Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 89Рубрики 51Авторы 7730Ключевые слова 18767 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/sps

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Инструментарий исследования уровней и компонентов внутригрупповой аттракции в производственных группах 28

Сидоренков А.В., доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии управления и юридической психологии Академии психологии и педагогики, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия, sav@micro-cosm.ru
Шипитько О.Ю., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления и юридической психологии, Академия психологии и педагогики Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, Россия, oshipitko@sfedu.ru

Аннотация

Обозначены существующие подходы к пониманию аттракции и методики ее изучения. Выделены три уровня проявления аттракции в малой группе — межличностная, микрогрупповая и групповая аттракция, — каждый из которых включает три компонента: субъектный, коммуникативный и деятельностный. В соответствии с этой идеей были разработаны опросник межличностной аттракции и опросник групповой и микрогрупповой аттракции. Каждый из опросников включает три субшкалы для измерения соответствующих компонентов аттракции. Для оценки валидности и надежности опросников проведено исследование в 18 малых производственных группах — первичных структурных подразделениях в организациях, а также в малочисленных по составу компаниях. Общее количество респондентов составило 200 работников. По каждому опроснику осуществлен факторный анализ и произведена оценка внутренней консистентности субшкал. Показано, что опросники обладают валидностью и надежностью. Доказана целесообразность выделения в каждом опроснике трех субшкал. Сделаны основные выводы и освещены возможности использования разработанных методических инструментов в научно-исследовательских и практических целях.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Феномен аттракции вызывает заметный интерес у специалистов, которые стремятся понять его суть, условия и последствия проявления. В социальной психологии нет единого мнения о природе аттракции, под которой понимают, например, привлекательность (или воспринимаемую привлекательность) одного субъекта для другого, предпочтение одних людей другими, желание индивида взаимодействовать с некоторыми другими людьми.

Литература
  1. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во МГУ. 1987. 175 с.
  2. Грива О.В. Аттракция в дружеских отношениях: образ реального и идеального друга // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 2. С. 121—125.
  3. Карпенко Д.А. Аттракция // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалева. М.: Когито-Центр, 2015. С. 59—60.
  4. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб: Питер, 2001. 544 с.
  5. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1979. 151 с.
  6. Сердюк Н.И. Психологические основы формирования аттракции к сверстникам в подростковом возрасте // Актуальные проблемы психологического знания. 2013. № 4(29). С. 118—129.
  7. Шадричева А.И. Основные психологические детерминанты межличностной аттракции // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal). 2016. Т. 7. № 2. С. 180—183.
  8. Chattopadhyay P. Can dissimilarity lead to positive outcomes? The influence of open versus closed minds // Journal of Organizational Behavior. 2003. Vol. 24. Is. 3. P. 295— 312. doi: 10.1002/job.188
  9. Evans N.J., Jarvis P.A. The group attitude scale: A measure of attraction to group // Small Group Research. 1986. Vol. 17. Is. 2. P. 203—216.
  10. Finkel E.J. et al. When does familiarity promote versus undermine interpersonal attraction? A proposed integrative model from erstwhile adversaries // Perspectives on Psychological Science. 2015. Vol. 10. Is. 1. P. 3—19. doi: 10.1177/1745691614561682
  11. Harris L.C., O’Mallet L., Patterson M. Professional interaction: Exploring the concept of attraction // Marketing Theory. 2003. Vol. 3. Is. 1. P. 9—36. doi: 10.1177/1470593103003001002
  12. Izard C.E. Personality similarity positive effect and interpersonal attraction // Journal Abnormal Social Psychology. 1963. Vol. 66. Is. 6. P. 598—600.
  13. Rubin Z. Measurement of romantic love // Journal of Personality and Social Psychology. 1970. Vol. 16. Is. 2. P. 265—273.
  14. Wayne S., Liden R. Effects of impression management on performance ratings: a longitudinal study // Academy of Management Journal. 1995. Vol. 38. Is. 1. P. 232—260. doi: 10.2307/256734
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика