Теоретические основы и методические подходы к изучению феномена «ценность внешнего облика»

1306

Аннотация

В статье приводится ряд теоретических положений, лежащих в основе разработки многофакторной эмпирической модели изучения отношения к внешнему облику. В ней утверждается, что в центре этой модели должен стоять такой феномен, как ценность внешнего облика. В статье отмечается, что введение понятия «ценность внешнего облика» не только отвечает требованиям современной науки, но и дополняет изучение ценностной структуры личности, находящейся на различных этапах жизненного пути. В статье подчеркивается, что методология изучения ценности внешнего облика предполагает не только определение места ценности внешнего облика в иерархии системы ценностей человека, но и его изменение под влиянием социокультурных, стратификационных, социально-психологических и индивидно-личностных факторов. В ней констатируется, что интенсивность воздействия этой совокупности факторов на выраженность ценности внешнего облика обусловлена той сферой бытия человека, которая является для него приоритетной. В статье приводится набор оригинальных методик, а также модификации известных методик, диагностирующих выраженность ценностей и позволяющих определить иерархию ценностных ориентаций.

Общая информация

Ключевые слова: внешний облик, ценность, иерархия ценностей, значимость внешнего облика, эмпирическая модель, факторы

Рубрика издания: Методический инструментарий

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2018090310

Для цитаты: Лабунская В.А., Сериков Г.В. Теоретические основы и методические подходы к изучению феномена «ценность внешнего облика» // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 3. С. 91–103. DOI: 10.17759/sps.2018090310

Фрагмент статьи

Изучение ценностей и ценностных ориентаций носит междисциплинарный характер. При этом исследование ценностных ориентаций людей, находящихся на различных этапах жизненного пути, особенно молодежи, — одна из наиболее разработанных и в то же время «вечно живых» тем в современной психологии и социологии.

Литература

  1. Бойков В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян // Социологические исследования. 2004. № 7. С. 46—52.
  2. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 5. С. 38—44.
  3. Знаков В.В. Ценности как проблема психологии человеческого бытия // Психология понимания мира человека. М.: Институт психологии РАН, 2016. С. 136—146.
  4. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб: Речь, 2004. 70 с.
  5. Лабунская В.А., Дроздова И.И. Теоретико-эмпирический анализ влияния социокультурных и социально-психологических факторов на оценки и самооценки молодых людей внешнего облика // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14. № 2. С. 202—226.
  6. Лабунская В.А., Капитанова Е.В. Обеспокоенность и удовлетворенность студентов своим внешним обликом как предикторы самооценок его компонентов и характеристик // Российский психологический журнал. 2016. Т. 13. № 1. С. 167—183.
  7. Лабунская В.А., Капитанова Е.В. Самооценка и оценка внешнего облика членов студенческой группы как предикторы отношений межличностной значимости // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 1. С. 72—87. doi:10.17759/ sps.2016070106
  8. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 13—25.
  9. Мареева С.В. Динамика норм и ценностей россиян // Социологические исследования. 2013. № 7. С. 120—130.
  10. Мотков О.И. Методика изучения внешних и внутренних ценностей личности [Электронный ресурс] https://www.psychologos.ru/articles/view/metodika-izucheniya-vneshnih-i-vnutrennih-cennostey-lichnosti (дата обращения: 02.04.2018).
  11. Петров А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // Социологические исследования. 2008 № 2. С. 83—90.
  12. Плотникова Ю.С. Ценностные ориентации студентов на долголетие и особенности самосохранительного поведения // Социологические исследования. 2009. № 9. С. 143—146.
  13. Собчик Л.Н. Вербальный фрустрационный тест. СПб: Речь, 2002. 24 с.
  14. Соколов А.В., Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // Социологические исследования. 2003. № 1. С. 115— 123.
  15. Суэми В., Фернхем А. Психология красоты и привлекательности. СПб: Питер, 2009. 240 с.
  16. Татарко А.Н. Взаимосвязь базовых человеческих ценностей и электорального поведения // Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 1. С. 17—37. doi:10.17759/sps.2017080102
  17. Темницкий А.Л. Соотношение терминальных и инструментальных ориентаций на труд у работающего населения России (сравнительный анализ) // Социологический журнал. 2017. Т. 23. № 3. С. 144—162. https://www.psychologos.ru/articles/view/ metodika-izucheniya-vneshnih-i-vnutrennih-cennostey-lichnosti (дата обращения: 02.04.2018).
  18. Федотова В.А. Взаимосвязь ценностей и инновативных установок у представителей разных поколений россиян // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 2. С. 82—92. doi:10.17759/sps.2016070206
  19. Шварц Ш., Бутенко Т.П., Седова Д.С., Липатова А.С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: Применение в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 1. С. 43—70.
  20. Anderson C., John O., Keltner D., Kring A. Who Attains Social Status? Effects of Personality and Physical Attractiveness in Social Groups // Journal of Personality and Social Psychology. 2001. Vol. 81. Is. 1. Р. 116—132.
  21. Beall A. Can a New Smile Make You Look More Intelligent and Successful? // Dental Clinics of North America. 2007. Vol. 51. Is. 2. Р. 289—297. doi:10.1016/j.cden.2007.02.002
  22. Chang F.M., Jarry J.L., Kong M.A. Appearance investment mediates the association between fear of negative evaluation and dietary restraint // Body Image. 2014. Vol. 11. Is. 1. P. 72—76. doi:10.1016/j.bodyim.2013.11.002
  23. Dion K., Berscheid E., Walster E. What Is Beautiful Is Good. // Journal of Personality and Social Psychology. 1972. Vol. 24. Is. 3. P. 285—290.
  24. Schwartz S.H. An Overview of the Schwartz Theory of Basic Values. Online Readings in Psychology and Culture. 2012. 2 (1). [Электронный ресурс] https://scholarworks. gvsu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1116&context=orpc&httpsredir=1&referer (дата обращения: 12.05.2018).
  25. Shahani-Denning C. Physical Attractiveness Bias in Hiring: What Is Beautiful Is Good. Hofstra Horizons Spring. 2003. 15—18. [Электронный ресурс] http://www. hofstra.edu/pdf/orsp_shahani-denning_spring03.pdf (дата обращения: 12.05.2018).
  26. Shinners E. Effects of The “What is Beautiful is Good” Stereotype on Perceived Trustworthiness // UW-L Journal of Undergraduate Research XII. 2009. [Электронный ресурс] https://www.uwlax.edu/urc/jur-online/pdf/2009/shinners-erinpsy.pdf (дата обращения: 20.04.2018).
  27. Srivastava K. Conceptualization and Development of the Appearance Perfectionism Scale: Preliminary Evidence for Validity and Utility in a College Student Population: Thesis of BS in Psychology. Michigan, 2009.
  28. Trekels J., Eggermont S. Beauty is Good: The Appearance Culture, the Internalization of Appearance Ideals, and Dysfunctional Appearance Beliefs Among Tweens // Human Communication Research. 2017. Vol. 43. Is. 2. P. 173—192.
  29. Webb H. J., Zimmer-Gembeck M. J. A Longitudinal Study of Appearance-based Rejection Sensitivity and the Peer Appearance Culture // Journal of Applied Developmental Psychology. 2016. Vol. 43. P. 91—100.

Информация об авторах

Лабунская Вера Александровна, доктор психологических наук, Профессор кафедры социальной психологии Академии психологии и педагогики, ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет" (ФГАОУ ВО ЮФУ), Научный руководитель научно-образовательной лаборатории «Социальная психология внешнего облика» АПП ЮФУ. Заместитель председателя диссертационного совета при ЮФУ., Ростов-на-Дону, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8901-8773, e-mail: vlab@aaanet.ru

Сериков Геннадий Витальевич, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, Южный федеральный университет (ФГАОУ ВО ЮФУ), Ростов-на-Дону, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4918-2525, e-mail: gvserikov@sfedu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2122
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 21

Скачиваний

Всего: 1306
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 16