях: состояние и перспективы психологических исследований 67

Михеев Е.А., соискатель, Лаборатория социальной и экономической психологии, Институт психологии РАН, Москва, Россия, mih-news@mail.ru
Нестик Т.А., кандидат философских наук, старший научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН., Москва, Россия

Аннотация

В статье рассматривается проблема психологических механизмов дезин- формации (процесса манипулирования информацией), в частности, развивае- мое в социальной психологии направление, связанное с психологическими мани- пуляциями в социальных сетях и Интернет-СМИ. Обращается внимание на психологические эффекты нормативного влияния, межличностной аттракции на основании воспринимаемого сходства, создания однородных сообществ и групповой поляризиции («эхо-камеры»), формирование негативных коллектив- ных эмоциональных состояний. Теоретические рассуждения подкрепляются ре- зультатами отечественных и зарубежных исследований в области психологии, социологи, политологии, PR и маркетинга. Рассматриваются способы противо- действия распространению ложной информации в сетевых сообществах. От- мечается необходимость изучения взаимосвязи отношения к дезинформации и индивидуально-психологических, социально-психологических характеристик личности, доверия, тревожности, ценностных ориентаций, социальной иден- тичности, предположительно влияющих на уровень защищенности личности от негативного информационно-психологического воздействия.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М.: Изд-во РАГС, 1998. 125 с.
  2. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М.: Эксмо, 2003. 112 с.
  3. Долгов М.И. Классификация информационно-психологических воздействий и оценка степени их угроз для общественного сознания // Общество: политика, экономика, право. Краснодар: ХОРС, 2016. С. 47—52.
  4. Доронин А.И. Дезинформация, или Война в королевстве кривых зеркал. М., 2001. 23 с.
  5. Емельянова Т.П.. Феномен коллективных чувств в психологии больших социальных групп [Электронный ресурс] // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2016. Т. 1. № 1. С. 3—22. URL: http://soc-econom-psychology.ru/engine/documents/document195.pdf (дата обращения: 08.02.2018).
  6. Каландаров К.Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов. М.: Гум. центр «Монолит», 1998. 80 с.
  7. Ковалева Ю.В., Соснин В.А.  Психоисторическое  противостояние  Запада  и  России в XXI веке: социокультурные и социально-психологические детерминанты [Электронный ресурс] // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017. Т. 2. № 1. С. 119—142. URL: http://soc-econom-psychology.ru/engine/documents/document317.pdf  (дата  обращения: 08.02.2018).
  8. Красников М.А.Регулятивнаяфункциядезинформациивпроцессемежличностного общения: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М.: ИП РАН, 2006. 24 с.
  9. Манойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях: монография. М.: МИФИ, 2003. 388 с.
  10. Нестик Т.А. Отношение к будущему в российских управленческих командах: лидерское видение и корпоративный форсайт // Экономические стратегии. 2014. № 2. С. 134—141.
  11. Рюмшина Л.И. Манипуляции в СМИ как следствие «разорванной коммуникации» // Информационная и психологическая безопасность в СМИ. Т. 2. М.: Аспект-Пресс, 2008. С. 226—234.
  12. Тарабрина Н.В., Журавлев А.Л. Психологическая безопасность: на пути к комплексным, междисциплинарным исследованиям // Проблемы психологической безопасности / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Н.В. Тарабрина. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 5—21.
  13. Шляховая Е.В. Социально-психологические факторы медиадоверия // Доверие и недоверие в условиях развития гражданского общества / Отв. ред. А.Б. Купрейченко, И.В. Мерсиянова. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013. С. 485—508.
  14. Штроо В.А. Исследованиегрупповыхзащитныхмеханизмов// Психологический журнал. 2001. № 1. С. 5—15.
  15. Aiello L. M., Barrat A., Schifanella R., Cattuto C., Markines B., Menczer F. Friendship prediction and homophily in social media [Электронный ресурс] // ACM Transactions on the Web (TWEB). 2012. № 9. P. 1—40. doi: 10.1145/2180861.2180866. URL: https:// hal.archives-ouvertes.fr/hal-00718085/document   (дата   обращения: 08.02.2018).
  16. Allied Joint Doctrine for Psychological Operations. AJP-3.10.1. September, 2014 [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/450521/20150223-AJP_3_10_1_PSYOPS_with_UK_ Green_pages.pdf.  (дата  обращения: 14.01.2018).
  17. Bessi A. Personality traits and echo chambers on Facebook [Электронный ресурс]// Computers in Human Behavior. 2016. Vol. 65. P. 319—324. doi: 10.1016/j.chb.2016.08.016. URL: https://dl.acm.org/citation.cfm?id=3043234 (дата обращения: 14.01.2018).
  18. Bessi A., Petroni F., Del Vicario M. et al. Viral misinformation: The role of homophily and polarization // Proceedings of the 24th International Conference on World Wide Web Companion. 18 May 2015. P. 355—356.
  19. Bode L., Vraga E.K. In Related News, That Was Wrong: The Correction of Misinformation Through Related Stories Functionality in Social Media // Journal of Communication. 2015. Vol. 65. P. 619—638. doi: 10.1111/jcom.12166.
  20. Cialdini R.B. Influence: Science and Practice. 4th edition. 2001. P. 164—165 [Электронный ресурс]. URL: https://www.influenceatwork.com/wp-content/uploads/2012/02/Influence_SP.pdf  (дата  обращения:  08.02.2018).
  21. Del Vicario M., Bessi A., Zollo F., et al. The spreading of misinformation online [Электронный ресурс]// Proceedings of the National Academy of Sciences. 2016. Vol. 113. № 3. P. 554—559. doi: 10.1073/pnas.1517441113. URL: http://www.pnas.org/content/113/3/554 (дата обращения: 16.04.2018).
  22. Ecker U.K.H., Lewandowsky S., Fenton O., Kelsey K. Do people keep believing because they want to? Preexisting attitudes and the continued influence of misinformation // Memory & Cognition. 2014. Vol. 42. P. 292—304. doi: 10.3758/s13421-013-0358-x.
  23. Edelman D.J. Edelman Trust Barometer Executive Summary [Электронный ресурс]. 2015. P. 5—6. URL: https://ru.scribd.com/doc/252750985/2015-Edelman-Trust-Barometer-Executive-Summary (дата обращения: 16.04.2018).
  24. Frenda S.J., Nichols R.M., Loftus E.F. Current Issues and Advances in Misinformation Research // Current Directions in Psychological Science. 2011. Vol. 20. № 1. P. 20—23.
  25. Harkins G.S., Szymanski K. Social Loafing and Self-Evaluation with a  social  standard [Электронный ресурс] // Journal of Personality and social psychology. 1987. Vol. 24. P. 354—365. doi: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/002210318890025X. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/65c6/162ff35fc61ea7b59945858f1235e80cdbc3.pdf (дата обращения: 14.01.2018).
  26. How does misinformation spread online? [Электронный ресурс] // World Economic Forum. 2016. 21 Apr. 2016. URL: https://www.weforum.org/agenda/2016/01/q-a-walter-quattrociocchi-digital-wildfires/  (дата  обращения:  14.01.2018).
  27. Howell L. Digital wildfires in a hyperconnected world // WEF Report 2013. World Economic Forum. Eight editions. 2013. 25 p.
  28. Johnson M.K., Kounios J., Reeder J.A. Time-course studies of reality monitoring and recognition // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. 1994. Vol. 20. P. 1409—1419.
  29. Kosinski M., Youyou W., Stillwell D. Computer-based personality judgments are  more accurate than those made by humans [Электронный ресурс] // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2015. Vol. 112. № 4. P.1036—1040. doi: 10.1073/PNAS.1418680112. URL: http://www.pnas.org/content/112/4/1036.full (дата обращения: 14.01.2018).
  30. Malbon, J. Taking fake online consumer reviews seriously [Электронный ресурс] // Journal of Consumer Policy. 2013. Vol. 36. № 2. P. 139—157. doi: 10.1007/s10603-012-9216- 7 URL: http://www.pnas.org/content/112/4/1036.full (дата обращения: 16.04.2018).
  31. Metzger M. J. Making sense of credibility on the Web: Models for evaluating online information and recommendations for future research [Электронный ресурс] // Journal of the American Society of Information Science and Technology. 2007. № 58. P. 2078— 2091. doi: 10.1002/asi.20672. URL: http://onlinelibrary.wiley.com/wol1/doi/10.1002/asi.20672/full (дата обращения: 08.02.2018)
  32. Mocanu D, Rossi L, Zhang Q, Karsai M, Quattrociocchi W Collective attention in the age of (mis) information [Электронный ресурс] // Computers in Human Behavior. 2014. Vol. 1. P. 1198—1204. doi: 10.1016/j.chb.2015.01.024. URL: https://www.researchgate.net/publication/260800679_Collective_attention_in_the_age_of_misinformation (дата обращения: 16.04.2018).
  33. Porter S., Birt A.R., & Yuille J.C. Negotiating false memories: Interviewer and rememberer characteristics relate to memory distortion // Psychological Science. 2000. Vol. 11. P. 507—510.
  34. Weedon J., Nuland W., Stamos A. Information Operations and Facebook [Электронный ресурс]. 2017. Version 1.0 edition. 13 p. URL: https://ru.scribd.com/document/346741164/Facebook-and-Information-Operations-v1  (дата  обращения: 16.04.2018)
  35. Wooten D.В., & Reed A. Informational influence and the ambiguity of product experience: Order effects on the weighting of evidence [Электронный ресурс] // Journal of Consumer Research. 1998. Vol. 7. P. 79—99. doi: 10.1207/s15327663jcp0701_04. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1057740898703651   (дата   обращения:  16.04.2018)
  36. Zollo F., Novak P.K., Del Vicario M., Bessi A., Mozetič I., Scala A., et al. Emotional Dynamics in the Age of Misinformation [Электронный ресурс]// PLoS ONE. 2015. P. 1—22. Vol. 10 (9). doi:10.1371/journal.pone.0138740. URL:  http://journals.plos.org/plosone/article/file?id=10.1371/journal.pone.0138740&type=printable   (дата   обращения:  16.04.2018)
  37. Zhang J., Carpenter D., Ko M. Online astroturfing: A theoretical perspective [Электронный ресурс] // Proceedings of the Nineteenth Americas Conference on Information Systems (Chicago, Illinois, August 15—17, 2013). 2013. Vol. 4. P. 2559—2565. URL: https://www.researchgate.net/profile/Darrell_Carpenter/publication/286729041 (дата обращения: 08.02.2018).
  38. Zhang X., Ko M., Carpenter D. Development of a scale to measure skepticism toward electronic word-of-mouth [Электронный ресурс] // Computers in Human Behavior. 2016. Vol. 56. P. 198—208. doi: 10.1016/j.jbusres.2008.10.023. URL: http://dx.doi.org/10.1016/j.chb.2015.11.042 (дата обращения: 08.02.2018).
  39. Zhu B., Chen C., Loftus E.F., Lin C., He Q., Chen C., et al. Individual differences in false memory from misinformation: Personality characteristics and their interactions with cognitive abilities [Электронный ресурс]// Personality and Individual Differences. 2010. Vol. 48. P. 889—894. doi: 10.1080/09658211.2010.487051. URL: http://www.academia.edu/10868808/Individual_differences_in_false_memory_from_misinformation_Personality_characteristics_and_their_interactions_with_cognitive_abilities (дата обращения: 16.04.2018).
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика