Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 89Рубрики 51Авторы 7730Ключевые слова 18767 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/sps

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Динамика развития субъектности студентов и учебных групп на различных этапах обучения в вузе 128

Яроцкая А.С., аспирант кафедры социальной психологии, Таврическая академия (Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»), Симферополь, Россия, a.s.yarockaya@gmail.com

Аннотация

Статья посвящена проблеме развития субъектности будущих специалистов в вузе. Учебная студенческая группа исследуется в качестве среды для развития субъектности студентов и общности, обладающей собственным субъектным потенциалом. В качестве сущностных характеристик субъектности малой учебной студенческой группы исследуются: уровень развития групповой субъектности, взаимосвязанность — взаимозависимость членов группы, способность группового субъекта проявлять различные формы совместной активности и способность малой студенческой группы выступать субъектом саморефлексии. На выборке из 24 учебных студенческих групп (N = 364 студента очного отделения, возраст от 17 до 25 лет) выявлены средние и процентные показатели уровня развития субъектности студентов на различных курсах обучения. Исследование взаимосвязи уровня развития субъектности студентов и субъектных характеристик малых учебных групп, уровня развития групповой субъектности позволило выявить и описать качественные особенности, динамику развития субъектности учебных групп и будущих специалистов в ходе шестилетнего обучения.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Анцыферова Л.И. Психологическое содержание феномена субъекта и границы субъектно-деятельностного подхода // Проблема субъекта в психологической науке / Отв. ред. A.B. Брушлинский и др. М.: Изд-во «Академический проект», 2000. С. 27—42.
  2. Акопов Г.В. Социальная психология образования. М.: Московский психолого- социальный институт; Флинта, 2000. 296 с.
  3. Акопов Г.В., Варфоломеева Т.П., Чернышова Е.Л. Социальная психология образования // Самарский научный вестник. 2013. № 4(5). С. 9—11.
  4. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. М.: Агентство стратегических инициатив; Бизнес-школа «Сколково», 2014. URL: http://atlas100.ru/future/ (дата обращения: 25.05.2017).
  5. Брушлинский A.B. Психология субъекта. СПб.: Алетейя, 2003. 268 с.
  6. Булкина Н.А. Требования к современному специалисту: компетенции, критерии, показатели // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2011. № 3. С. 107—109.
  7. Бухарина А.Ю. Управление талантами: чему учить сотрудников сегодня, чтобы выжить завтра // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 1. С. 144—162. doi:10.17759/sps.2017080109
  8. Варчев А.Э. Социально-психологические особенности современной студенческой учебной группы: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2003. 21 с.
  9. Гайдар K.M. Социально-психологическая диагностика группового субъекта: учеб.-мет. пособие для вузов. Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2012. 70 с.
  10. Гайдар К.М. Социально-психологическая концепция группового субъекта. Воронеж. Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2013. 396 с.
  11. Елизаров С.Г.Мотивационно-ценностнаявключенностьучебныхгруппвусловиях разных типов социальных систем // Вестник университета (Государственный университет управления). Серия: Социология и управление персоналом. М.: ГУУ, 2008. № 1 (39). С. 49—52.
  12. Журавлев А.Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы // Психологический журнал. 2009. № 30(5). С. 72—80.
  13. Кондратьев М.Ю., Кондратьев Ю.М. Психология отношений межличностной значимости. М.: ПЭР СЭ, 2006. 272 с.
  14. Кондратьев Ю.М., Сачкова М.Е. Специфика отношений межличностной значимости в студенческой группе на разных этапах обучения [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2011. № 1. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n1/39945.shtml  (дата  обращения:  04.06.2016).
  15. Крушельницкая О.Б., Киселёв А.В. Интрагрупповое структурирование учебных групп в образовательных учреждениях разного типа // Социальная психология и общество. 2011. № 3. С. 65—85.
  16. Крушельницкая О.Б., Орлов В.А., Сачкова М.Е. Социальная психология образования как отрасль научного знания [Электронный ресурс] // Психолого- педагогические исследования. 2013. № 2. С. 1—14. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n2/61292.shtml  (дата  обращения:  02.07.2017).
  17. Лунев Ю.А.Методикисоциально-психологическогоисследованиямежгруппового взаимодействия в учебных организациях // Методики социально-психологического исследования личности и малых групп / Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Журавлева. М.: Институт психологии РАН, 1995. С. 138—153.
  18. Петровский А.В. Теория деятельностного опосредствования межличностных отношений и традиционная психология малых групп в их принципиальных различиях // Психологическая теория коллектива / Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. С. 197—218.
  19. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512 с.
  20. Психология субъекта и психология человеческого бытия: монография / Под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2010. 372 с.
  21. Сачкова М.Е. Актуальный подход к исследованию статусных отношений в ученических группах в рамках научной школы факультета социальной психологии МГППУ // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 1. С. 59—71. doi:10.17759/sps.2016070105
  22. Сергиенко Е.А. Критерии становления субъекта // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25—28 июня 2003 года: в 8 т. Т. 7. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. С. 127—131.
  23. Сидоренков А.В., Коваль Е.С. Взаимосвязь групповых феноменов и социально- психологической адаптации работников в организации // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 1. С. 34—45.
  24. Сидоренков А.В., Мондрус А.Л. Подходы к пониманию сплоченности малой группы // Северо-Кавказский психологический вестник. 2007. № 5/1. С. 45—53.
  25. Сидоренков А.В. Малые группы и неформальные подгруппы: микрогрупповая теория: монография. Ростов н/Д: ЮФУ, 2010. 272 с.
  26. Трикшина Н.С. Социально-психологические особенности идентичности индивида в малой группе и неформальной подгруппе: автореф. дисс. … канд. психол. наук. Ростов-н/Д, 2010. 21 с.
  27. Уманский Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива // Коллектив и личность / Ред. Е.В. Шорохова, К.К. Платонов, О.И. Зотова, Н.В. Кучевская. М.: Наука, 1975. С. 77—87.
  28. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. М.: Институт стратегических исследований в образовании РАО. URL: http://fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1 (дата обращения: 28.06.2017).
  29. Чернышев A.C. Социально-психологические условия становления субъектности малых групп: теоретико-экспериментальный подход к исследованию // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 2. С. 35—44.
  30. Чернышова Е.А. Взаимосвязь особенностей систем личностных конструктов студентов и их статусной позиции в учебных группах // Социальная психология и общество. 2012. № 1. С. 59—72.
  31. Шкерина Л.В., Шашкина М.Б., Багачук А.В. Критериальная модель и уровни сформированности компетенций студентов-будущих бакалавров в формате ФГОС ВПО // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 8. С. 93—99.
  32. Щукина М.А. Особенности развития субъектности личности в подростковом возрасте: дис. ... канд. психол. наук. Тюмень, 2004. 168 с.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика