Взаимосвязи водительских навыков слушателей автошколы с их индивидуально-психологическими особенностями

528

Аннотация

Представлены экспериментальные данные изучения дорожного поведения слушателей автошкол. Проверена гипотеза, что индивидуально-психологические различия обучающихся находят отражение в управлении автомобилем. Исследование реализовано на базе учебного центра «Технопарк СибАДИ» г. Омска. Объем выборки составил 29 человек (11 девушек и 18 юношей) в возрасте от 18 лет до 21 года. Начальный уровень подготовленности участников эксперимента и условия обучения были одинаковы. Методом экспертных оценок установлено, что лица, проявляющие ориентировочный и исполнительский стили управления автомобилем, выбирают различные приемы вождения в транспортном потоке. В зависимости от характера корреляций между водительскими навыками и индивидуально-психологическими особенностями меняется проявляемый стиль вождения. Экспериментально выявлено, что в зависимости от имеющихся типологических особенностей проявления свойств нервной системы, свойств темперамента и уровня личностной тревожности начинающие водители имеют разные приоритеты в управлении автомобилем. В заключение обосновывается необходимость проведения дальнейших исследований с учетом социально-психологических переменных, которые помогут расширить представления о влиянии социальных факторов на стилистические особенности управления транспортным средством.

Общая информация

Ключевые слова: водительские навыки, индивидуально-психологические особенности, стиль вождения, дорожное движение, корреляционные связи

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2018090407

Для цитаты: Бебинов С.Е., Сальников В.А., Кривощекова О.Н. Взаимосвязи водительских навыков слушателей автошколы с их индивидуально-психологическими особенностями // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 4. С. 74–86. DOI: 10.17759/sps.2018090407

Полный текст

 

Введение

Современные условия деятельности водителей при все возрастающем количестве транспортных средств требуют новых инновационных подходов к обучению управлению транспортными средствами. Поведение обучаемого водителя за рулем автомобиля определяется важнейшим и наиболее разработанным направлением анализа человека как субъекта деятельности — диагностикой индивидуальных различий, изучением становления профессиональной пригодности как формирования ансамбля профессионально важных качеств [3]. В качестве высшего регулятора профессиональной деятельности выступают личностные особенности. Надежность управления автомобилем рассматривается как трехуровневая структура взаимодействия психических особенностей, состояний и эмоционального тонуса водителя. Проявление этих особенностей в управлении автомобилем обусловливает разные стили восприятия получаемой информации: полезависимый и полене­зависимый [13].

В рамках интегративного подхода к исследованию деятельности человека рассматривается феномен индивидуальных особенностей саморегуляции, которые находят отражение в планировании цели деятельности, определяют пути, способы и структуру действий, формируют критерии оценки достигнутых результатов. При этом индивидуальные особенности человека определенным образом соотносятся со стилем саморегуляции [11]. В целом исследования человеческого фактора в области безопасности дорожного движения концентрируются вокруг двух полюсов, на одном из которых изучаются индивидуальные качества субъекта, а на другом — его особенности управления автомобилем. Принятая в современной психологии концепция активного субъекта деятельности требует сближения этих двух направлений исследований, при котором может быть обнаружено многообразие проявлений индивидуально-психологических особенностей водителя и его поведения за рулем автомобиля. Возможно, именно поэтому прикладные исследования человеческого фактора в области безопасности дорожного движения необходимо сосредоточивать на прямом наблюдении за стилем управления автомобилем в естественных условиях.

Наиболее общим и основным признаком стиля является соотношение ориентировочных, исполнительных и контролирующих действий. Характер связей между свойствами нервной системы, мотивацией, направленностью личности в деятельности находит отражение в усвоении и проявлении индивидуального стиля. Как отмечал В.С. Мерлин, системообразующая роль стиля деятельности заключается в образовании связей между разноуровневыми свойствами индивидуальности [10].

В отношении деятельности водителей выделено два обобщенных стиля: в одном предпочтение отдается ориентировочному, планирующему аспекту деятельности (контролю за ситуацией и ее разносторонней оценке), в другом — исполнительскому, импульсивному стилю (стремлению скорее выполнить тот или иной маневр) [1; 8].

Современными исследованиями в большей степени рассматриваются факторы, способствующие формированию агрессивного управления автомобилем [2; 5; 18; 19]. Однако отмечается, что для более объективной оценки дорожного поведения необходимо изучать не отдельные аспекты, а многомерные характеристики стилей вождения [9; 20].

Вместе с тем в исследованиях индивидуального стиля деятельности водителей различные его иерархические уровни, отличающиеся и по элементам, и по характеру детерминации, чаще всего не учитываются. Как правило, анализируются качественные характеристики стиля, при этом выпадает из внимания структура управляющих автомобилем действий.

Эмпирическое исследование

Цель исследования заключается в изучении взаимосвязей водительских навыков, формируемых в процессе обучения управлению транспортным средством, с индивидуально-психологическими особенностями слушателей автошколы, проявляющими различные индивидуальные стили управления автомобилем.

В качестве гипотезы было сформулировано предположение, что люди с различными способностями, базирующимися на разных индивидуально-психологических особенностях, имеют различные достижения в формировании водительских навыков.

Организация исследования. Навыки вождения участников эксперимента оценивались в условиях транспортного потока во время проведения итоговой аттестации автомобильной школой. Тестирование каждого обучаемого длилось 90 минут. Движение автомобиля осуществлялось по утвержденному учебному маршруту. Индивидуально-психологические особенности слушателей автошколы определялись в условиях учебного класса. Все тесты проводились индивидуально.

Изучаемая выборка состояла из 11 девушек и 18 юношей, проходивших профессиональное обучение водителей транспортных средств категории В. Возраст испытуемых — от 18 лет до 21 года. Подготовка проводилась в соответствии с действующими программными требованиями [15].

В нашем исследовании для определения ориентировочного или исполнительского стиля вождения у обучаемых использовался метод экспертных оценок. Наблюдения осуществлялись тремя экспертами, имеющими соответствующую квалификацию инженеров по безопасности движения.

Изучаемые навыки были распределены на две группы: осведомительно-коммуникативные и динамические (табл. 1).

Таблица 1

Классификация водительских навыков

№ навыка

Водительские навыки

Структура и единицы измерения

Осведомительно-коммуникативные навыки

1

Подготовка рабочего места водителя

Продолжительность, с

2

Пользование зеркалами заднего вида

Количество раз

3

Использование указателей поворотов*

Баллы от 1 до 4

Динамические навыки

4

Начало движения на регулируемом перекрестке

время от включения 1-й передачи до начала движения, с;

время от начала движения до включения 2-й передачи, с

5

Остановка у края проезжей части

время от включения указателя поворота до начала торможения, с; время от начала торможения до полной остановки, с;

время от полной остановки до включения стояночного тормоза, с

6

Торможение автомобиля*

Баллы от 1 до 7

7

Обеспечение безопасной дистанции*

Баллы от 1 до 7

8

Выбор оптимального скоростного режима движения в транспортном потоке*

Баллы от 1 до 7

9

Выбор оптимального скоростного режима при маневрировании*

Баллы от 1 до 7

10

Выбор оптимальной траектории движения при маневрировании*

Баллы от 1 до 4

11

Своевременность переключения передач*

Баллы от 1 до 2

* 1 балл — минимальный уровень развития навыка.

На протяжении тестирования экспертами осуществлялась оценка стиля вождения и хронометрирование деятельности каждого испытуемого.

Методики. Для изучения типологических особенностей проявления свойств
нервной системы (сила, подвижность возбуждения и торможения, внутренний и внешний балансы возбуждения и торможения) использовались произвольные двигательные методики (по Е.П. Ильину) [6]. Уровень экстраверсии и нейро- тизма у слушателей автошколы оценивался с помощью личностного опросника Г. Айзенка (форма А) [14], тревожность измерялась по шкале ситуационной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбер­га в адаптации Ю.Л. Ханина [4].

Для определения взаимосвязей между показателями водительских навыков и индивидуально-психологических особенностей использовался корреляционный анализ. Для имеющегося количества испытуемых истинными считались связи с достоверностью на уровне р <0,05 и р <0,01 [12].

Результаты и их интерпретация

Следует отметить, что экспериментальные данные рассматриваются в отношении двух стилей (ориентировочного и исполнительского), в то время как в литературе их описывается значительно больше. Часто, говоря об индивидуаль­
ном стиле деятельности, исследователи, как замечает Е.П. Ильин [7], изучали стили, присущие не индивидуальности, а группе людей со сходными типологическими особенностями (стиль подвижных или инертных, слабых по силе нервной системы или сильных и т. д.).

Так, у слушателей автошколы, придерживающихся ориентировочного стиля, сила нервной системы (СНС) отрицательно связана с оптимальностью выбора траектории движения при маневрировании (r = -0,52; р <0,05) и безопасным торможением в транспортном потоке (r = -0,51; р <0,05) (табл. 2). То есть лица с более слабой нервной системой имеют более сформированные указанные навыки вождения.

Таблица 2

Корреляционные связи (r) водительских навыков с индивидуально-психологическими особенностями слушателей автошколы, проявляющих ориентировочный стиль вождения

 

№ показателя

Индивидуально-психологические особенности

СТ

ЛТ

Э

Н

СНС

Б1

Б2

ПВ

ПТ

1

-0,16

-0,01

0,61*

0,19

-0,02

0,51*

0,02

-0,25

-0,59*

2

0,21

-0,10

-0,12

-0,09

-0,22

-0,40

0,81**

0,01

0,07

3

-0,19

0,02

-0,22

-0,29

-0,23

-0,15

0,16

-0,11

-0,08

4

-0,24

-0,61*

0,58*

-0,72**

-0,44

0,43

0,11

0,07

-0,59*

5

-0,29

-0,51*

0,54*

-0,12

-0,52*

0,42

-0,01

0,16

-0,15

6

-0,15

-0,53*

0,65**

-0,26

-0,51*

0,32

0,43

0,00

-0,37

7

-0,43

-0,23

-0,44

-0,23

-0,11

-0,43

-0,04

-0,10

0,26

8

-0,06

-0,26

0,01

-0,05

-0,31

-0,41

0,57*

0,22

0,16

9

-0,10

-0,16

0,26

-0,18

-0,13

-0,23

0,30

0,15

-0,40

10

0,00

0,16

-0,33

0,17

-0,28

-0,54*

0,04

-0,03

0,42

11

0,30

0,04

-0,27

-0,16

0,29

-0,39

-0,16

0,05

0,19

12

0,51*

0,59*

0,04

0,77**

0,32

-0,35

0,51*

0,35

0,28

13

0,14

-0,34

0,56*

-0,28

-0,24

0,22

0,22

0,33

-0,24

Примечание: 1 — время подготовки рабочего места; 2 — количество использований зеркал заднего вида; 3 — использование указателей поворотов; 4 — своевременность переключения передач; 5 — выбор оптимальной траектории движения при маневрировании; 6 — безопасность торможения в транспортном потоке; 7 — обеспечение безопасной дистанции в транспортном потоке; 8 — время между включением указателя поворота и началом торможения перед остановкой; 9 — время между началом торможения и полной остановкой; 10 — время между полной остановкой и включением стояночного тормоза; 11 — время подготовки к началу движения на регулируемом перекрестке; 12 — время от начала движения до включения 2-й передачи; 13 — обеспечение оптимальной скорости движения в транспортном потоке; «*» — связь на уровне р <0,05; «**» — связь на уровне р <0,01.

Внешний баланс между возбуждением и торможением (Б1) положительно связан с навыком подготовки рабочего места к началу движения (r = 0,51; р <0,05) и отрицательно коррелирует со временем между полной остановкой и включением стояночного тормоза (r = -0,54; р <0,05). В результате лица с преобладанием возбуждения по внешнему балансу уделяют большое внимание организации своего рабочего места и быстрее фиксируют автомобиль в неподвижном состоянии после постановки на стоянку, повышая тем самым безопасность дорожного движения, в то время как навыки у водителей, имеющих преобладание торможения, более опасны.

Внутренний баланс (Б2) положительно коррелирует с частотой использования зеркал заднего вида (r = 0,81; р <0,01), временем переключения на 2-ю передачу после начала движения на перекрестке (r = 0,51; р <0,05) и временем между включением указателя поворота и началом торможения перед остановкой (r = 0,57; р <0,05). Это дает основание отметить, что лица с преобладанием внутреннего возбуждения более внимательны при выполнении торможения в транспортном потоке, чаще пользуются зеркалами заднего вида. У них больше времени, чем у лиц с преобладанием внутреннего торможения, затрачивается на подготовительные действия перед остановкой у края проезжей части и несколько позже переключаются передачи при выполнении разгона автомобиля. Преобладание внутреннего возбуждения позволяет более оптимально реагировать на изменение дорожной обстановки, обеспечивая безопасность торможения и осведомленность об изменении дорожной ситуации. Такие водители более осторожны при подготовке к маневру остановки, устойчивы к монотонной деятельности [17], но несколько занижают интенсивность разгона на перекрестках.

Подвижность торможения (ПТ) связана с такими навыками, как подготовка рабочего места водителя (r = -0,59; р <0,05) и своевременность переключения передач (r = -0,59; р <0,05). Более подвижные по торможению хуже владеют навыком своевременного переключения передач и уделяют меньше внимания подготовке рабочего места к управлению автомобилем.

Определенные связи выявлены между управляющими действиями водителей, предпочитающих ориентировочный стиль, и свойствами темперамента и тревожностью (см. табл. 2). Более тесные корреляции характерны в отношении экстраверсии (Э) с такими профессиональными навыками, как подготовка рабочего места водителя (r = 0,61; р <0,05), своевременность переключения передач (r = 0,58; р <0,05), оптимальность выбора траектории движения при маневрировании (r = 0,54; р <0,05), безопасность торможения в транспортном потоке (r = 0,65; р <0,01), обеспечение оптимальной скорости движения в транспортном потоке (r = 0,56; р <0,05). Экстраверты имеют более безопасные навыки движения в транспортном потоке.

Уровень нейротизма (Н) коррелирует со временем переключения 1-й передачи на 2-ю после начала движения на перекрестке (r = 0,77; р <0,01) и своевременностью переключения передач во время движения автомобиля (r = -0,72; р <0,01). Обучающиеся с высоким уровнем нейро- тизма допускают ошибки в выборе необходимой передачи.

Личностная тревожность (ЛТ) имеет отрицательные связи с такими действиями водителя, как своевременность переключения передач (r = -0,61; р <0,05), оптимальность выбора траектории движения при маневрировании (r = -0,51; р <0,05), безопасность торможения в транспортном потоке (r = -0,53; р <0,05), и положительно связана со временем переключения с 1-й передачи на 2-ю после начала движения на перекрестке (r = 0,59;
р <0,05). С последним показателем положительно взаимосвязан уровень ситуационной тревожности (r = 0,51; р <0,05).

В отношении водителей, предпочитающих исполнительский стиль в управлении транспортным средством, характерна несколько другая структура корреляционных связей (табл. 3). В частности, выявлено, что внешний баланс отрицательно коррелирует со временем подготовки рабочего места (r = -0,73; р <0,01) и временем переключения 1-й передачи на 2-ю после начала движения на перекрестке (r = -0,63; р <0,05). Внутренний баланс положительно коррелирует с количеством использований зеркал заднего вида (r = 0,60; р <0,05). Таким образом, лицам с преобладанием возбуждения по внешнему балансу свойственен более высокий темп действий в управлении автомобилем после начала движения на перекрестке. Лица с преобладанием возбуждения по внутреннему балансу больше внимания уделяют контролю за дорожной ситуацией через зеркала заднего вида.

Таблица 3

Корреляционные связи (r) водительских навыков с индивидуально-психологическими особенностями слушателей автошколы, проявляющих исполнительский стиль вождения

№ показателя

Индивидуально-психологические особенности

СТ

ЛТ

Э

Н

СНС

Б1

Б2

ПВ

ПТ

1

-0,11

0,15

-0,20

0,14

0,37

-0,73**

-0,18

0,19

0,37

2

-0,18

-0,06

0,61*

0,03

-0,31

0,32

0,60*

-0,09

0,08

3

-0,17

-0,60*

0,02

0,07

-0,25

0,27

0,12

0,19

-0,36

4

-0,23

-0,60*

-0,12

0,05

-0,18

-0,14

-0,37

0,26

-0,29

5

-0,21

-0,51

-0,04

0,03

0,27

-0,26

-0,03

0,05

-0,19

6

-0,60*

-0,23

0,44

-0,23

-0,41

0,35

0,14

0,68*

0,08

7

-0,02

0,68*

0,44

0,22

0,22

-0,26

0,47

-0,30

0,45

8

0,31

0,39

-0,22

0,77**

0,41

-0,52

-0,51

0,09

-0,19

9

-0,27

-0,14

0,23

0,02

-0,20

0,08

-0,13

0,73**

-0,24

10

-0,31

0,39

0,47

0,23

-0,07

-0,31

0,17

0,35

0,36

11

-0,38

-0,19

-0,05

-0,18

0,27

-0,47

-0,36

0,62*

0,19

12

-0,09

-0,02

-0,44

0,07

0,33

-0,63*

-0,38

0,31

0,28

13

-0,11

-0,60*

-0,23

0,14

0,08

-0,12

-0,05

-0,01

-0,25

Примечание: Обозначения те же, что и в табл. 2.

Подвижность возбуждения (ПВ) связана со временем подготовки к началу движения на регулируемом перекрестке (r = 0,62; р <0,05), безопасностью торможения в транспортном потоке (r = 0,68; p <0,05) и временем от начала торможения до полной остановки (r = 0,73; р <0,01). В целом водители, предпочитающие исполнительский стиль управления транспортным средством и имеющие инертность возбуждения и преобладание возбуждения по внешнему балансу, способны поддерживать оптимальный темп управления автомобилем в условиях транспортного потока. Но обучающиеся, обладающие подвижностью возбуждения, более безопасны при снижении скорости в транспортном потоке.

У слушателей автошколы с преимущественным исполнительским стилем вождения выявлены отрицательные связи личностной тревожности с такими показателями, как обеспечение безопасной скорости движения в транспортном потоке (r = -0,60; р <0,05), своевременность переключения передач (r = -0,60; р <0,05) и использование указателей поворотов при маневрировании (r = -0,60; р <0,05). Личностная тревожность положительно взаимосвязана с показателем безопасной дистанции в транспортном потоке (r = 0,68; р <0,05).

Водители, имеющие более высокий уровень личностной тревожности, в большей степени завышают скорость движения в транспортном потоке, также они несвоевременно переключают передачи, компенсируя опасность движения увеличением дистанции до впереди едущих транспортных средств.

Ситуационная тревожность отрицательно коррелирует с показателем безопасного торможения в транспортном потоке (r = -0,60; р <0,05). То есть более тревожные водители несколько запаздывают с выполнением торможения или тормозят недостаточно эффективно.

У слушателей автошколы с исполнительским стилем вождения уровень экс­траверсии положительно взаимосвязан с количеством пользований зеркалами заднего вида (r = 0,61; р <0,05). Такие водители в большей степени отслеживают изменение дорожной ситуации. Нейротизм коррелирует со временем от включения указателей поворота до начала торможения автомобиля при остановке (r = 0,77; р <0,01). Те, у кого более высокий ней- ротизм, затрачивают больше времени на оценку дорожной ситуации перед выполнением остановки автомобиля.

Повышенный уровень тревожности у водителей с исполнительским стилем чаще ведет к возникновению ошибок управления автомобилем, связанных с динамикой движения в транспортном потоке. В то же время обеспечение водителями безопасной дистанции служит фактором предотвращения дорожно­транспортных происшествий. При этом свойства темперамента связаны с оценкой водителями дорожной ситуации. Лица с экстраверсией более тщательно следят за изменениями транспортного потока, а водители с повышенным нейро- тизмом хуже ориентируются в дорожной ситуации.

Существует проблема того, что изучаемые нами стили вождения автомобиля сформировались у слушателей автошколы стихийно, как можно предполагать, под влиянием имеющихся у обучаемых склонностей, способностей (двигательных, психомоторных, умственных) и индивидуальных психофизиологических особенностей. Возможно также формирование стиля деятельности как подражание авторитету, копирование особенностей его деятельности в качестве идеала профессионального мастерства. Как замечают Е.П. Ильин [7] и В.А. То- лочек [16], это не лучший способ, потому что он не учитывает особенности того, кто подражает.

Таким образом, планируя в дальнейшем исследование особенностей формирования стилей вождения и их динамики с учетом социально-психологических переменных, можно существенно расширить представления о влиянии социального фактора на стилистические особенности управления транспортным средством.

Сознательное и целесообразное формирование индивидуального стиля должно базироваться на учете сильных и слабых сторон человека в соответствии с его типологическими и личностными особенностями. Полученные экспериментальные данные открывают дальнейшую перспективу использования дифференцированного подхода к содержанию вариативной части программы профессионального обучения водителей в зависимости от их индивидуально-психологических особенностей.

Выводы

Проявляющиеся у слушателей автошколы характеристики стилей вождения автомобиля имеют свои приоритеты в соответствии с имеющимися индивидуально-психологическими особенностями.

1.    Лица с более высокой экстраверси­ей, предпочитающие ориентировочный стиль вождения, больше внимания обращают на подготовку рабочего места водителя, выбор оптимальных траекторий движения и создание условий для выполнения безопасного торможения автомобиля. У лиц с исполнительским стилем структура корреляционных связей менее интегрирована. Эти начинающие водители предпочитают обеспечивать характеристики движения автомобиля, соответствующие средним характеристикам транспортного потока.

2.    У водителей с ориентировочным стилем типологические особенности проявления свойств нервной системы в значительной мере определяют как ос­ведомительно-коммуникативные, так и динамические профессиональные навыки. Свойства темперамента и уровень личностной тревожности в большей степени взаимосвязаны с динамическими навыками, обеспечивающими взаимодействие с другими участниками движения. У слушателей с проявлением исполнительского стиля подвижность возбуждения коррелирует с динамическими навыками, задающими темп управления автомобилем. Уровень личностной тревожности связан с действиями, определяющими движение автомобиля в транспортном потоке.


[*] Бебинов Сергей Евгеньевич — кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры и спорта, ФГБОУ ВО «Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина», Омск, Россия, bebinov.ru@gmail.com

[†] Сальников Виктор Александрович — доктор педагогических наук, профессор, кафедра физической подготовки, ФГКВОУ ВПО «Омский филиал Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева», Омск, Россия, viktor.salnikov1@yandex.ru

[‡] Кривощекова Ольга Николаевна — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физического воспитания, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ)», Омск, Россия, krivoshokova.ru@gmail.com

Литература

 

  1. Бебинов С.Е., Сальников В.А. Особенности формирования профессиональных водительских навыков: монография. Омск: СибАДИ, 2016. 174 с.
  2. Булыгина В.Г., Дубинский А.А., Шпорт С.В., Калинкин Д.С. Психология высокорискового вождения (обзор зарубежных исследований) [Электронный ресурс] // Психология и право. 2016. Том 6. № 2. С. 72—92. doi: 10.17759/psylaw.2016060206
  3. Гуревич К.М. Дифференциальная психология и психодиагностика: избранные труды. СПб: Питер, 2008. 336 с.
  4. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. 2-е изд., доп. и перераб. СПб: Питер, 2007. 512 с.
  5. Ефремов С.Б. Модель распознавания стилистических особенностей управления транспортным средством и классификация стратегий взаимодействия в условиях дорожного трафика // Социальная психология и общество. 2017. Том. 8. № 4. С. 123—133. doi: 10.17759/sps.2017080409
  6. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. СПб: Питер, 2003. 384 с.
  7. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб: Питер, 2004. 701 с.
  8. Лобанова Ю.И. Планирующий стиль деятельности: описание, диагностика, компенсационные возможности // Вестник гражданских инженеров. 2014. № 4(45). С. 140—147.
  9. Лобанова Ю.И. Стиль вождения: структурный подход к диагностике. Оценка отдельных характеристик // Вестник гражданских инженеров. 2014. № 6(47). С. 284—292.
  10. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 256 с.
  11. Моросанова В.И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2010. № 1. С. 36—45.
  12. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб: Речь, 2004. 392 с.
  13. Обознов А.А., Петрович Д.Л. Оценивание приборной информации: когнитивно- стилевые характеристики // Экспериментальная психология. 2009. Том. 2. № 4. С. 74—80.
  14. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. 2-е изд., доп. и перераб. СПб: Питер, 2006. 560 с.
  15. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (Зарегистрирован в Минюсте России 09.07.2014 № 33026) [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/70695708/#ixzz3nfuhgRkq (дата обращения: 11.10.2018).
  16. Толочек В.А. Проблема стилей в психологии: историко-теоретический анализ. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. 320 с.
  17. Фетискин Н.П. Системное исследование монотонии в профессиональной деятельности: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. СПб, 1993. 43 с.
  18. Четверикова А.И., Ермолаев В.В., Ткаченко О.Н. Когнитивные карты в стратегии поведения водителей по материалам опросников «Driving Anger Expression Inventory» («DAX») и «Dula Dangerous Driving Index» («DDDI») на российской выборке // Социальная психология и общество. 2017. Том 8. № 4. С. 107—122. doi: 10.17759/sps.2017080408
  19. Baloguna S.K., Shengea N.A., Samuel S.E. Psychosocial factors influencing aggressive driving among commercial and private automobile drivers in Lagos metropolis // The Social Science Journal. 2012. Vol. 49. P. 83—89. doi: 10.1016 / j.soscij.2011.07.004.
  20. Taubman Ben-Ari O., Skvirsky V. The multidimensional driving style inventory a decade later: Review of the literature and re-evaluation of the scale // Accident; analysis and prevention. 2016. Vol. 93. P. 179—188. doi: 10.1016/j.aap.2016.04.038

 

Информация об авторах

Бебинов Сергей Евгеньевич, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры организации и безопасности движения,, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (ФГБОУ ВО СибАДИ), Омск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6044-4744, e-mail: bebinov.ru@gmail.com

Сальников Виктор Александрович, доктор педагогических наук, профессор кафедры физической подготовки, Омский филиал Военной академии материально-технического обеспечения (ФГКВОУ ВПО Омский филиал ВА МТО), Омск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2984-4226, e-mail: viktor.salnikov1@yandex.ru

Кривощекова Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры и спорта, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ)», Омск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3515-1784, e-mail: krivoshokova.ru@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1220
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 528
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0